Развитие двигательного творчества дошкольников
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ключникова Ирина Михаловна

Развитие двигательного творчества дошкольников путем «Детское экспериментирование» .Экспериментирование учит понимать, как строится движение, каким образом можно менять его форму и содержание. Оно порождает связь воображения и мышления в границах детского возраста. Эта связь сама по себе возникнуть не может. Инструктору в сотрудничестве с ребенком необходимо ее «сконструировать». «Детское экспериментирование» оказывает развивающее влияние на двигательные способности детей и в совокупности составляет основу двигательного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchnikova_i.m.tekst_stati.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключникова Ирина Михайловна

Инструктор по физической культуре

 ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Стройкерамика СП» Детский сад «Солнышко»

 

443528, Россия, Самарская область, Волжский район, поселок  городского типа Стройкерамика, ул.Солнечная,д.4  тел (846)9991955

Адрес электронной почты: doo_stroykeramika_solnyschko_vlq@samara.edu.ru

Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Отечественные педагоги (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова) и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев), основываясь на результатах специальных научных исследований, убедительно доказали, что всем детям, независимо от природных данных, необходимо создавать оптимальные условия для их творческого развития. Современная практика решает эту проблему путем реализации личностно-ориентированной идеи в образовании.

Что такое творчество? В словаре социальной психологии под. ред. М.Ю. Кондратьева мы найдем такое определение: «Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей»[1] Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова способность к творчеству видят в создании ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта.

Шебеко В. Н. в работе «Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности» отмечает, что творческий процесс зависит от культуры, в которую погружен человек. Культура влияет на творчество через воспитание. Физическая же культура выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного).[2]

Шебеко В.Н. обращает внимание, что исследовательско-поисковая активность проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном; творчество ребенка называет «натуральным». В творчестве ребенок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно; формирование творчества осуществляется в условиях направленности на развитие воображения как главного компонента творчества.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, обучение умению выполнять физические упражнения (двигательные действия) в условиях их творческого преобразования являются целью развития личности ребенка-дошкольника.[3]

В условиях дошкольной организации формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентирующих на выполнение физических упражнений, осуществляется мной на занятиях сюжетно-игрового типа (занятие-игра, занятие-драматизация), в котором движения детьми осваиваются не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего двигательную импровизацию, двигательное воображение, двигательное экспериментирование.

Основываясь на разработках Шебеко В.Н., Картушиной М.Ю., Анферовой В.И., Фоминой Н.А., Ефименко Н.Н., Ветлугиной Н.А. в детском саду «Буратино» создана адаптированная к условиям и возможностям дошкольной организации технология развития творческих двигательных способностей дошкольника. Базируется она на использовании метода психофизического (театрального) тренинга (погружения в атмосферу, условия, среду), а также метода «детского экспериментирования»

Метод психофизического тренинга дает старшим дошкольникам возможность через собственные движения передавать содержание народных сказок, литературных произведений, жизненных ситуаций. На таких занятиях двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки, процесс деятельности является одновременно и результатом. Дети дополняют, изменяют, преобразуют знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов. [4]

«Детское экспериментирование» учит понимать, как строится движение, каким образом можно менять его форму и содержание. Оно порождает связь воображения и мышления в границах детского возраста. Эта связь сама по себе возникнуть не может. Педагогу в сотрудничестве с ребенком необходимо ее «сконструировать». «Детское экспериментирование» оказывает развивающее влияние на двигательные способности детей и в совокупности составляет основу двигательного творчества.[5]

Решить задачу развития двигательного творчества дошкольников, на мой взгляд, возможно через организацию нетрадиционных, интересных новых видов занятий. Это могут быть: учебно-тренировочные занятия, посвященные какому-либо умению («Равновесие», «Держи осанку», «Веселые колпаки», «Здоровье наших ног», «Чему мы научились»); занятия с использованием тренировочных устройств, тренажеров, нового нетрадиционного оборудования (предложить детям придумать варианты его использования); вариативные занятия с элементами ритмики и акробатики, основанные на имеющемся двигательном опыте детей («Крестики-нолики», «Занимательные игры»); сюжетно-игровые занятия («Палочка-выручалочка» и др.); занятия-драматизации («Мишка-топтыжка» по произведению Б.Заходера);, музыкально-ритмические сюжетно –ролевые занятия («Бременские музыканты», «Буратино», «Кот Леопольд»), двигательные рассказы («Крылатый, мохнатый да масленый», «Дюймовочка»).

Таким образом целенаправленное построение процесса обучения двигательному творчеству через планирование различных видов и типов занятий ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно создавать новые двигательные решения. Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Следовательно, мы решаем задачу всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста

Литература:

  1. Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.
  2. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников-М.: ТЦ Сфера, 2007-208с (Программа развития)
  3. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников//Вопросы психологии. -1990.-№1
  4. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников-М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.-144с.
  5. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003-100с.
  6. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры.13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва – 2011
  7. Шебеко В.Н. Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности. Издатель: БГПУ, 2011. URI: http://elib.bspu.by/handle/doc/749 
  8. Энциклопедический словарь: в 6 томах/ Ред. М. Ю. Кондратьев; Под. общ. ред. А. В. Петровского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Издательство: Per Se / Речь, 2006


[1]Энциклопедический словарь: в 6 томах/ Ред. М. Ю. Кондратьев; Под. общ. ред. А. В. Петровского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко.

[2]Шебеко, В. Н. Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности

[3]Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры

[4]Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст

[5]Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектирования

Направление деятельности проекта: выявить условия эффективного развития двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх....

«Двигательное творчество дошкольников» (методическая копилка)

Творческий подход к организации двигательной активности детей. Использование нестандартного оборудования для игр....

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - ЭТЮДЫ» В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Игровые ситуации, этюды, способствуют увеличению двигательной активности детей в режимных моментах, а также развитию у ребенка выразительности телодвижений, чувства ритма, внимания, воображения,...

"Развитие двигательного творчества дошкольников"

Консультация для родителей и воспитателей...

Развитие двигательного творчества у старших дошкольников

Развитие двигательного творчества у старших дошкольников...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...