«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
материал по физкультуре

Груздеева Татьяна Сергеевна

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Для ребенка этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В тоже время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

И поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом

Нормативно – правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, на ступени дошкольного образования являются:

  • Закон Российской федерации «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • СанПиН 2.4.1.3049-13

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №3 комбинированного вида»

683902, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Маршала Блюхера, 37/1 тел.22-94-36, 22-94-37

e-mail: mdou-03@pkgo.ru

ДОКЛАД

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила: Инструктор по физической культуре

Груздеева Татьяна Сергеевна

Петропавловск – Камчатский 2020 г.

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Для ребенка этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В тоже время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

И поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом

Нормативно – правовой и документальной основой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, на ступени дошкольного образования являются:

  • Закон Российской федерации «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • СанПиН 2.4.1.3049-13

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одной из первых стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

В конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

Большую роль в решении задач играют здоровьесберегающие технологии. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискуссионно, и у разных авторов встречаются разные трактовки.

Никита Константинович Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Вот одно из определений здоровьесберегающих технологий - это программы и методы, направленные на воспитание у воспитанников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровомуобразу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Рассмотрим одну из классификаций здоровьесберегающих технологий:

1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):

Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.

Компоненты ФОТ:

  • утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
  • подвижные игры
  • физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз)
  • двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)
  • оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
  • закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)
  • спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)
  • Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)
  • квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания
  • создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)
  • консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)

Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры, формирующие здоровый образ жизни.

А сейчас у кого под стулом находится мячик, выходят к доске.

Вам предлагается пройти тест по физическому развитию

2.Медико-профилактические технологии (МПТ)

Компоненты МПТ:

  • рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
  • режим дня
  • соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей)
  • чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня
  • мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами)
  • контроль в обеспечении норм СанПина
  • здоровьесберегающая среда в ДОУ
  • массаж, самомассаж
  • создание атмосферы психологического комфорта ( игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия)
  • работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)
  • просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)

Как уже говорилось выше, период дошкольного детства – это особо важная пора в жизни человека, когда закладываются основы гармоничного развития личности. Личностное развитие основывается на крепком физическом здоровье и психологическом комфорте ребенка. Именно это единство побуждает формировать целостную систему работы по улучшению и сохранению физического состояния и здоровья в целом.

Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению детей и укреплению их организма.

Воспитатель играет немаловажную роль в воспитании детей. От нас зависит очень многое, и, даже здоровье детей - в наших руках! Мы должны, использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Существуют Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

В заключении хотелось бы сказать, В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».

В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия  ребенка. Затрагиваются  вопросы просвещения р...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »

Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...

Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: повышение профессиональной компетенции  педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...

Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии  работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...