Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».
консультация на тему

В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия  ребенка. Затрагиваются  вопросы просвещения родителей по  

здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».

 Первостепенной задачей ДОУ является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая. В связи с этим на систему образования в целом как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложиться и задача сохранения психо - физического и нравственного здоровья детей.

   В современном законодательстве («Закон об образовании в РФ», «ФГОС ДО»,  и т.д.) образования по вопросам оздоровления детей дошкольного и  младшего школьного возраста в образовательных учреждениях процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни придается большое значение

    Целью вышесказанного является: Необходимость создания воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, его здоровьесбережению и здоровьеобогащению, а именно, создание  современного здоровьесберегающего педагогического процесса ДОУ, процесса, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

         Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.  
         «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
       Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, средств и подходов к решению задач и возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
  ●   
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
●      
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
●      
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы и методики по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
    Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании  определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Эти технологии занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении педагогов в условиях реализации ФГОС. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать   в  ДОУ: 

  • медико-профилактическая технология;
  • физкультурно-оздоровительные технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья);
  • технология обучения  здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии;
  • технология просвещения родителей по здоровьесбережению;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Сейчас я раскрою содержание  некоторых  форм и методик здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться в организации педагогического процесса.

        Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского работника ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. 
Здоровьесберегающая деятельность  осуществляется в следующих формах:

  • организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (иммунизация, чеснокотерапия, точечный массаж, полоскание горла водой комнатной температурой, щадящий режим в период адаптации, витаминотерапия);
  • организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
  • организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиНов.

    Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни.
         Физкультурно-оздоровительные технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья) направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности: 

  • развитие физических качеств;
  • контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; 
  • формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • воспитание привычки повседневной физической активности;
  • оздоровление средствами закаливания (солнце, воздух и вода).

       Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется не только инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, но и педагогами с помощью различных форм и методов, таких, как:

  • Физкультурные занятия.                                                                                 Физкультминутки, динамические и релаксационные паузы во время занятий.
  • Ритмопластика.
  • Подвижные и спортивные игры. 
  • Упражнения для глаз, тела, лица, корригирующие упражнения (коррекция плоскостопия и осанки и т.д.).
  • Солнечные ванны (в летний период).
  • Прогулки: дневная, вечерняя.
  • Ароматерапия.
  • Гимнастика (утренняя, ритмическая, оздоровительная игровая, корригирующая, бодрящая, оздоровительная гимнастика после дневного сна, гимнастика для глаз, восточная …).
  • Разные виды массажа и самомассаж.
  • Закаливающие мероприятия. 

      Технология обучения здоровому образу жизни - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры (интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни) или культуры здоровья малышей. Цели этой технологии:

    - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,

    -накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и    сохранять его,

-обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Данные цели достигаются:

  • Путем привития детям гигиенических навыков.
  • Обучением простейшим навыкам  оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).
  • Специально организованными занятиями оздоровительной физкультурой
  • Массовыми оздоровительными  мероприятиями («День здоровья» « Неделя здоровья»,..).
  • Активным отдыхом (турпоходы, физ. и музыкальный досуг, спортивные праздники,….).
  • Специально организованными занятиями о здоровом и правильном питании, о пользе лекарственных трав.

      Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую и психологическую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекционной работы воспитателя, руководителя изостудии, музыкального руководителя, педагога-психолога и учителя-логопеда,  через:

  • коммуникативные игры; 
  • игры – релаксации;
  • фонетическая ритмика; 
  • логопедический и оздоравливающий самомассаж; 
  • гимнастика (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, логоритмическая); 
  • арт-терапия (лечение искусством, творчеством);
  • Психогимнастика;
  • Цветотерапия;
  • логоритмические упражнения и игры, в т.ч. и на развитие мелкой моторики;
  • технологии музыкального воздействия – музыкотерапия;
  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия); 
  • восточная гимнастика: хатха-йога;
  • сказкотерапия и т.д.    

    Технология просвещения родителей по здоровьесбережению. Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. 

 В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используются разнообразные формы работы, такие как:

-открытые занятия с детьми для родителей;

- педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

-занятия с участием родителей;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-Дни открытых дверей;

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;

-совместное создание предметно – развивающей среды;

-работа с родительским комитетом группы;

- анкетирование;

- наглядные стенды.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задачи этой деятельности:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; 
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
  • Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

        Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

       Стабильная положительная динамика критериальных показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность), а также создание устойчивой здровьесберегающей системы может свидетельствовать о результатах проводимой работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Здоровьесбережение и здоровьеформирование дошкольников в условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...