ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
статья по физкультуре

Левицкий Иван Андреевич

В статье рассматриваются вопросы о важности физического воспитания детей в дошкольном учреждении и его влияния на их здоровье, о том, какие формы здоровьесберегающей деятельности используются в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья на тему:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Левицкий Иван Андреевич

Магистр ЛГУ им. А.С. Пушкина

Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №61

Колпинского района СПб

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о важности физического воспитания детей в дошкольном учреждении и его влияния на их здоровье, о том, какие формы здоровьесберегающей деятельности используются в работе.

Ключевые слова: гигиена, оздоровление, физические упражнения, здоровьесбережение, гимнастика, закаливание.

Одна из ведущих задач дошкольных учреждений – это правильное физическое воспитание детей. Фундаментом общего развития человека, является хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте.Ключевым периодом жизни, является детство. Именно в дошкольном возрасте формируется костно-мышечная, нервная системы, дыхательный аппарат и закладываются основы физического развития и хорошего здоровья. Жизнь ребёнка во многом зависит от взрослых, которые заботятся об охране и укреплении его здоровья, полноценном физическом развитие. Основной задачей физического воспитания является формирование двигательных навыков, умений и физических качеств. Именно физическое воспитание в дошкольном учреждении, призвано формировать у ребёнка правильное отношение к себе и к своему здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребёнка предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своём физическом развитие, уровне физической подготовленности.

Оздоровление детей – это проблема не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа на длительный период. Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды и обуви, физкультурного оборудования) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы при условии полноценного и своевременного питания. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Чистота помещения, физкультурного оборудования, игрушек, а также одежды и обуви служит профилактикой заболеваний. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребёнка. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого организм приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. Использование естественных сил природы вызывают у детей положительные эмоции.

Физические упражнения – это основные средства физического воспитания. Они оказывают на ребёнка многостороннее воздействие: изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, трудового воспитания.

Во многих дошкольных учреждениях разработана целостная система здоро- вьесбережения детей. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольных образовательных учреждений, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, бодрящая.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж.

Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного образовательного учреждения должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно  оздоровительной деятельности.

Физкультурнооздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физминутка, гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия. Наиболее эффективным является приобщение детей к здоровому образу жизни в процессе физической деятельности, где полностью реализуется потребность в двигательной активности. Такой деятельностью является физкультурное занятие, которое должно доставлять радость ребёнку, формировать двигательные умения и навыки.

Физкультурное занятие – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств. Достаточно высокая двигательная активность проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководством. В игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий, предусматривающих достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных действий (бег, прыжки и др.). Наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений, является утренняя прогулка. Формы организации могут быть разными, в зависимости от характера предстоящих занятий, времени года и оборудования.

Немаловажное значение в оздоровительной работе имеет утренняя гимнастика. Это обязательная часть режима ребёнка в дошкольном учреждении. Она очень полезна по ряду обоснованных причин. Зарядка – это отличный способ избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости. Также утренние упражнения способствуют физическому развитию и улучшается сопротивляемость организма к болезням.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольника. Они быстро утомляются, теряется интерес к деятельности. Признаки утомления детей выражаются поразному: зевотой, рассеянным извольные побочные движения. Одним из эффективных способов предупреждения утомляемости считаются кратковременные физминутки. Все знают, что физминутка способна снять усталость и восстановить силы, отвлечь ребёнка, переключить его внимание. После физминутки ребята получают новый заряд энергии и готовы к восприятию нового и интересного.

Важной формой в оздоровлении детей является гимнастика после дневногосна. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она начинает проводиться с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Главное – исключить резкие движения, которые могут вызвать перевозбуждение, растяжение мышц.

Для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний дыхательных путей, проводится комплекс дыхательной гимнастики. Эта гимнастика очень полезна и наша задача – научить ребёнка правильно дышать. Эти упражнения способствуют насыщению нашего организма кислородом. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Если ребёнок отличается гиперактивностью, он научится расслабляться и успокаиваться.

С целью укрепления здоровья детей и развития у них интереса к физической культуре вводятся вариативные формы двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями. Комплекс закаливающих процедур составляется с учетом состояния здоровья ребёнка. Закаливание включает в себя: регулярное выполнение гигиенических процедур (полоскать рот после еды, умываться и мыть руки прохладной водой, чистить зубы 2 раза в день), ежедневно делать утреннюю гимнастику, хождение босиком (по «дорожкам здоровья», летом по траве и земле), соблюдение теплового и воздушного режима (проветривание), одевание детей в соответствии с сезоном. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям  и переменам внешней среды. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.

Важным условием в воспитании здорового ребёнка является культура здоровья семьи. Сегодня детский сад и семья рассматриваются, как единое целое в становлении личности ребёнка. Работа с родителями должна строиться так, чтобы у них возник интерес к процессу здоровьесбережения детей. Полезная информация размещается родительских уголках, папках передвижках, а также проводятся индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. В свою очередь, родители должны подавать хороший пример детям, придерживаясь здорового образа жизни. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что физическое воспитание детей дошкольного возраста – это залог здоровья наших детей в будущем.

Список литературы

1. М.А. Рунова. Радость в движении.

2. А.В. Кекеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. И.М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

4. Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. Настольная книга старшего воспитателя.

5. Е.Г. Бацина. Семинары-практикумы.

6. Физическая культура. – 2002. – №4.

7. Журнал «Дошкольное воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы....

Сообщение на тему: "Преемственность в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений".

Здоровьесберегающая деятельность в ОУ – системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей....

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

ИННОВАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.

Понятие «здоровье» имеет множество определений.Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социальн...

Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ

Данная работа состоит из трёх блоков: первый блок- развивающая среда, как система здоровьесберегающих обектов деятельности ребёнка; второй блок- целенаправленная систематически спланированная работа с...