Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Зотова Ольга Ивановна

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

      Дидактические игры, позволяющие накопить и развить

           речевые умения и навыки у детей старшего

                        дошкольного возраста.          

 Систематическая работа с использованием дидактических игр по формированию грамматически правильной речи приведёт к тому, что дети станут говорить правильно, исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

 

 Ценность предлагаемых дидактических игр:

* Они непродолжительны по времени.

* Проходят непринуждённо, живо, в игровой форме.

* Не пользуются сложной грамматической терминологией.

   Дидактические игры с использованием существительных:

1. «Подбери слово» - подбирать слова, сходные по звучанию (рифмующиеся).

- Сестричка - рукавичка, лисичка, невеличка, пуговичка, косичка.

- Матрёшка - серёжка, рыбёшка, поварёшка, лукошко.

- Крыльцо - кольцо, яйцо.

2. «Кузовок» - в кузовок можно класть только те слова, которые оканчиваются на - ок - ак - ёк.

- Замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок.

- Чудак, пятак, четвертак, мастак.

- Хорёк, зверёк, ручеёк, кулёк.

3. «Лишнее слово» - назови лишнее слово, объясни почему.

- Щука, карась, окунь, сом, рак.

- Роза, одуванчик, ромашка, ландыш, подорожник.

4. «Один - много».

 - Лес - леса, дом - дома, стол - столы, кот - коты, мост - мосты.

5. «Много - один».

 - Орехи - орех, розы - роза, стулья - стул, ноги - нога.

6. «Покажи на себе части тела и назови их ласково».

  - Голова - головка, носик - нос, щёчка - щека, ножка - нога.

7. «Назови предметы большие и маленькие».

 - Стол - столик, дом - домик, шар - шарик, дерево - деревце.

8. «Назови ласково».

 - Таня - Танечка, Танюша, Танюшенька.

9. «Закончи предложение».

 - Учитель учит …, почтальон разносит …, врач лечит …, повар готовит…

        Дидактические игры с использованием глаголов:

1. «Не ошибись» - закрепление знаний о том, что дети делают в разное время суток.

- Утро - просыпаются, здороваются, умываются, чистят (зубы), причёсываются, одеваются, завтракают и тд.

2. « Кто больше знает» - обогащать знания о предмете, как его можно использовать.

- Стакан - пить, поливать, измерять, накрывать, ставить.

- Платок - повязывать, заворачивать, перевязывать, накрывать, завязывать.

3. «Кто больше назовёт» - назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, измерять, накрывать, ставить, стучать и др.

- Что может лететь: самолет, парашют, планер, птица, стрела, пуля, звук, облако, бабочка.

4. «Назови движения» - назвать все движения, из которых состоит действие.

- Шить: брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть, завязывать, отрезать.

5. «Кто как кричит»

- Корова - мычит, собака - лает, петух -  кукарекает, свинья - хрюкает.

6. «Кто как передвигается».

- Лягушка - прыгает, птица - летает, уж - ползает, белка - лазает.

7. «Кто это».

- Летает, жужжит, жалит - пчела. Лакает, мурлыкает, умывается, охотится - кошка.

8. «Подбери действия к предмету».

- Огонь - горит, пылает, тлеет, жжёт, согревает, обжигает.

9. «Придумай предложение».

- Гремит - сверкает, идет - дует, свистит - метёт, светит - греет.

  Дидактические игры с использованием прилагательных:

1. «Кто больше назовёт признаков».

- Ёлка - зелёная, пушистая, колючая, стройная, новогодняя, нарядная.

2. « Отгадай предмет по признакам».

- Пушистый, жёлтый (одуванчик, цыплёнок). Жёлтый, кислый (лимон).

3. «Скажи по - другому».

- Мальчик радостный (весёлый, улыбчивый, смеющийся).

4. «Скажи наоборот».

-Кислый - сладкий, мягкий - жёсткий, тёплый - холодный.

5. «Скажи правильно».

Молоко - горячее, чай - горячий, каша - горячая, пирожки - горячие.

Варенье - сладкое, сок - сладкий, малина - сладкая, ягоды - сладкие.

  Дидактические игры с использованием предлогов:

1. «Угадай, где спряталась матрёшка».

- За стулом, под столом, на столе, в горшке, около двери и тд.

2. «Солнечный зайчик».

- На стене, под столом, на потолке, около окна за дверью.

3. «Делай так, как я скажу».

- Маша, встань у доски, сядь около окна, подойди к двери, спрячься за столом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает  изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»

Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»...