Актуальность применение коррекционно-развивающих методик на занятиях по физической культуре у детей с ОВЗ
статья по физкультуре

Бикчинтаев Дамир Рафхатович

По статистическим данным Российской Федерации  количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 4,5 % от общего числа. С каждым годом их количество только возрастает. Классификация  болезней детей с ОВЗ  разнообразна, но у всех наблюдается нарушение моторных  функций, отставание и дефицит двигательной сферы. Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность на занятиях по физической культуре. При работе с такими детьми требуется особенный подход и применение коррекционно-развивающих методик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korr_razv_rabota.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающая работа на занятиях по физической культуре с детьми ОВЗ»

По статистическим данным Российской Федерации  количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 4,5 % от общего числа. С каждым годом их количество только возрастает. Классификация  болезней детей с ОВЗ  разнообразна, но у всех наблюдается нарушение моторных  функций, отставание и дефицит двигательной сферы. Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность на занятиях по физической культуре. При работе с такими детьми требуется особенный подход и применение коррекционно-развивающих методик.

Основная цель занятий по физической культуре для детей с ОВЗ - это улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности, — это те свойства, которые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств. Образовательные и коррекционно-развивающие задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно относительное постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Коррекционно-развивающая работа на занятиях физической культуры для детей с ОВЗ имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

коррекция  и развитие основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость),

совершенствование навыков и умений в основных видах движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, метание, бросание, ловля, равновесие),

восстановление и совершенствование психофизических способностей,

развитие познавательной деятельности,

профилактику и предупреждение вторичных отклонений,

формирование личности ребенка.

В процессе обучения при переходе к новому учебному материалу происходит не полная смена коррекционных задач, а смена доминирования каких-либо из них. Постоянно действующими задачами на каждом занятии является коррекция осанки, основных локомоций — ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция телосложения, коррекция и профилактика плоскостопия, активизация вегетативных функций. Поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность физического воспитания занимает приоритетное место.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны. При  работе с детьми с ОВЗ используются,  как  групповые, подгрупповые так и индивидуальные занятия, носящие систематический характер. Также следует отдать предпочтение интегрированным занятиям и досугам. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности,  развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Коррекционно-развивающее направление является доминирующей в работе с детьми с ОВЗ, так как обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся. Методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности. Самые распространённые методы это:  

  • методы формирования знаний;
  • методы обучения двигательным действиям;
  • методы развития физических качеств и способностей;
  • методы воспитания личности;
  • методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каждого человека или группы лиц со сходными свойствами. Разумное использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии.

Для более эффективной работы  важно постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения: с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателями и музыкальным руководителем. Открытые занятия, круглые столы, беседы, педсоветы, интегрированные занятия, консилиумы, мастер-классы, семинары следует проводить на регулярной основе. Обмен профессиональной информацией и совместная работа помогает скорректировать, наладить общение, расширить возможности у детей. Очень важно и взаимодействие с родителями  детей с ОВЗ. Только с помощью совместного  взаимодействия специалисты-воспитатели-дети-родители смогут добиться наилучших результатов.

физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех образовательных учреждениях. Этот предмет сфокусирован на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний.  Систематические занятия физическими упражнениями служат основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Используемая литература:

  1. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003.
  2. Горелик, В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / В.В. Горелик. – Тольятти : ТГУ, 2009.
  3. Стефанко А.В., Степченкова С.В., Слизкина А.Б., Снежко Т.А., Бакулина Д.В., Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками ТНР с 4 до 7 лет парциальная адаптированная программа «Планета Здоровья», СПб Издательство Детство-Пресс, 2018 г.
  4. Методическое пособие https://kriro.ru/upload/docs/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8%20%D1%81%20%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf
  5.  https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health
  6. http://abiturient.surgpu.ru/media/medialibrary/2016/11/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9E%D0%92%D0%97_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F.pdf
  7. https://moluch.ru/archive/116/32013/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5-го года жизни

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое ...

Занятие по физической культуре для детей среднего дошкольного возраста с использованием методики Н.Н. Ефименко и мультимедийной презентации "Путешествие козлят по сказке"

Занятие включает в себя комплекс общеукрепляющих занятий по методике Н.Н. Ефименко. На протяжении всего занятия детям демонстрируется презентация с мультипликационными героями из сказки "Гуси-леб...

«Применение дидактических пособий на занятиях по физической культуре у детей старшего возраста».

Формировать интерес и потребность к занятиям физической культуры, развивать интеллектуальные способности детей по средствам дидактических пособий...