Актуальность применение коррекционно-развивающих методик на занятиях по физической культуре у детей с ОВЗ
статья по физкультуре

Бикчинтаев Дамир Рафхатович

По статистическим данным Российской Федерации  количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 4,5 % от общего числа. С каждым годом их количество только возрастает. Классификация  болезней детей с ОВЗ  разнообразна, но у всех наблюдается нарушение моторных  функций, отставание и дефицит двигательной сферы. Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность на занятиях по физической культуре. При работе с такими детьми требуется особенный подход и применение коррекционно-развивающих методик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korr_razv_rabota.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающая работа на занятиях по физической культуре с детьми ОВЗ»

По статистическим данным Российской Федерации  количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 4,5 % от общего числа. С каждым годом их количество только возрастает. Классификация  болезней детей с ОВЗ  разнообразна, но у всех наблюдается нарушение моторных  функций, отставание и дефицит двигательной сферы. Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность на занятиях по физической культуре. При работе с такими детьми требуется особенный подход и применение коррекционно-развивающих методик.

Основная цель занятий по физической культуре для детей с ОВЗ - это улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности, — это те свойства, которые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств. Образовательные и коррекционно-развивающие задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно относительное постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Коррекционно-развивающая работа на занятиях физической культуры для детей с ОВЗ имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

коррекция  и развитие основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость),

совершенствование навыков и умений в основных видах движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, метание, бросание, ловля, равновесие),

восстановление и совершенствование психофизических способностей,

развитие познавательной деятельности,

профилактику и предупреждение вторичных отклонений,

формирование личности ребенка.

В процессе обучения при переходе к новому учебному материалу происходит не полная смена коррекционных задач, а смена доминирования каких-либо из них. Постоянно действующими задачами на каждом занятии является коррекция осанки, основных локомоций — ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция телосложения, коррекция и профилактика плоскостопия, активизация вегетативных функций. Поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность физического воспитания занимает приоритетное место.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны. При  работе с детьми с ОВЗ используются,  как  групповые, подгрупповые так и индивидуальные занятия, носящие систематический характер. Также следует отдать предпочтение интегрированным занятиям и досугам. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности,  развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Коррекционно-развивающее направление является доминирующей в работе с детьми с ОВЗ, так как обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся. Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности. Самые распространённые методы это:  

  • методы формирования знаний;
  • методы обучения двигательным действиям;
  • методы развития физических качеств и способностей;
  • методы воспитания личности;
  • методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каждого человека или группы лиц со сходными свойствами. Разумное использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии.

Для более эффективной работы  важно постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения: с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателями и музыкальным руководителем. Открытые занятия, круглые столы, беседы, педсоветы, интегрированные занятия, консилиумы, мастер-классы, семинары следует проводить на регулярной основе. Обмен профессиональной информацией и совместная работа помогает скорректировать, наладить общение, расширить возможности у детей. Очень важно и взаимодействие с родителями  детей с ОВЗ. Только с помощью совместного  взаимодействия специалисты-воспитатели-дети-родители смогут добиться наилучших результатов.

физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех образовательных учреждениях. Этот предмет сфокусирован на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний.  Систематические занятия физическими упражнениями служат основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Используемая литература:

  1. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003.
  2. Горелик, В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / В.В. Горелик. – Тольятти : ТГУ, 2009.
  3. Стефанко А.В., Степченкова С.В., Слизкина А.Б., Снежко Т.А., Бакулина Д.В., Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками ТНР с 4 до 7 лет парциальная адаптированная программа «Планета Здоровья», СПб Издательство Детство-Пресс, 2018 г.
  4. Методическое пособие https://kriro.ru/upload/docs/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8%20%D1%81%20%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf
  5.  https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health
  6. http://abiturient.surgpu.ru/media/medialibrary/2016/11/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9E%D0%92%D0%97_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F.pdf
  7. https://moluch.ru/archive/116/32013/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Занятие по физической культуре для детей среднего дошкольного возраста с использованием методики Н.Н. Ефименко и мультимедийной презентации "Путешествие козлят по сказке"

Занятие включает в себя комплекс общеукрепляющих занятий по методике Н.Н. Ефименко. На протяжении всего занятия детям демонстрируется презентация с мультипликационными героями из сказки "Гуси-леб...

«Применение дидактических пособий на занятиях по физической культуре у детей старшего возраста».

Формировать интерес и потребность к занятиям физической культуры, развивать интеллектуальные способности детей по средствам дидактических пособий...

Опыт применения степ платформ на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Инструктором по физической культуре работаю третий год и все это время степ платформа является инвентарем, который регулярно используется на занятиях.Изначально, я использовала степ платформы как моби...