ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре (старшая группа)

Клавкина Лидия Анатольевна

На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие авторы Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова свидетельствуют о том, что от 30% до 40% у детей старшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень двигательного развития, причиной этого послужил современный образ жизни детей. Психологи, педагоги и врачи отмечают общую тенденцию в дошкольных образовательных учреждениях – это снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова,
С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для детей дошкольного возраста потеря движения - это потеря здоровья, развития, знаний. Не случайно, что проблема здоровья имеет первостепенное значение в воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях [2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие авторы Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова свидетельствуют о том, что от 30% до 40% у детей старшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень двигательного развития, причиной этого послужил современный образ жизни детей. Психологи, педагоги и врачи отмечают общую тенденцию в дошкольных образовательных учреждениях – это снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова,
С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для детей дошкольного возраста потеря движения - это потеря здоровья, развития, знаний. Не случайно, что проблема здоровья имеет первостепенное значение в воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях [2].

Специалисты установили, что у дошкольников ловкость является наивысшим показателем двигательной подготовки и считается диалектической единицей. Передача двигательного опыта для игры и самостоятельной деятельности является наиболее характерным проявлением ловкости.

Старший дошкольный возраст признан сенситивным периодом для развития ловкости, и характеризуется наличием предпосылок и необходимых условий. Тем не менее, беседы с детьми, анкетирование педагогов и родителей, анализ календарно-тематических планов работы воспитателей подтвердили, что развитие ловкости, и, в частности, улучшение двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, не был должным образом учтен. Наблюдается отсутствие последовательного и вариативного обучения физическим упражнениям, дети старшего дошкольного возраста сознательно и творчески не используют имеющийся двигательный опыт, который получен при организации непосредственно образовательной деятельности физической культурой под руководством инструктора по физическому воспитанию, в игровой и самостоятельной деятельности. Это обычно происходит из – за отсутствия методических рекомендаций для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста [4].

В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности человека, роль систематических занятий физическими упражнениями и подвижными играми возрастает. Важность подвижных игр в развитии физических качеств. Таких как: скорость, ловкость, сила, выносливость, точность, скоростно-силовые способности также велика.

Важность подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и развитие личности были подчеркнуты
Н.И. Пироговым, а позднее Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптеревым. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П.Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и считал игру самым ценным средством воспитания и обучения личности [1,3].

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку осваивать различные, довольно сложные виды деятельности, демонстрируют независимость, активность, креативность. В играх с спортивными элементами улучшается «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов [6].

Физические качества детей включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер. Исследование двигательных качеств было проведено такими исследователями, как Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, Л.В. Волковым,  
В.М. Зациорским, Е.С. Вильчковским, М.Ю. Кистяковской и другие [5].

Проблема развития ловкости у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых и наименее разработанных в теории и методике физического воспитания. Некоторые учёные (Е.П. Ильин, В.И. Лях и др.) рассматривают ловкость как часть координационных способностей. Другие - выделяют ее как самостоятельное качество (Н.А. Бернштейн,
В.М. Зациорский, В.С. Фарфель и др.). Третьи (Ю.Ф. Змановский, В. Гаврийски и др.) отрицают понятие «ловкость», относящееся к общему развитию физических характеристик [6].

Далее мы представим работу по развитию двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя три взаимосвязанных и взаимозависимых этапа.

Цель первого - подготовительного - этапа научить детей осознанному выполнению физических упражнений, обогатить их двигательный опыт, перенести полученные знания и навыки в игровую деятельности.

На данном этапе проводится практическая работа по повышению осведомленности о физических упражнениях в рамках непосредственной организованной деятельности по физическому воспитанию путем обучения старших дошкольников общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. С этой целью мы разработали конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию с использованием разнообразных игровых упражнений, которые направлены на развитие двигательных умений и навыков у детей старшей группы. Данные конспекты были тематические: «Ребятам о зверятах», «Готовимся к Олимпийским играм», «Мы - танцоры», «Цирковое представление», «Путешествие на север» и т.д.

Элемент новизны важен для развития двигательных навыков и способностей, поэтому мы предлагаем детям варианты выполнения физических упражнений, которые развивают двигательную изобретательность: выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.

Основной этап, цель - воспитание мгновенной реакции на сигнал, улучшить двигательные умения и навыки, в подвижных играх, улучшить координацию движений и способность адаптироваться к изменениям окружающей обстановки.

При проведении игр с бегом - «Дракон», «Салочки», «Догонялки», «Менялки», «Кукушка», «Ловишки» и т.д. детей знакомили разнообразным приёмам увёртывания, пониманию, как можно резко изменить направление - остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Для бега с препятствиями одновременно использовали различные предметы и вспомогательные средства: кегли, конусы, набивные мячи; с помощью указателей были созданы вероятностные условия для определения направления движения, расстояние между предметами варьировалось переменно. Использование визуального материала позволило найти более рациональный вариант решения двигательной задачи.

При повторном изучении игры детей просили запомнить и рассказать ее содержание и правила.

Мы так же играли серию игр, которые были направлены на развитие двигательных умений и навыков, основным содержанием которых было выполнение определённых заданий – «Обеги мяч», «Не задень», «Разойдись- не упади», «Пролезь в обруч», «Найди пару в кругу» и т.д. Старшим дошкольникам предлагали игровые задания, которые проводили в усложненных условиях, и которые требовали внезапного изменения техники движения (бег между предметами, изменение направления, выполнение определенного действия по сигналу и др.), с применением различных предметов, спортивного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями; в индивидуальном задании; при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур). Такие игры направлены на воспитание координации движений и быстроты реакции на сигнал.

Значительное внимание уделяли подвижным играм с элементами соревнований – «Кто скорее», «Успей поймать», «Бабочки и стрекозы», «Конь-огонь», «Успей первым» и т.д., которые позволяли не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать и воспитывать двигательные умения и навыки. Во всех вариантах таких игр старшим дошкольникам сначала предлагалось определить способ предстоящих действий на основе требований игры, а затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.

Нами были подобраны игры и игровые упражнения с мячом- «Охотники», «Штандер», «Выбивало», «Горячая картошка», «Выше мяч», «Мяч в кругу», «Передай, не урони» и т.д. Содержание игр включало в себя различные задания, которые направлены на развитие умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное. Использовали игры с мячом как большой, так и малой подвижности. В играх с мячом дополнительно использовались мячи разного диаметра, фактуры, веса.

Заключительный этап цель - совершенствование двигательных умений и навыков старших дошкольников и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На этом этапе планировалось играть в подвижные игры с более сложными заданиями; придумывание игры и упражнений самими дошкольниками; включение вышеуказанных игр в формы активного отдыха - физкультурные досуги и праздники, использование игр с высокой подвижностью и самостоятельной двигательной деятельностью старших дошкольников. Такие коллективные игры позволяют закрепить двигательные умения и навыки, поскольку именно при выполнении игровых заданий, которые направлены на развитие чувства соперничества, двигательные умения и навыки проявляется наиболее четко.

Особое внимание на этом этапе работы было уделено внедрению индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам, со значительными различиями в степени формирования двигательных навыков и уровню физической подготовленности: задания подбирали индивидуально для каждого ребёнка, для соперничества в парах, коллективных соревнований. Целесообразным оказался приём объединения в пары не только активных и пассивных старших дошкольников, но и дошкольников с разным уровнем физической подготовленности.

Таким образом, можно констатировать, что усовершенствованная методика развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, основанная на подвижных играх, по сравнению с существующей, традиционной методикой, основанной на развитии двигательных навыков посредством обучения основным видам движения и общеразвивающим упражнениям, более эффективна. Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование подобранных игровых упражнений и подвижных игр способствует значительному обогащению двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста, увеличению резерва условно-рефлекторных связей.

Список использованных источников:

1. Бауэр, О.П. Подвижные игры: учебное пособие для студентов. – СПб.: ВВМ, 2001. – 332с.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. – 96 с.

3. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2008. – 168 с.

4. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста. - Екатеринбург: 2007. - 138 с.

5. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.

6. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3 - 7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Подвижная игра как средство развития двигательных умений и навыков

Консультация для родителей о подвижных играх....