"Развитие двигательного творчества дошкольников"
консультация по физкультуре

Морозкина Ольга Александровна

Консультация для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnogo_tvorchestva.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Развитие творчества

в процессе двигательной деятельности

у детей дошкольного возраста

Подготовила

инструктор по физкультуре

МОРОЗКИНА О.А.

Чтобы человеку XXI века достичь определенных высот в профессиональной деятельности, ему необходимо быть креативным, творческим. По утверждению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность «делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

В Большом энциклопедическом словаре понятие «творчество» трактуется как деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Источником для развития детского творчества могут быть разные виды деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, двигательная и т.д.

В области педагогики вопрос развития двигательного творчества рассматривался в процессе двигательной деятельности, подвижной игры.

Использование разнообразных движений в играх, считает Э.Я. Степаненкова, не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основного фактора их выразительности.

Исследователи отмечают возможность и необходимость развития двигательного творчества. Для этого важно «не допускать трафаретности в движениях, играх детей, учить их самостоятельно приобретать двигательный опыт в разнообразной предметно-игровой среде . Исследователи определили характерные черты, присущие творчеству детей в процессе двигательной деятельности. О.М. Гребенникова, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова, Т.С. Яковлева выделяют следующие характеристики творчества у дошкольников в двигательной деятельности: 

  • осознанность движения; 
  • умение использовать знакомые способы выполнения движения в разных ситуациях;
  • умение сочетать и комбинировать известные движения;  способность к рефлексии собственного движения; 
  •  способность демонстрировать игровой образ с помощью движений; 
  •  умение согласовывать свои движения с движениями других детей.

Осознанное усвоение дошкольниками двигательных навыков приучает их выделять и анализировать элементы техники движения и критически относиться к выполненному упражнению.

Показателями развития творчества являются:

а) для детей младшей группы – умение пересказать сюжет игры;

б) для детей средней группы – исполнение роли (ведущей, массовой) и проявление инициативы в движениях, поведении, создании и использовании условий;

в) для детей старшей группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, ролевом поведении, создании и использовании условий, придумывании вариантов знакомых игр;

г) для детей подготовительной к школе группы – проявление инициативы при распределении ролей, в движениях, поведении, придумывании вариантов и усложнений, действиях, изменяющейся обстановке.

3.Как организовать самостоятельную двигательную деятельность детей.

Двигательный режим в детском саду включает в себя организованную и самостоятельную двигательную деятельность детей.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью обязательно предусматривает следующие моменты:

- организацию физкультурно-игровой среды;

- достаточное место для движений;

- нужное количество, разнообразие и сменяемость пособий;

- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время;

- владение воспитателями методами активизации движений детей.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации.

Поэтому воспитателю необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть их всех и, при необходимости, придти к каждому на помощь;
  • предусмотреть каждому ребенку место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к месту размещения физкультурных пособий в группе и на прогулке, стимулируя этим желание детей поиграть с ними;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением;
  •  если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособия, для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.), показав варианты действий, если это необходимо;
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям – не сложные активные движения и перемещение в пространстве, детям большой подвижности – движения, требующие точности, сдержанности, осторожности;
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаща менять их расположение, обеспечить сменяемость, не только в течении недели, но и дня;
  •  никогда насильно не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка: необходимо ввести в его бесцельную беготню сюжет, целесообразность;
  • иногда следует включаться в совместную игру с кем- либо из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • «обыграть» новые пособия и игрушки,- показать, как по-разному можно с ними действовать. Например: доска – можно по ней ходить, бегать, перепрыгивать, катать машину, мяч и т.д;
  • периодически строить с детьми «Полосы препятствий» из различных имеющихся в группе пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами основных движений.

4. Как развивать двигательное творчество дошкольников.

Это, на первый взгляд, сложная задача решается в очень простых заданиях, играх, в самостоятельной деятельности детей, начиная с младшей группы.

Вот несколько советов – алгоритмов.

Совет 1

(основанный на психологии малыша – «исследователя») – научить познавать любую новую игрушку, дидактическое пособие, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движения с перемещением в пространстве)

Пример: принести детям деревянный шарик 3-5 см в диаметре (у воспитателя на, всякий случай, они припасены на каждого ребенка). Игра начинается с 2-3 детьми: «вот шарик – его можно: крепко зажать - спрятать в ладонях (чтобы не выглядывал); покатать, чтобы не выскочил из рук; переложить из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной и т.д); покрутить на полу вокруг своей оси, покатать медленно по полу. Прокатите шар еще по каким-либо предметам – по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лестницы («Как вы хорошо, по - разному, придумали»).

Подарите шарики, кто кому хочет, а я вам дам другие по цвету, размеру, из другого материала – (пластмассы, резины, обтянутые тканью, кожей). «Как вы будите играть с этими шарами?»  (поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать – искать, складывать в корзинку, дарить куклам и т.д.).

В следующий раз принести шары и мячи разного цвета, размера, из разного материала. Интересно наблюдать, - включат ли ребята в игру с этими предметами какие-либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый мяч - прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем можно кататься, лежа на животе; его можно отталкивать носками ног, слегка подпрыгнув вперед, бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ног назад; можно посидеть на нем; интересно – как можно заставить мяч оставаться без движения на плоской поверхности? Без спорно, что, увидев движение-образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и искать новые варианты движений.

Множество вариантов движений дают обручи, скакалки.

При использовании физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить на нем все основные движения и разные их способы.

Например, ходить на доске обычно, на носках, боком, спиной вперед: показать , как по ней пройдет Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползет Мишка-медведь, подпрыгивает воробышек, ляжет отдыхать Хрюша, спрячется (присядет, закрыв лицо) Котя-коток.

Совет 2

Вернуть интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.

В группе новая кукла. Чем она отличается от десятка таких же, уже наскучивших? У нее длинные волосы – вот такие (движения рук) пышная юбочка – вот такая! Она умеет танцевать вдвоем с Таней (и с Сережей и с Ирочкой) и даже втроем, если взяться за руки. А еще она хочет показать, как можно кружиться вдвоем. Заканчивается знакомство с новой куклой тем, что она предлагает научить всех кукол, которые есть в группе, кружиться только по-разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в полуприседе, низко присев, объединившись с кем-нибудь из детей) .

   Можно обыграть простой сюжет: «Научим куклу….» (ходить по доске и другим предметам, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики).

Совет 3

Чаще менять расположение мебели и пособий в группе; находить новые варианты размещения предметов в пространстве; объединить отдельные предметы, пособия и  игрушки в своеобразные комплексы, устраивать специально различные  «преграды» в группе – натянуть веревочки на разной высоте (ненадолго, минуты 3-4), на свободном месте поставить корзину с мячами, мешочками для метания, вынести обручи, приставить к гимнастической лестнице доску, куб или построить дорожку из кубиков, плоскостных предметов.

Совет 4

Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появиться вдруг перед ними в спортивных брюках, и как бы, не обращая на детей  внимания, отбивать мяч, прыгать через скакалку, подтягиваться на перекладине, выполнять простые ритмические движения. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и пытаются подражать.

Совет 5

Сделать так, чтобы в любую минуту дня, каждый из детей, мог найти для себя занятие с  движением: в группе обязательно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки-двигатели менять несколько раз в день.

Например: большие мячи, обручи заменить средними и малыми, другого цвета или вместо них внести воздушные шары, кольца, перенести их в другое место и т.д.; в режиме дня четко закрепить время для самостоятельной двигательной деятельности. Малоподвижным детям – особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади и т.п.).

Совет 6

Каждому движению при первоначальном разучивании придавать образность:

ходят, как  петушок, цапля, лошадка – с высоким подниманием колен;

как гуси – в полуприседе;

на внешней стороне стопы – косолапый мишка;

мелким шагом – идет маленький человечек, малыш;

широким шагом – идет великан и т.д.

Результатом работы по формированию творческих способностей у детей в процессе физвоспитания будет являться умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектирования

Направление деятельности проекта: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....

«Двигательное творчество дошкольников» (методическая копилка)

Творческий подход к организации двигательной активности детей. Использование нестандартного оборудования для игр....

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - ЭТЮДЫ» В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Игровые ситуации, этюды, способствуют увеличению двигательной активности детей в режимных моментах, а также развитию у ребенка выразительности телодвижений, чувства ритма, внимания, воображения,...

Развитие двигательного творчества дошкольников

Развитие двигательного творчества дошкольников путем «Детское экспериментирование» .Экспериментирование учит понимать, как строится движение, каким образом можно менять его форму и содержа...

Развитие двигательного творчества у старших дошкольников

Развитие двигательного творчества у старших дошкольников...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...