«Развитие физических качеств с помощью ритмической гимнастики»
статья по физкультуре

Гайнуллина Наталья Владимировна

В ритмической гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие физических качеств с помощью ритмической гимнастики»

В ритмической гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей .

Координационные способности включают в себя:

  • ориентацию в пространстве;
  • точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

КС делятся на общие, специальные и специфические виды.

К важнейшим, специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

  • способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);
  • способности к ориентированию в пространстве;
  • способность сохранять равновесие;
  • чувство ритма;
  • способность к перестроению двигательных действий;
  • статокинетическая устойчивость;
  • способность к произвольному мышечному расслаблению .

Способность к ориентированию в пространстве.

Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.

Способность сохранять равновесие.

Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зрительными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.

Проявление равновесия разнообразно.

В одних случаях нужно сохранять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении "ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других – по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету и т.д.) - динамическое равновесие .

Различают и третью форму равновесия – балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической булавой, стоящей на ладони; удержание мяча на голове, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике и т.п. .

Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений .

Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость.

Первый компонент – рациональное расположение звеньев тела – способствует лучшему сохранению равновесия. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела. Рациональное взаимораспределение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги.

Второй компонент равновесия – дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна.

Третий компонент – сохранения устойчивого положения тела - уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от естественных элементарных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег – до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве.

В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет пространственная точность движений. Например, меткость броска мяча зависит от степени точности оценки пространственных характеристик движений. Каждое двигательное действие имеет определенную структуру, и информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам в систему управления.

Такие понятия, как "чувство дистанции", "чувство мяча" и так далее, имеют своей основой взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее определять и контролировать расстояние .

   Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой .

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач.

   В любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Их оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае наблюдается чувство ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого положения тела .

Один из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, является психологический настрой и эмоциональное состояние. Высокий уровень психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов – важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции также способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных звеньев .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств с помощью ритмической гимнастики в рамках образовательной программы «Детский сад – 2100"

Даны определения физических качеств. Описание технологии "Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика", автор Н.Н.Фомина....

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога

О пользе хатха-йоги для дошкольников и некоторые игровые упражнения для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в дошкольном учреждении....

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога

Задачи и особенности выполнения упражнений хатха-йоги в детском саду...

Развитие физических качеств с помощью ритмической гимнастики в рамках образовательной программы «Детский сад – 2100"

Характеристика физических качеств. Описание сюжетно-ролевой ритмической гимнастики Н.А.Фоминой (мини-программа «Приключения Буратино»). Взаимосвязь развития физических качеств и  заня...

"Развитие физических качеств с помощью нестандартного оборудования"

Презентация "Развитие физических качеств с помощью нестандартного оборудования"...

Консультация для воспитателей «Развитие физических качеств при помощи скакалки»

Все дети любят подвижные игры. Гоняя мяч на площадке, прыгая и бегая со сверстниками, ребенок укрепляет свой организм. Пожалуй, бег и прыжки — самые универсальные средства оздоровления, причем, ...

Развитие физических качеств при помощи подвижных игр и эстафет

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оз­доровительных, образовательных и воспитательных задач....