Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"
план-конспект занятия на тему

Валиуллина Лилия Габбасовна

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx176.53 КБ
Файл stsenariy_nauruz_16.docx533.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кайбицкий Детский сад «МИЛЯШКАЙ» Кайбицкого муниципального района РТ»

Методическая разработка на тему: «Формирование  музыкально – двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста»

Приложение: Конспект занятий на тему:« Совершенствование музыкально- ритмических движений старших дошкольников в исполнении национальных  танцев», попурри.

Работа музыкального     руководителя

Валиуллиной Лилии Габбасовны

Пояснительная записка.
Если понаблюдать за окружающим миром, то трудно не согласиться с тем, что он находится в непрерывном движении, движении танца. «Танцевать» умеют все, будь то, зверушка, деревце, взрослый человек или чудесное  явление природы – ребенок.

 По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,

трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель:

1.« Научить детей осмысливать образное содержание, творческое воплощение ими в танце. 
2.«Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение её культурой народов совместного проживания, ориентация ребёнка на культуру как ценность  позволит ему в дальнейшем понять и культуру  танца разных наций»

 Задачи: 

  1.  Развитие музыкальности:
    - развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание, независимо на каком она языке.
    - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
    - развитие музыкальной памяти.
  2. Развитие двигательных качеств и умений:
    - развитие координации движений, гибкости пластичности.
    - воспитание выносливости.
    - формирование правильной осанки, красивой походки.
    - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
    - развитие творческого воображения и фантазии.
    - развитие способности к импровизации.
  4.  Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.(соответственно какой нации танец)
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  5.  Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
    - воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
    - воспитание умения вести себя в группе во время движения. Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
  6. Предоставление детям возможности обучения разным танцам; изучение движений, чувства ритма, эмоций в мимике танцев разных наций.

 «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей  дошкольного возраста». 

Выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.

Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

         Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.

         Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве..

         Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

         Показателями творчества здесь могут быть: Удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.

         В процессе обучения я использую несколько методов. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

         Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

         Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

         Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

         Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, , зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

         Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

         В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.

         Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

         И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.

         Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не успеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.

         На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.

         Абсолютно уверена, что ругать их нельзя. Хвалить обязательно! Похвала их подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает, да и вообще, хвалить ведь гораздо приятнее, чем ругать.

         Также воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

         Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

         За время наших занятий дети заметно изменились: они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям.

         И конечно же, не один праздник или развлечение не проходит без интересных и разнообразных танцевальных постановок, таких как «Танец спортсменов», «Татарский народный танец», «Матросский вальс», «Кадриль», «Барыня», « Во – поле берёза стояла», « Майский вальс», «Танец утят», «Танец свидание» и др.   

  Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым, искромётным, радостным.


Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. На уроках ритмики помимо общего оздоровительного эффекта малыши чувствуют себя сильными, уверенными в себе, красивыми, что создает чувство внутренней свободы и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. 
Танцевальной деятельностью дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия танцем доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

 Танец является средством нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания детей, так как приучает к нормам культурного общения, учит коллективизму; формирует красивую осанку, учит выразительности, пластичным движениям; расширяет кругозор, развивает внимание и память, воображение, наблюдательность, творческую активность; развивает эмоциональную восприимчивость, прививает эстетический вкус, чувство прекрасного.
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности . Для маленького ребёнка движение – есть сама жизнь, а побуждение выполнять его ритмично и красиво – есть счастье. 
Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
По словам А. Дункан, «силой музыки поднимается ваша голова, движутся руки, и вы медленно идете к свету… такое пробуждение – первый шаг к новому танцу». 
Ребёнок – душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движения. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармонического развития ребёнка и становления личности.
Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном возрасте.
Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном возрасте выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневной жизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при осмысленном и произвольном его освоении и использовании, условия для которого создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет.
Двигательно-пластическая выразительность предполагает сочетание двух составляющих. Первая — структурная выразительность движений — это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения.

 Вторая составляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в более или менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемое движение
Произвольные выразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е. внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образ конкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ) становится двигательно-пластическим. Образные выразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому, «детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органично развивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения при посредстве собственного тела». Развитие у дошкольников образных выразительных движений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей, особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит в условиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластического творчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействии разнохарактерных персонажей. 
Обучение детей языку танцевальных и пантомимических движений 
с целью формирования у них творчества в танце.
Формирование у дошкольников творчества в танце предусмотрено Программой музыкального воспитания в детском саду (по разделу «Музыкально-ритмические движения »). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.
За основу обучения детей я взяла методику Е.В.Горшковой «От жеста к танцу»
Главная идея методики – «научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками 
языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения.» Методика построена с учётом того, что ребенку легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих между собой разно-характерных персонажей. В связи с этим развивающее обучение проходит в 2 этапа. На 1 этапе дети начинают осваивать простейшие упражнения и этюды. На их материале они знакомятся с обобщенно-образными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др. Это становится основой для перехода ко 2 этапу обучения. Здесь дошкольники учатся осмысленно, артистично исполнять развернутые сюжетные танцы и музыкально-пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции. 
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен 
сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.
Образное взаимодействие в танце можно сравнить с диалогом: каждый из его участников строит свои движения и действия как ответ на «реплики» партнеров. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми этого языка, в связи с чем широко используются различные сюжетные танцы.
Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям. 
Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.
Первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего дети выполняют жест, сопровождая его 
проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Слова произносятся с выразительной интонацией (в заданном характере), и ритм их произнесения соотносится с ритмом движения. Выполнение жеста с одновременным проговариваниам слов помогает детям лучше усвоить их значения. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком, как бы «изнутри», сообщает его жесту ту пластику, которая соответствует заданному характеру. Вскоре проговаривание слов заменяется их пропеванием (на мелодию того музыкального произведения, которое впоследствии будет использоваться для инструментального сопровождения к упражнению). Наконец, движение исполняется с инструментальным сопровождением и одновременным пропеванием слов сначала вслух, а позже — «про себя». Такая последовательность заданий не только позволяет развивать у дошкольников выразительность движений с первых же занятий, но и помогает им принять условность исполнения жестов с музыкой.
На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую ситуацию, построенную на 
взаимодействии партнеров. Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог (или кукла в руках педагога). В этих условиях дошкольники, выполнив жест, получают возможность наблюдать, каким образом можно «ответить» на движение. Позже дети учатся взаимодействовать друг с другом: один обращается жестом к своему партнеру, а тот отвечает другим движением. Здесь важно, чтобы партнеры смотрели друг на друга, мимика их лиц и пластика жестов передавали заданный музыкой характер, а чередование «реплик» соответствовало изменениям в ней.
Впоследствии изучаемое движение включается в небольшую композицию этюда или танца на новом музыкальном материале. Эта композиция имеет, как правило, сюжетную основу, а изучаемое движение в ней может быть усложнено или по-новому сочетаться с другими движениями.
Работа над танцевальными движениями во многом аналогична, но имеет и свои особенности. Сначала педагог вместе с детьми вспоминает простейшее движение, известное им по прошлому обучению, или знакомит их с новым движением. При этом сообщается его значение, которое дети должны попытаться передать в своем исполнении под музыку. Дальнейшее обучение танцевальному движению проводится методом его усложнения, изменения, 
варьирования.  
Необходимо побуждать дошкольников не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «сотворчестве » с педагогом, а потом как самостоятельные пробы..
Таким образом, то или иное изучаемое движение — на пути от простейшего упражнения до сюжетного танца — предстает перед глазами детей каждый раз в новом варианте.
Формирование творчества в танце — очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому необходимыми являются следующие условия.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2—4 занятий подряд (для сказок — 6—7 занятий). Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам детей; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо» или « неправильно », но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/88/87469/87469_html_59236469.gifhttp://kak.znate.ru/pars_docs/refs/88/87469/87469_html_m36e6114.gifhttp://kak.znate.ru/pars_docs/refs/88/87469/87469_html_m76fb6070.gif

Чтобы развивать у детей способность творить, педагогу необходимо самому быть – в широком смысле слова – «открытым для творчества»

Конспект занятия на тему: « Совершенствование музыкально- ритмических движений старших дошкольников в исполнении  танцев разных стран»

Программные задачи:

  1. Развивать чувство ритма, музыкальную память, внимание.
  2. Закреплять ранее полученные навыки танцевальных движений, добиваться их выразительности.
  3. Совершенствовать все виды основных движений танцев разных наций, запоминать  последовательность и самостоятельно их менять.
  4. Учить детей управлять своими мышцами, чувствовать напряжение в них, уметь их расслаблять, формировать красивую осанку.
  5. Воспитывать организованность, ответственность, сплоченность, нравственно- волевые качества, умение эмоционально, раскрепощенно и с удовольствием  участвовать в танцах, добиваться исполнительского мастерства танца любого характера. 

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Материал:

  • магнитофон,  аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
  • Глобус;
  • физическая карта России  с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
  • атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
  •  картонные куклы разных рас;
  • бумажный хоровод  народов мира;

 Продолжаем работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать песни, закрепляя новые танцы; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Дружат дети всей земли

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг»        

Муз. руководитель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  • Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Муз.руководитель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  • Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным  цветом кожи, глаз и волос…  
  • Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  • Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

2.Игровая ситуация.

        Звучит волшебная музыка. Муз. руководитель перевоплощается в Фею цветов.         

Фея Цветов:

  • Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в        Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)         

        - Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом         уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».         

        Давайте скажем все вместе громко...                    Дети произносят громко.         

 - А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

3. Путешествие по земному шару.

Включается  экран:

—        Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране         появляется иллюстрация с изображением чувашской девочки. Как вы думаете, откуда эта девочка?          (Из Чувашии.)

  • Как вы догадались? (национальная прическа и одежда.)
  • Совершенно верно, эта девочка из Чувашии —на экране Чувашский народный танец.  - Ребята, посмотрите здесь, на карте  расположена Чувашия. Фея цветов показывает указкой Чувашию.
  • Теперь мы отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается  экран: Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам  Украинскую девочку . На экране украинский народный танец.

- Ребята, посмотрите здесь, на карте расположена Украина. Фея цветов показывает указкой Украину.

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка.

  • Какая одежда у неё?
  • Дети отвечают.

На экране появляется африканский мальчик.

Фея: Ребята, а куда мы с вами попали сейчас? Посмотрите, какие глаза, цвет кожи , одежда у этого мальчика? Это , ребята, мальчик из африки.

  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Муз. Руководитель показывает)
  • Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  • Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? 
  • Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

—        Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался эти танцы и африканская кукла.

  • Сколько у нас осталось еще лепестков? 

Дети: У нас осталось еще 1 лепесток.

- Отрываем и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается волшебный экран: Татары

Посмотрите на экран!

  •  Как называется  этот народ?) Ребята, посмотрите здесь, на карте, где мы живём , и в настоящее время где стоим.
  • А теперь расскажите, как   выглядят дети?

—Какое у детей настроение?

Настроение у них хорошее, значит они любят танцевать. На экране татарский народный танец.

— Ребята, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

 • у нас разные жилища (дома);        

• мы живем в разных уголках земного шара. 

   — Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет  зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его  вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся  за руки, встанем в круг и споём  и станцуем по песню   «Пусть всегда будет солнце».

Посередине круга ставят глобус. Дети повторяют движения за руководителем.

Муз.руководитель: Спасибо вам, ребята,  за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились  с народами разных стран,  самое главное это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

 Попурри:

1.  « Украинский народный танец»

2.«Татарский народный танец»

3. «Русский народный танец»

                         

                      Украинский народный   « ТАНЕЦ С МАМОЙ»

Текст Долгалёвой О.В.

Пары стоят, повернувшись,   друг к другу лицом. Мамы внутри круга, мальчики снаружи.

  1. Мамочку я приглашаю  (поздравляю) (держатся за руки, качают ими в такт музыки)

Танец с мамой начинаю.

Будем ручками качать,

Как пружинки приседать.          

Наши ножки топ-топ-топ,           (топают)

А ладошки хлоп-хлоп-хлоп.       (хлопают)

Или (Шаг назад, шаг вперёд.

И на месте поворот)

Покружились вместе с мамой. (кружатся)

Дорогой, любимой самой.

И друг другу поклонились,        (кланяются)

До свидания, простились.      (дети машут рукой, перебегая к другой маме по кругу)

Проигрыш.

  1. Снова танец начинаем,

Все движенья повторяем.

Будем ручками качать,

Как пружинки приседать.

Наши ножки топ-топ-топ,           (топают)

А ладошки хлоп-хлоп-хлоп.       (хлопают)

Покружились вместе с мамой. (кружатся)

Дорогой, любимой самой.

И друг другу поклонились,        (кланяются)

До свидания, простились.      (дети машут рукой, перебегая к другой маме по кругу)

Мелодия меняется на татарскую плясовую.

Мамы сделав несколько плясовых движений, садятся на свои места. Под  эту же мелодию выходят девочки с гармошками  и  отдав гармошки мальчикам становятся напротив. Мальчики  поставив гармошки на пол возле себя  хлопают в ладоши, девочки кружатся – 2 раза.

Девочки хлопают в ладоши, мальчики 6 раз садятся на корточки. Взявшись , мальчик правой, девочка левой рукой кружатся, и поменяв руки кружатся в другую сторону.

Мелодия меняется на русский народный  танец «Веселая кадриль».

Песня И.Николаева «Мужичок с гармошкой».проигрыш мальчики берут свои гармошки.

1 куплет.  1-2 строчки – играют на гармошке, притопывая носком левой ноги.

3-4 строчка – закидывают левую ногу на правое колено

 и притопывают носочком правой ноги.

Девочки: и.п. – руки полочкой перед грудью.

1 строчка – наклоны вправо-влево;

2 строчка – кружение легким бегом вокруг себя (2 раза), закидывая пятки назад;

3-4 строчка – повторение движений .

Припев.  Стоящие в противоположных углах две девочки бегут по диагонали навстречу друг другу, берутся под правые руки, кружатся 1 раз и возвращаются на место, а другие две девочки хлопают им в ладоши. На повторение припева девочки, стоящие в других противоположных углах, выполняют предыдущие движения. Мальчики в это время встают со своих мест, кладут гармошку на стульчик и начинают готовиться к танцу: одергивают на себе рубашку, поправляют на голове картуз, поддергивают штаны.

Проигрыш.  Девочки пританцовывают на месте, активно двигая согнутыми в локтях руками, мальчики в это время осторожно на цыпочках подбегают к своей паре и останавливаются сзади них.

2 куплет.  

1 строчка – приставной шаг вправо, левая нога остается на носочке. Приставив правую руку козырьком ко лбу, девочки ищут мальчиков, возвращаются на место, руку опускают. Затем то же в левую сторону:

2 строчка – пожимают плечиками вправо-влево (4 раза);

Мальчики берут их обеими руками за талию.

3 строчка – мальчик делает шаг вправо, а девочка – влево, откинувшись в разные стороны, смотрят друг на друга, возвращаются в и.п.

4 строчка – те же движения выполняют наоборот.

Проигрыш. Мальчики выполняют « присядку», девочки ему хлопают. Затем девочки выполняют «ковырялочку», а мальчики хлопают. Дети, взявшись под руку правыми руками, кружатся.

Припев.  

Взявшись правыми руками, пары выполняют 2 кадрильных шага навстречу друг другу, затем меняются местами.  Снова делают 2 кадрильных шага и возвращаются на свои места.

На слова вставки «Желтые тюльпаны…» медленно кружатся парами.

Припев. Дети бегут парами по кругу, затем выстраиваются в одну шеренгу у центральной стены. Одновременно мальчики выполняют «присядку», а девочки – «ковырялочку». На повторение припева, взявшись за руки, бегут вперед на зрителя и в конце выполняют общий поклон.

Танцуют все!

Ничто не вызывает у детей столько радости, как движение     под     музыку. Танец позволяет раскрепоститься, выразить свои ощущения и переживания. Если вы хотите развлечение превратить в полезное занятие, предложите ребёнку поиграть в перевоплощения. Для танцевальных импровизаций подберите музыку, в которой ярко отражён тот или иной образ. «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского поможет найти с малышом общий язык — вы получите немало приятных минут, двигаясь в паре с ним в такт музыке. Танцуя под отрывок «В пещере горного короля» Э. Грига, ребёнок выплеснет накопившееся напряжение и агрессию. А плавно покачивая руками по симфоническое вступление «Океан — море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», успокоится.

Для группы сверстников подойдут танцы — игры. Задатки лидера пригодятся ведущему в игре «Зеркало» или «Делай, как я»: он показывает движения, а все за ним повторяют.

Сплотить детский коллектив поможет игра «Я выбираю тебя» - каждый ребёнок по очереди выходит в центр круга, показывает какое-нибудь танцевальное движение, а затем снова встаёт в круг, выбирая вместо себя нового ведущего.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Науруз"

Утренник "Котлы булсын нэуруз!" 

                                           Муз.руководитель:

                                                       Л.Г.Валиуллина

с.Б.Кайбицы  2016 год

Максат: Балаларны татар халкынын милли бэйрэмнэре хэм культуралары белэн таныштыру. Балаларда бэйрэмгэ карата унай тэсирлэр калдыру. Татар халкынын милли уеннары хэм бию элементлары белэн таныштыру.


Алып баручы.Исәнмесез  кадерле кунаклар, балалар! Без буген бирегэ язны - Нэурузбикэне каршы алу бэйрэменэ жыелдык. Бэйрэмдэ халкыбызнын дэртле жырларын,  уеннарын курерсез, узегез дэ дэртлэнеп шушы бәйрәмдә катнашырсыз.
Нэуруз... Бу исем безгэ ят та, таныш та. Нэуруз - борынгы эби-бабаларыбыз уткэргэн язны каршылау бэйрэме ул. "Нэуруз" сузе  "Яна кон" дигэн мэгънэне анлата. Кадерле балалар! Сезне халкыбызнын ин изге йолаларыннан берсе - Язгы яна ел - Нэуруз бэйрэме белэн котлыйбыз. Саулык-сэламэтлек, бэхет, унышлар телибез. Барлык ометлэрегез дэ чынга ашсын! Язгы Яна ел котлы булсын! Нэуруз мобарэкбад!

Бэйрэм тамашасына рэхим итегез!

Музыка астында балалар залга керэлэр дэ, ярым түгәрәккә басалар. “ЭССАЛӘМӘГАЛӘЙКЕМ”

Жыр: «Яз килэ»


Вед: Боз hэм кар эреде, сулар йогерде
Елап елгалар, яшьлэр тугелде.
Коннэр озая, тоннэр кыскара
Бу кайсы вакыт ? Йэ, эйтеп кара!

Балалар: Яз!
Борын уткэн заманнан,

Болгар белэн Казаннан,

Жаек белэн Иделдэн

Бу бэйрэм безгэ килгэн.

Нэуруз мобарэкбад!

(Балалар белән бергә әйтергә)


Музыка янгырый Нэуруз керэ


Нэуруз: Исэнмэсез, нэни дуслам! Сез мине таныдыгызма ?
Балалар: Эйе ! Син Нэурузбикэ.

Нэурузбикэ: Эйе, мин Яз Кызы – Нэурузбикэ.Ә  бу минем өч сеңелем: март, апрел, май кызлары.Сеэзгэ яз шатлыгы алып килдек ! Барыгызны
да бэйрэм белэн котлыйбыз! Бүген минем сеңелкәшләрем үзарә ярышырлар, ә сез кем җитезерәк булганын карап торыгыз һәм җиңүчене билгеләргә ярдәм итерсез.

Алып баручы: Исэнме, Нэурузбикэ.
Хуш килдегез, эйдэ!
Сезне – куптэн без
Сыгынып котэбез.

Нэурузбикэ: Кояш сибэ жылы нурын 
Болын, кырларга
Без жыйналдык, язны мактап,
Биеп жырларга. Әйдәле МАРТ сеңелем күрсәт әле узеңнең осталыкларыңны, тагын нинди күчтәнәчләр алып килгәнеңне дә күрсәт (средний группадан Нәурүз кызы чыгыш ясый, 3 шигыр сөйлиләр).

А.Б. Март аенда, кар остендэ
Кояш нурлар уйната
Яз килэ, каршы алыгыз
Дигэн хэбэр тарата.

Яз килэ, яз килэ
Балалар белэн колэ
Тэрэзэлэр ачтырып
Ойлэргэ кадэр керэ.

Нәурүзбикә мин дә яз турында шигыр беләм, матур сөләдемме? Әле безнең балалар яз турында җыр да беләләр, сез утырып ял итеп алыгыз, ә без җырлап алабыз.

2 – мл. Җыр: “ЯЗ  ҖИТӘ”
Музыка астында залга карга очып керә.

Карга: Кар-карр! Кар-карр!
Язлар житте, балалар!
Матур бэйрэм конендэ,
Сезгэ телеграмма барр!

Алып баручы: Курегез, карга килгэн, 
Безгэ телеграмма китергэн.
Кемнэн булыр ул телеграмма ?
Укып карыйк эле. (Укый)

« Кадерле, балалар, тиздэн сезгэ килеп житэчекмен !»

Алып баручы: Кыш бабай янадан килэм дигэн.
Анын вакыты утте бит инде.
Килә күрмәсен тагын, әйдәгез бәйрәмебезне дәвам итик, Нәүрүзбикәнең икенче сеңлесе – апрелгә сүз бирик.(старший группа Нәүрүз кызы чыгышы, 3 бала шигыр сөйли)

Музыка янгырый . Ишектэ Кыш бабай куренэ, чанасын тыртып керэ.
Кыш бабай: Бу нинди тавыш монда? Кем эле минем билэмэлэрэмэ
хужа булмакчы ?

Алып баручы: Кыш бабай, юкка ачуланма. 
Билэмэлэренне язга – Нэурузбикэгэ
Тапшырыр вакыт житте бит инде.
Куз сал тэрэзэгэ,тышта шаулап – горлэп яз килэ.

Кыш бабай: Туктагыз эле, туктагыз! Коч сынаймыйча, 
тартышмыйча Язга - Нэурузбикэгэ урынымны 
биру-юк !

Нэурузбикэ.: Ботен шартларына да кунэрмен.

Менэ кашык, менэ кукэй,

Тот кулына, чибэркэй.

Син дэ йогер, мин дэ калмам.

Кем узар бу ярышта?

(Нэурузбикэ беренче булып килэ.)

Бер – ике бала белән дә уйнатыла.

Инде икенче шартымны тыңла, әйдә хәзер түгәрәк астыннан чыгып ярышабыз ( 3 обруч куела хәр якта да.Нәүрүзбикә тиз арада әйләнеп килә, ә кыш бабай әле икенчесенә дә җитә алмый, балалар булыша.
Бер – ике бала белән дә уйнатыла.
Кыш бабай: Булды бу. Индэ Нэуруз, синен белэн бию ярышы 
Игълан итэм.

Нэурузбикэ: Мин риза, Кыш бабай.
(биилэр, Кыш бабай егыла)

Кыш бабай: Уф, арыдым, эрим, агам, ярдэм итегез!
(Балалар бабайга торырга булышалар)

Кыш бабай: Кызым, Нэурузбикэ, бик булдыклы, зирэк, унган 
икэнсэн. Инде мин тыныч кунел белэн сина уземнен 
тэхетемне калдырып китэм. Имин яшэгез, бэхетле 
булыгыз, балалар! Сау булыгыз! 

(чыгып китэ)

Нэурузбикэ: Бэйрэмне дэвам итэбез .Инде сүзне  өченче сеңлемә бирик Май аена. (подготовителныйдан Нәүрүз кызы чыгыш ясый, 3 шигыр сөйлиләр)
А.Б, Әфәрин, балалар булдырдыгыз, бүгенге ярыш нәтиҗәләрен без тиздән иглан итәрбез. Ә хәзер сүзне Нәүрүзбикәгә бирәм.
Нэурузбикэ: Безгэ балалар китэргэ вакыт.
Безне башка балалар бакчаларында да котэ 
торганнардыр. Ләкин  киткәнче сезгә үземнең иң мөһим күчтәнәчемне калдырам. Ул балалар Нәүрүз коймаклары. (Балаларга күңелле көй астында коймаклар таратыла)
Алып баручы: Рәхмәт сиңа Нәүрәзбикә!

Язлар, жэйлэр имин килсен, 
Кук йозе аяз булсын
Барчабызга сэлэмэтлек
Бэхетлэр алып килсен !

ТӘМАМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы для детей дошкольного возраста

«Воспитание ребёнка начинается с первой сказки, с первой песенки, танца. Знакомя наших детей с творениями народного творчества – песнями, танцами, сказками, с произведениями мастеров искусства, ...

Танцы для детей дошкольного возраста

«Воспитание ребёнка начинается с первой сказки, с первой песенки, танца. Знакомя наших детей с творениями народного творчества – песнями, танцами, сказками, с произведениями мастеров искусства, ...

Танцы для детей дошкольного возраста

«Воспитание ребёнка начинается с первой сказки, с первой песенки, танца. Знакомя наших детей с творениями народного творчества – песнями, танцами, сказками, с произведениями мастеров искус...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Сценарий фестиваля детского творчества «Веснушки – 2022» (среди детей дошкольных образовательных организаций)

Фестиваль – конкурс детского творчества является мероприятием, которое организуется для воспитанников детских дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования....

Методическая разработка "Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста"

Использование устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие развитие личности ребенка, его нравственных качеств и творческих способн...