Оценка двигательной подготовленности дошкольника.Методические принципы диагностики.
методическая разработка по физкультуре

Ключникова Ирина Михаловна

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА: содержание и организационно – методические принципы диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА:

содержание и организационно – методические

принципы диагностики

                                                                      Инструктор по физической культуре

Ключникова Ирина Михайловна

                                                      САМАРА

В соответствии с санитарными правилами для ДОУ тестирование двигательной подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Воспитатели групп и медицинский персонал оказывают необходимую помощь в его организации и проведении.

При определении медицинских противопоказаний нельзя ориентироваться только на группу здоровья. Например, во вторую группу здоровья входят дети с уплощением стопы, аллергическими проявлениями, часто болеющие. В то же время к ней относят детей, имеющих более серьезные патологии (гипертензионно–гидрецефальный синдром, грыжи, пороки сердца, заболевания почек и др.). А эти дети требуют строго дифференцированного подхода к тестированию и специального набора безопасных тестов.

         Диагностики двигательной подготовленности нацелена на определение, прежде всего, степени «умелости» ребенка, т.е. выявляет уровень овладения программными двигательными умениями и навыками. Поэтому уровень двигательной подготовленности оценивается, прежде всего, качественными параметрами. В основу современной методики оценки двигательной подготовленности дошкольника положены идеи и принципы изучения развития его движений, разработанные в отечественной и зарубежной науке и богатый опыт работы детских садов.

При тестировании учитываются уровень здоровья ребенка, конституционные, врожденные особенности строения тела, особенности нервной системы, природные задатки двигательных способностей, а также влияние обучения и окружающей среды.

Особое внимание следует уделить методике проведения тестирования, сущность которой заключается в создании игровой атмосферы. Активное использование игровой (младший и средний возраст) и соревновательной (старший возраст) мотивации, включение игровых персонажей, использование маленьких призов – сувениров, предвосхищающих положительную оценку, обеспечивают проявление максимальных возможностей ребенка и позволяют дать объективную оценку уровня его двигательной подготовленности.

Оценка уровня двигательной деятельности детей проводится в начале года (исходное) и в конце (итоговое). Наиболее оптимальным для исходного тестирования считается период с 15 сентября по 15 октября. Начинать следует со старших групп, так как детям младшего возраста необходим более длительный срок для адаптации. Тестирование проводится с детьми в возрасте не ранее 3 лет 6 месяцев. Полученные данные определяют дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также используются для оценки степени эффективности работы воспитатели и педагога по физической культуре.

        При организации обследования следует учесть целый ряд организационно-методических условий:

  • Предварительная оценка врачом состояния здоровья детей
  • Присутствие двух-трех взрослых (воспитателя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры), что позволит четко распределить функции в работе с детьми. Один может организовывать деятельность детей, подавать команды, использовать игровые и стимулирующие приемы во время тестирования, другой – вести активное наблюдение за техникой выполнения движений и состоянием детей, третий – фиксировать результаты в протоколе.
  • Подготовка протоколов
  • Подготовка места и условий для проведения обследования. Для объективности получения данных целесообразно проводить обследование в хорошо известных ребенку условиях в одно и то же время. Оптимальное время с 9-00 до 11-00, а также с 16-00 до 17-00, т.е. часы, в которые проявляется максимальная активность подавляющего большинства детей.
  • Проведение игровой разминки, направленной на подготовку всего организма и отдельных мышечных групп ребенка к выполнению тестовых заданий. Длительность такой разминки 3-5 минут. Способ проведения – фронтальный. Содержание обычно составляют разные виды ходьбы и непродолжительного бега, подготовительные упражнения (но не подводящие! Так как они осуществляют обучающую функцию).
  • Обязательность присутствия детей и обследующих взрослых в спортивной обуви и форме, что обеспечивает соответствующий настрой на результат и серьезность решаемых задач, создает оптимальные условия для получения максимальных показателей и обеспечивает установление ассоциативных связей между процессом обучения на занятии и обследовании.
  • Подготовка спортивного и игрового оборудования, измерительных приборов, т.е. своеобразного «диагностического чемоданчика», наполненного соответствующим содержимым для каждого вида тестирования.
  • Все тестовые задания (кроме теста на общую выносливость) предлагается выполнить три раза. Фиксируется лучший результат.
  • При диагностике двигательной подготовленности педагог не должен показывать или подсказывать способ выполнения задания. Его словесные указания должны только нацеливать на качественное и результативное выполнение движений.
  • Использование методики игрового тестирования («Кенгурята», «Сильные ноги», «Не задень», «Тир» и т.п.) обеспечивающей непринужденный характер общения педагога и ребенка и выявление максимальных показателей в усвоении навыков движений.

В работе по диагностике двигательной подготовленности детей дошкольного уровня предлагается программа – минимум, которая прошла апробацию в дошкольных учреждениях общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида, а также экспертизу в НИИ гигиены и охраны детей и подростков (Березина Н.О. и Лашнева И.П. 2003). Количественные показатели уровня овладения основными видами движений, получаемые с помощью тестовых заданий, дополняются активным наблюдением, позволяющим сделать полный анализ «рисунка движений ребенка». Оценка сформированности навыка движения производится по трех бальной системе (соответственно низкий, средний и высокий уровень), либо изображается графическим способом с использованием геометрических фигур (низкий уровень - , средний уровень -, высокий уровень - ).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ХОДЬБЫ

Обследование лучше осуществлять в процессе занятий физической культурой, наблюдая за каждым ребенком во время ходьбы во вводной части, когда дети непринужденно и естественно продвигаются по залу (длиной не менее 10м) без каких-либо указаний. Не следует использовать установку типа «идти красиво как солдат, спортсмен, балерина», так как в данном случае ребенок переходит на шаг с высоким подниманием бедра или ходьбу с носка. Задачи исследователя – выяснить умение ребенка правильно ходить обычным шагом.

ПОКАЗАТЕЛИ ХОДЬБЫ:

Младший возраст

  1. прямое ненапряженное положение туловища и головы.
  2. свободные движения рук и ног (еще не ритмичны и неэнергичны)
  3. согласованные движения рук и ног
  4. примерное соблюдение направления с опорой на ориентиры

Средний возраст

  1. прямое ненапряженное положение головы и туловища
  2. свободное положение рук от плеча
  3. шаг ритмичный, но еще нестабильный и тяжеловатый
  4. соблюдение направления без опоры на ориентиры

Старший возраст

  1. хорошая осанка
  2. свободные движений рук от плеча со сгибанием в локтевых суставах
  3. шаг энергичный, ритмичный, стабильный.
  4. выраженный перекат с пятки на носок
  5. активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая)
  6. умение соблюдать направление

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БЕГА

Обследование бега может осуществляться на физкультурном занятии во вводной части или во время проведения теста на скорость (на 30м)

ПОКАЗАТЕЛИ БЕГА:

Младший возраст

  1. туловище прямое (или немного наклонено вперед)
  2. выраженный момент «полета»
  3. свободные движения рук
  4. соблюдение направления с опорой на ориентиры

Средний возраст

  1. небольшой наклон туловища, голова прямо
  2. руки полусогнуты в локтевых суставах
  3. выраженный вынос бедра маховой ноги (под углом 40-50˚)
  4. ритмичность бега

Старший возраст

  1. небольшой наклон туловища, голова прямо
  2. руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь
  3. быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом 60-70˚)
  4. опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах
  5. прямолинейность, ритмичность бега

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЫЖКОВ

Содержимое диагностического чемоданчика: мел, рулетка, флажки (3-4)

Обследование можно проводить в физкультурном зале (при условии наличия мата) в виде игры «Кенгуру». Детям предлагается встать около черты (на краю пропасти) и прыгнуть как можно дальше через пропасть, оттолкнувшись двумя ногами. Кенгурята должны перепрыгнуть это опасное место и вернуться невредимыми в своей маме – кенгуру. В старшей и подготовительной группах можно использовать соревновательный прием «Чей прыжок дальше». Место приземления каждого ребенка (по пяткам) отмечается флажком.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА

Младшая возраст

  1. исходное положение: ноги на ширине стопы, руки опущены
  2. замах: руки слегка вперед, затем назад, ноги сгибаются в коленных суставах
  3. толчок: отталкивание одновременно двумя ногами
  4. полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное
  5. приземление: мягко и одновременно на две полусогнутые ноги

Средний возраст

  1. исходное положение: ноги параллельно на ширине ступни
  2. замах: руки вперед, затем полуприседание с наклоном туловища и отведением рук назад
  3. толчок: двумя ногами одновременно с махом руками вперед-вверх
  4. полет: руки вперед-вверх, туловище и ноги выпрямлены
  5. приземление: одновременно на обе ноги, мягко, с пятки на носок, положение рук свободное

Старший возраст

  1. исходное положение: ноги параллельно на ширине стопы
  2. замах: руки вперед, подъем на носки, затем – назад с активным полуприседанием и опусканием на всю стопу
  3. толчок: одновременно двумя ногами с резким махом руками вперед-вверх
  4. полет: туловище согнуто, вынос ног вперед
  5. приземление: одновременно на пятки обеих ног с перекатом на всю стопу, колени полусогнуты, руки выносятся вперед - в стороны, равновесие сохранено

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАНИЯ

Содержимое диагностического чемоданчика: мешочки (3 одного цвета и 3-другого) массой 150-200г или теннисные мячики, рулетка на 15м, флажки, мел.

        Обследование проводится на площадке длиной не менее 20м, вдоль которой от линии броска натягивается рулетка. Детям предлагается по одному совершить по 3 броска каждой рукой (синими мешочками – правой рукой, а красными – левой) в виде игрового упражнения «Кто дальше». После бросков педагог фиксирует в протоколе и отмечает флажками по краю дорожки лучшие результаты в приземлении красного и синего мешочков. Обследование проводится в виде игры «Сильные руки», по результатам которой лучший игрок награждается медалькой (вымпелом, фишкой). Бросок осуществляется детьми способом «из-за спины через плечо», в младшем возрасте – «от плеча».

ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ:

Младший возраст

  1. исходное положение: ноги слегка расставлены, мешок в опущенной руке
  2. прицеливание: туловище слегка наклонено вперед, рука сгибается в локтевом суставе
  3. замах: согнутая в локтевом суставе рука отводится к плечу, небольшой поворот вправо
  4. бросок: рука резко выпрямляется в направлении полета, небольшой наклон туловища вперед
  5. сохранение равновесия

Средний возраст

1. исходное положение: при метании правой рукой левая нога немного впереди, туловище повернуто в сторону броска, мешочек в опущенной руке

2. прицеливание: наклон туловища вперед, правая рука с мешочком поднимается вперед-вверх

3. замах: рука с мешочком проносится вниз - назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище слегка отклоняется назад

4. бросок: рука с мешочком резко выпрямляется, туловище поворачивается в сторону броска.

5. сохранение равновесия

Старший возраст

  1. исходное положение: при метании правой рукой  стойка ног на ширине плеч, левая впереди, правая сзади, тяжесть тела равномерно распределена, рука с мешочком опущена.
  2. прицеливание: туловище немного подается вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, правая рука поднимается вперед-вверх, ребенок совмещает видимый ориентир и конец мешочка
  3. замах: рука переносится вниз - назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище поворачивается в сторону бросающей руки и отклоняется далеко назад, правая нога сгибается в колене и на нее переносится тяжесть тела, левая – становится на пятку, левая рука выносится вперед – «положение натянутого лука»
  4. бросок: правая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклоняется вперед, рука проносится около головы и резким рывком кистью совершает бросок
  5. сохранение равновесия: правая нога приставляется к левой.

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

        Деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых вариантов, комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую.

Анализ двигательного творчества можно проводить по следующим направлениям – показателям (Э.Я.Степаненкова):

  1. отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации. Искренность переживаний.
  2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, гибкость мышления, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов выполнений.
  3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действие. В игре. Поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей, передающих задуманное

Уровни проявления двигательного творчества оценивается по следующим критериям:

  • Данные показатели не проявляются или проявляются в крайне стертой форме. Это – низкий (критический) уровень (1балл или ∆);
  • Показатели проявляются, но не в полном объеме. С помощью и подсказкой взрослого или предлагается всего один вариант знакомого действия (игры). Это – средний уровень (2 балла или );
  • Дети демонстрируют яркое проявление всех трех показателей, оригинальность, самостоятельность, большее разнообразие вариантов (два и более). Это, соответственно, высокий уровень (3 балла или ○).

Данные критерии являются едиными для всех возрастных групп, что позволяет проследить возрастные изменения и особенности формирования творческой направленности деятельности детей с трех до семи лет.

        Оценка двигательного творчества в подвижных играх в связи со спецификой этой деятельности используются все три показателя. Однако в младшей группе творчество оценивается только по первому показателю, так как на данном возрастном этапе идет накопление двигательного опыта за счет активного подражания (имитации) действиям взрослого, сверстников, животных и пр. В средней – по первому и второму признаку, старшей и подготовительной к школе группах – по трем.

Рекомендуются следующие контрольно-тестовые задания:

В младшей группе оценка уровня происходит на основе анализа результатов наблюдений за эмоциональным состоянием и перевоплощением ребенка во время игры.

 Средняя группа

После игры «У медведя во бору» детям задаются вопросы:

  1. Какими еще способами можно приближаться к медведю?
  2. Какие препятствия могут встретиться на пути? Подбери и разложи физкультурное оборудование.
  3. Кто, кроме медведя, может напугать детей в лесу? Как тогда будет называться игра? Как мы будем играть в новую игру?

   Старшая группа

1. После игры «Сделай фигуру» («Море волнуется раз») воспитатель предлагает разные ее варианты: дети выполняют заранее оговоренную роль морского животного, рыбы; изображают разное состояние моря: полный штиль, шторм и т.п.; придумывают фантастическую морскую фигуру по одному, в парах, в тройках.

       При каждом проигрывании воспитатель наблюдает за  эмоциональным состоянием ребенка, находчивостью, выразительностью, оригинальностью движений и соответствием его пластики характеру изображаемого героя.

2. После игры «Бездомный заяц» детям предлагается придумать варианты игры (оценивается оригинальность и количество)

    Подготовительная группа

Наряду с заданиями для старшей группы дополнительно предлагаются новые творческие задания, которые оцениваются по третьему показателю:

1. Детям предлагается придумать подвижную игру по сказке «Красная шапочка», «Маугли» (сказки и рассказы можно менять)

Оценивается умение отобрать противоборствующие роли для участников, определить двигательные действия соревновательного характера, продумать сигналы к началу, перемене и концу действий, кратко сформулировать правила игры.

 2. Детям предлагается поучаствовать в конкурсе «выдумщиков»: придумать новую и самую интересную игру (считалку, жеребьевку, сопровождающий текст к игре)

По результатам обследования на всю группу по каждому виду движений составляется отдельный протокол. Сравнение полученных данных производится с показателями, приводимыми в современных программах дошкольного образования. Следующие таблицы рекомендованы Г.Лесковой и Н.Ноткиной (Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание, 1989, №10)

                                    ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА                 таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя

Показатели техники

Результат

Уровень

И.

П.

З

А

М

А

Х

Т

О

Л

Ч

О

К

П

О

Л

Е

Т

П

Р

И

З

Е

М

Л.

1

2

Иван М.

+

+

+

+

+

102см

высокий

        КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕГА (30м, сек)    Таблица 2

Возраст,

лет

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

Д

9,4 – 8.7

9,8 – 8,7

9,5 – 9,9

9,9 – 10,2

10.0 – 10.7

10,3 – 12.7

5

М

Д

8,3 – 7,9

8,8 – 8,3

8,4 – 9,2

8,9 – 9,2

9,3 – 10,0

9,3 – 10,2

6

М

Д

7,6 – 7,5

8,2 – 7,8

7,7 – 8,2

8,3 – 8,8

8,3 – 8.5

8,9 – 9.2

7

М

Д

7,2 – 6,8

7,5 – 7,3

7.3 – 7.5

7.6 – 7,9

7.6 – 8,0

8,0 – 8.7

ПОКАЗАТЕЛИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА (см)  Таблица 3

Возраст,

лет

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М

Д

70,0 и больше

70.0 и больше

58,0 – 69.5

60,0 – 60,0

57,0 и меньше

59,0 и меньше

5

М

Д

92, 0 и больше

87,0 и больше

77,1 – 91,6

76,2 – 86,5

76,0 и меньше

75 и меньше

6

М

Д

101,0 и больше

100,0 и больше

86,3 – 100,0

88,0 – 99,6

85, 0 и меньше

87,0 и меньше

7

М

Д

113.0 и больше

114,0 и больше

100,0 – 112,7

98,0113.4

99,0 и меньше

97,0 и меньше

     

ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ ВДАЛЬ (м)           Таблица 4

Возраст,

лет

Пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4

М пр

   лев

Д пр

   лев

5,5 и дальше

4,8 и дальше

5,2 и дальше

3,7 и дальше

4,1

3,4

3,4

2,8

2,5 и ближе

2,0 и ближе

2,4 и ближе

1,8 и ближе

5

М пр

   лев

Д пр

   лев

7,5 и дальше

4,7 и дальше

5.9 и дальше

4,5 и дальше

5,7

4,2

4,4

3,5

3,9 и ближе

3,0 и ближе

3,5 и ближе

2,5 и ближе

6

М пр

   лев

Д пр

   лев

9,8 и дальше

5,9 и дальше

8,3 и дальше

5,7 и дальше

7,9

5,3

5,4

4,7

4,4 и ближе

3,3 и ближе

3,3 и ближе

3,0 и ближе

7

М пр

   лев

Д пр

   лев

13. 9 и дальше

10.8 и дальше

11,8 и дальше

8,0 и дальше

10,0

6,8

8,3

5,6

6,0 и ближе

5,0 и ближе

5,5 и ближе

4,6 и ближе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка физической подготовленности детей в условиях ДОУ

Выступление на городском методическом обьединении старших воспитателей г. Волжска 29.11.10...

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Держим на контролеКакие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физи...

Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...

Организационно-методические принципы тестирования физической и двигательной подготовленности дошкольников

Данный материал рекомендуется использовать при проведении тестирования физической подготовленности детей 3-7 лет . В статье содержится подробное описание нескольких тестов, а также указывается содержа...

«Двигательное творчество дошкольников» (методическая копилка)

Творческий подход к организации двигательной активности детей. Использование нестандартного оборудования для игр....

диагностика комплексной оценки физического развития и двигательной подготовленности детей 3-7 лет

Ежегодно мною два раза в год в первой половине дня в одних и тех же условиях проводится диагностика   комплексной оценки физического развития и двигательной подготовленности детей 3-7 лет. Д...