«Двигательное творчество дошкольников» (методическая копилка)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Творческий подход к организации двигательной активности детей. Использование нестандартного оборудования для игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Двигательное творчество.45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

«Двигательное творчество дошкольников»

                (методическая копилка)

Составила воспитатель:

Агеева М.О

Содержание:

1.Творчество – это игра.

2.Музыка и эмоции.

3.Как организовать самостоятельную двигательную активность детей.

4.Руководство воспитателя самостоятельной двигательной активностью детей.

5.Нестандартное оборудование для старших дошкольников в самостоятельно-

   двигательной  деятельности.

6.Оздоровительные игры для дошкольников.

7.Пособия в физкультурном уголке группы.

8.Литература.

В каждом маленьком ребенке,

                                                                                          И мальчишке и девчонке,

Есть по 200 грамм взрывчатки

                                                                                Или даже полкило.

                                                                                                 Должен он скакать и прыгать,

                                                                                                Всё хватать, ногами дрыгать.

                                                                                    А иначе он взорвется,

                                                                                  Неизвестно от чего.

  1. Творчество – это игра.

             Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояния здоровья, настроение и долголетие человека.

 Физическая культура является так же, неотъемлемой частью общей культуры общества, предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижные игры составляют основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей.

  Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания, у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствия, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирование навыков чтения, письма, вычисления. От развития моторики рук зависят навыки логического мышление, скорость и результативность.

  Двигательное творчество влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывают насмешки сверстников, порождают комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характерной чертой его познавательного развития, творческого, художественного потенциала. Использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка самостоятельность в выполнении работ, трудолюбие и творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать науками. Подвижные игры – незаменимое средство развития ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания. Преимущество  игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности. Он мобилизует силы ребенка, доставляя ему радость и удовлетворение.

  Значительная роль в результативности творческой игры отводится педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог может подключиться к игре.

  В детском саду (а так же семье) чаще всего мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по схемам, получая  их от взрослого. Дети боятся ошибиться в выполнении заданий, стоит огромного труда «расковать» мышление детей – освободить его от готовых схем, сделать их гибкими и подвижными. Мы часто преуменьшаем возможности детей, не учитывая меру трансформации полученными ими знаний и способов деятельности, меру их перестройки и развитие. Двигательное творчество  предоставляет широкие возможности  для расширения и обогащения двигательного, творческого опыта и служит эффективным средством воспитания дошкольников.

  Детская импровизация носит, как правило, креативный характер и стимулирует формирование творческой  направленности личности ребенка. Его личность играет ведущую роль в игре, активная позиция маленького исследователя и экспериментатора,  которая положительно влияют на психические и двигательные сферы ребенка.

   

2. Музыка и эмоции

Трудно переоценить значения движения в развитие ребенка дошкольного возраста. Телесное ощущение для ребенка первостепенно в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

   С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощение различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливающие радость и удовольствия от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.

   Например: игра «Цирк».

 Игра включает различные цирковые элементы выступлений. Каждый или группа детей выбирает свою музыку, придумывает свой номер, используя свои творческие способности и опыт. Артисты за ширмой готовятся к выступлению, а зрители садятся на свои места вокруг арены цирка.

   1.Акробаты показывают элементы утренней гимнастики плюс игра со зрителем «Сделай так же!»

   2.Дрессировщики с животными (мягкая игрушка – собачки, тигры, змеи и т.д.)

   3.Клоуны (смешно одеваются ), смешат зрителей (сценки, строят смешные рожицы).

   4.Канатоходцы  (ходят по канату с различными предметами, делают на нем различные прыжки,  ходьба задом наперед, на цыпочках и т.д.)

   5.Наездники на лошадях с различными упражнениями (для мальчиков), может быть Баба-яга на метле (для девочек).

    6.Фокустники (разные фокусы с исчезновением игрушек или других предметов).

А так же игры имитации: «Зоопарк», «В лесу», «Послушай, угадай и покажи»;  

этюды – имитации: «Кузнечик», «Золотые капельки», «Северный полюс» и т.д.

 Процесс разучивание и исполнение танцевальных движений в манере (снежинок, кукол, пингвинов, игрушек и т.д.) – по сути,  процесс освоения закономерности музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений.  С помощью движений ребенок может  «войти» в звуковой поток, ощутить, почувствовать и телесно пережить движущие им эмоции, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, зрительные ассоциации.

Музыкальная игра приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети тоже проявляют творчество, комбинируя различные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые эффекты, мимические и пластические сценки. И какая же музыка вдохновляет детей на творчество! Музыка леса, шум моря, журчание ручейка, пение птиц, а так же музыка из знакомых мультфильмов и просто зажигательные ритмы. Музыка классическая поддерживает эмоциональный настрой ребенка, это и «Итальянская полька» Рахманинова, тема: «На карнавале»; «Менуэт» Боккерини, тема: «Танец Золушки и принца»;  «Вальс» Шопена, тема: «Нежность»  и т.д.

  Например:  «Танец ёлочных украшений» под музыку А.Лядова  «Музыкальная шкатулка».  После беседы с детьми о новогоднем празднике, о ёлке, Деде Морозе и Снегурочки, как детям было весело, радостно, предложить послушать это музыкальное произведение. Затем дать детям пофантазировать.

 Музыкальная шкатулка рассказала детям о ёлочных игрушках, различных украшениях на елке: оказывается, что они умеют танцевать. Представьте себе, что Вы новогодние шары, бусинки, хлопушки, фонарики и зверушки. Все они спустились, как по волшебству, с елки и необычно, загадочно танцуют. Давайте и мы с вами потанцуем, как в сказке?!

3.Как организовать самостоятельную двигательную деятельность детей.

Двигательный режим в детском саду включает в себя организованную и самостоятельную двигательную деятельность детей.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью обязательно предусматривает следующие моменты:

- организацию физкультурно-игровой среды;

- достаточное место для движений;

- нужное количество, разнообразие и сменяемость пособий;

- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время;

- владение воспитателями методами активизации движений детей.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации.

Поэтому воспитателю необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть их всех и, при необходимости, придти к каждому на помощь;
  • предусмотреть каждому ребенку место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к месту размещения физкультурных пособий в группе и на прогулке, стимулируя этим желание детей поиграть с ними;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением;
  •  если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособия, для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.), показав варианты действий, если это необходимо;
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям – не сложные активные движения и перемещение в пространстве, детям большой подвижности – движения, требующие точности, сдержанности, осторожности;
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаща менять их расположение, обеспечить сменяемость, не только в течении недели, но и дня;
  •  никогда насильно не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка: необходимо ввести в его бесцельную беготню сюжет, целесообразность;
  • иногда следует включаться в совместную игру с кем- либо из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • «обыграть» новые пособия и игрушки,- показать, как по-разному можно с ними действовать. Например: доска – можно по ней ходить, бегать, перепрыгивать, катать машину, мяч и т.д;
  • периодически строить с детьми «Полосы препятствий» из различных имеющихся в группе пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами основных движений.

4. Как развивать двигательное творчество дошкольников.

Это, на первый взгляд, сложная задача решается в очень простых заданиях, играх, в самостоятельной деятельности детей, начиная с младшей группы.

Вот несколько советов – алгоритмов.

Совет 1

(основанный на психологии малыша – «исследователя») – научить познавать любую новую игрушку, дидактическое пособие, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движения с перемещением в пространстве)

Пример: принести в группу деревянный шарик 3-5 см в диаметре (у воспитателя на, всякий случай, они припасены на каждого ребенка). Игра начинается с 2-3 детьми: «вот шарик – его можно: крепко зажать - спрятать в ладонях (чтобы не выглядывал); покатать, чтобы не выскочил из рук; переложить из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной и т.д); покрутить на полу вокруг своей оси, покатать медленно по полу. Прокатите шар еще по каким-либо предметам – по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лестницы («Как вы хорошо, по - разному, придумали»).

Подарите шарики, кто кому хочет, а я вам дам другие по цвету, размеру, из другого материала – (пластмассы, резины, обтянутые тканью, кожей). «Как вы будите играть с этими шарами?»  (поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать – искать, складывать в корзинку, дарить куклам и т.д.).

В следующий раз принести шары и мячи разного цвета, размера, из разного материала. Интересно наблюдать, - включат ли ребята в игру с этими предметами какие-либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый мяч - прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем можно кататься, лежа на животе; его можно отталкивать носками ног, слегка подпрыгнув вперед, бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ног назад; можно посидеть на нем; интересно – как можно заставить мяч оставаться без движения на плоской поверхности? Без спорно, что, увидев движение-образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и искать новые варианты движений.

Множество вариантов движений дают обручи, скакалки.

Сюжетные игрушки (зверята, птицы, домашние животные) так же могут войти в игры детей в единстве с движениями: поиграем в прятки (спрятать лисичку за спину, подмышку, под ноги – присев, построить для нее домик); обыграть сюжет: «Жила была в лесу Лисичка – сестричка, что она умела? Она сама сейчас это покажет» (ходить, бегать, искать корм, играть с зайчиками, прятаться под деревьями, ходить в гости к детям и у них пить чай, говорить, танцевать).

При использовании физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить на нем все основные движения и разные их способы.

Например, ходить на доске обычно, на носках, боком, спиной вперед: показать , как по ней пройдет Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползет Мишка-медведь, подпрыгивает воробышек, ляжет отдыхать Хрюша, спрячется (присядет, закрыв лицо) Котя-коток.

Совет 2

Вернуть интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.

В группе новая кукла. Чем она отличается от десятка таких же, уже наскучивших? У нее длинные волосы – вот такие (движения рук) пышная юбочка – вот такая! Она умеет танцевать вдвоем с Таней (и с Сережей и с Ирочкой) и даже втроем, если взяться за руки. А еще она хочет показать, как можно кружиться вдвоем. Заканчивается знакомство с новой куклой тем, что она предлагает научить всех кукол, которые есть в группе, кружиться только по-разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в полуприседе, низко присев, объединившись с кем-нибудь из детей) .

   Можно обыграть простой сюжет: «Научим куклу….» (ходить по доске и другим предметам, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики).

Совет 3

Чаще менять расположение мебели и пособий в группе; находить новые варианты размещения предметов в пространстве; объединить отдельные предметы, пособия и  игрушки в своеобразные комплексы, устраивать специально различные  «преграды» в группе – натянуть веревочки на разной высоте (ненадолго, минуты 3-4), на свободном месте поставить корзину с мячами, мешочками для метания, вынести обручи, приставить к гимнастической лестнице доску, куб или построить дорожку из кубиков, плоскостных предметов.

Совет 4

Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появиться вдруг перед ними в спортивных брюках, и как бы, не обращая на детей  внимания, отбивать мяч, прыгать через скакалку, подтягиваться на перекладине, выполнять простые ритмические движения. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и пытаются подражать.

Совет 5

Сделать так, чтобы в любую минуту дня, каждый из детей, мог найти для себя занятие с  движением: в группе обязательно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки-двигатели менять несколько раз в день.

Например: большие мячи, обручи заменить средними и малыми, другого цвета или вместо них внести воздушные шары, кольца, перенести их в другое место и т.д.; в режиме дня четко закрепить время для самостоятельной двигательной деятельности. Малоподвижным детям – особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади и т.п.).

Совет 6

Каждому движению при первоначальном разучивании придавать образность:

ходят, как  петушок, цапля, лошадка – с высоким подниманием колен;

как гуси – в полуприседе;

на внешней стороне стопы – косолапый мишка;

мелким шагом – идет маленький человечек, малыш;

широким шагом – идет великан и т.д.

5. Руководство воспитателя самостоятельной двигательной активностью детей.

              ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

- «Мяч в мешке» плетеные мешки опускается мяч, который можно пинать, не выпуская из рук, а так же:

-раскручивать над головой, затем бросать вперед (развивает глазомер, координацию);

- использовать, как «молоток» - замах из-за спины, удар об пол;

- взять в обе руки по мячу в мешке и раскручивать на месте (карусель);

-упражнение в парах: один раскручивает, второй старается попасть по мячу таким же мячом в сетке.

- «Гусеница»  в пластмассовых шариках делается два отверстия (одно точно напротив другого) и шарики, как будто бусинки, нанизываются на шнур. Шнур протягивается на 50-60 см выше вытянутых рук ребенка. Дети передвигают  «бусинки» гимнастическими палками, шагая друг за другом.

Формируется правильная осанка, дети пытаются встать на носки и дотянуться до «бусин». «Бусины» также можно использовать как цель в метании.

- «Жонглеры» необходимы пластмассовые стаканчики (из-под йогурта, сметаны и т.д) – по 2 стаканчика на ребенка.

Упражнения:

-из стаканчика в стаканчик перебрасывать мяч;

-мячом из одного стаканчика ударить об пол мяч, после отскока поймать другим стаканчиком;

-после удара в пол поймать мяч двумя стаканчиками  с боков.

Усложнение: выполнение упражнения в быстром движении.

6. Оздоровительные игры для дошкольников.

Игры,  направленные на преодоление болезней сердечно - сосудистой  системы.

  • «Флюгеры»

Цель игры:

-развитие точности и координации движений;

-развитие умения ориентироваться на местности;

-развитие внимания и быстроты реакции.

Ход игры:

Дети делятся на две команды, строят две шеренги (дети- флюгеры) и повторяю движения за ведущим; если ведущий говорит «Буря» - все кружатся на месте, если «Штиль» - замирают и т.д.

А так же такие игры как «Быстрая скакалка», «Злой филин», «Статуя, замри», «Казаки-разбойники», «Пятнашки».

Игры направленные на преодоление  плоскостопия.

  • «Белоснежка и семь гномов»

Цель игры:

-формирование сводов стоп, укрепление позвоночника, правильной осанки;

-развитие быстроты реакции

Ход игры:

Дети делают зарядку вместе с Белоснежкой и 7 гномами.

У каждого героя свое упражнение:

  1. У Понедельника: он все время спешит – дует на чай, кашу, чтобы быстрее остыли.
  2. Вторник часто ходит в лес – по ягоды, грибы, но гном маленький, а трава высокая – нужно высоко подниматься на ноги.
  3. Среда и Четверг часто пилят дрова. Дети встают попарно друг с другом. Ноги расставлены, правая рука у Среды согнута, левая рука у Четверга согнута. Сгибаем поочередно. Произносить «ж-ж/ж-ж». Движения делаем ритмично.
  4. А теперь – колем дрова. Руки согнуты внизу – «в замке», ноги – шире плеч. Руки – вверх со словами «ух-х-х» -вниз. Ноги широко расставлены.
  5. Пятница изучает язык птиц и пытается договориться с воронами, чтобы они не разоряли огород. Дети разводят руки в стороны по шире, говорят «кар-р-р». Звук «р» надо тянуть как можно дольше. Опуская руки, немного сгибают ноги.
  6. Суббота часто зимой ездит на лыжах, даже когда снега нет - тренируется. Дети делают большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто катаются на лыжах. Шаги должны быть плавными, скользящими, темп движений средний. А Белоснежке тоже нужно тренироваться. Дети ходят, делая маховые движения обеими руками перед собой вправо и влево с поворотами туловища в ту же сторону.
  7. Воскресенье часто мерзнет на морозе, а когда ему становиться холодно, он согревается. Дети разводят руки широко в стороны, ладонями вперед, крепко обхватывая себя руками за плечи и говорят «ух-х».

Игры, направленные на снижения веса.

  • «Чья команда победит»

Цель игры:

-развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, элементы построений);

-общее укрепление и развитие;

-тренировка быстроты реакции;

Воспитание чувств коллективизма, дружбы, дисциплины, ответственности.

Материал: кегли, свисток.

Ведущий делит игроков на несколько команд по цвету кеглей. Дети становятся в круг вокруг кегли своего цвета. По команде дети прыгают, бегают врассыпную. Ведущий переставляет кегли в другие места. По свистку игроки бегут каждый к своей кегли (это могут быть цветы, деревья, дом, техника и др.)

А так же:

«Ловушка для черепахи», «Лиса и заяц», «Казачок», «Хитрая лиса», «Карусель», «Бездомный заяц», «Кот и воробьи».

7. Пособия в физкультурном уголке группы.

  1. Кольцеброс
  2. Скакалки
  3. Мячи (мягкие тканевые, резиновые разной величины)
  4. Сетки для мячей
  5. «Катальная горка» игра
  6. «Кто скорее?» игра
  7. «Попади в цель» игра
  8. Ленты
  9. Шнуры, веревки (разных длин и диаметров)
  10. Обручи
  11. «Веселая затея» игра
  12. Воздушные шары
  13. «Гусеница» игра
  14. Стаканчики (пластмассовые),  мелкие шарики, мячики
  15. Ракетки для бадминтона с воланами.

Литература.

1.Дошкольная педагогика  (ноябрь, декабрь 2003 г №6 (15); июль, август 2003 г №4 (13))

2.А.С.Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» 2007 г

3.Е.Г.Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт-привет минутки и паузам!»

4.В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» 2005 г

5.А.А Машкова «Ребенок и окружающий мир: занятие на прогулке. Старшая группа»

6.М.В. Мащенко, В.А Шишкина «Какая физкультура нужна дошкольнику»

7.Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в д/с»

8.Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"...

Методическая копилка по совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста

Методическая копилка по совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста...

Анализ выступления детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» на районном фестивале-конкурсе художественного творчества дошкольников «Звезды на ладошке», посвященного Дню рождения Хабаровского края

При составлении сценария перед руководителем музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» стояла задача, чтобы каждый ребенок получил свою, пусть небольшую роль. Одни играли на деревянных ложках,...

Развитие двигательного творчества дошкольников

Развитие двигательного творчества дошкольников путем «Детское экспериментирование» .Экспериментирование учит понимать, как строится движение, каким образом можно менять его форму и содержа...

"Развитие двигательного творчества дошкольников"

Консультация для родителей и воспитателей...

Оценка двигательной подготовленности дошкольника.Методические принципы диагностики.

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА: содержание и организационно – методические принципы диагностики....

Методическая разработка. Семинар практикум «Формирование музыкально двигательного творчества в танце»

Ритмика  -это своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере вы...