Развитие физических качеств при помощи подвижных игр и эстафет
методическая разработка по физкультуре

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оз­доровительных, образовательных и воспитательных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие физических качеств

при помощи подвижных игр и эстафет»

Инструктор

по физической культуре

Веселкова

Анастасия Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка

Роль подвижной игры в воспитании детей

Особенности подвижных игр с правилам в каждой возрастной группе детского сада

#1057;редняя группа

Старшая группа

2. Методика проведения игры

  1. Подбор игр
  2. Организация условий для проведения игр
  3. Руководство воспитателя игрой
  1. Объяснение игры
  2. Проведение игры
  3. Правила игры
  4. Распределение ролей
  5. Окончание игры
  6. Дозировка движений в игре
  1. . Повторность и усложнение игр
  2. Организация детей в игре
  1. Подвижные игры соревновательного характера (эстафеты)
  1. Игры с индивидуальным соревнованием
  2. Игры с коллективным соревнованием
  1. Развитие физических качеств при помощи подвижных игр и эстафет
  1. Развитие скоростно-силовых качеств
  2. Развитие быстроты
  3. Развитие общей выносливости
  4. Развитие ловкости
  5. Развитие гибкости

Выводы

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ.

Игра — не порождение скоропреходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра — это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.


1. Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка.

Роль подвижной игры в воспитании детей

Игра—самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая их насущную потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения. Дошкольный возраст—это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.

В повседневной жизни человек постоянно взаимодействует с внешней средой, в результате чего в коре головного мозга образуются временные связи, так называемые условные рефлексы. Условные рефлексы являются основой формирования различных навыков и привычек, которые могут делаться прочными, если их подкрепить, и могут исчезнуть, если такого подкрепления не последует.

В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными привычками и навыками, заменять их новыми и закреплять те, которые полезны и нужны ребенку.

«Образ поведения человека и животного, — пишет акад. И. П. Павлов,— обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (И.П.Павлов, Полное собрание сочинений, т. Ш, кн. 2, изд. АН СССР, 1951, стр. 269).

Задача дошкольных учреждений—обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.

В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение.

Акад. И. П. Павлов установил наличием коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребенок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.

Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.

Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.

При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм.

Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда ловишка дотронется до одного из бегущих, то, как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чья колонна скорее соберется» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне и т. д.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, четкие построения (пары, колонны, круг), различные фигуры, образы, передаваемые детьми, выразительное произнесение текста—все это вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты.

Игра—одно из важных средств всестороннего развития дошкольника.

Проф. П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия» (П. Ф. Лесгафт, Избранные педагогические сочинения, т, IP, изд. АПН РСФСР, 1951, стр. 238.).

Однако только при руководстве со стороны воспитателя игра может оказать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

Особенности подвижных игр

с правилами в каждой возрастной группе детского сада.

Средняя группа

С детыми средней группы (пяти лет) проводятся игры более разнообразные! по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок (например, игры «Охотник и зайцы», «Караси и щука»).

В средней группе, как ив младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального (например, игра «Кто скорей добежит до флажка»), а затем и коллективного (игра «Чья колонна (звено) скорее соберется»).

Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость («Кто скорей добежит до флажка»); в игры включается метание («Охотник и зайцы»), прыжки через препятствия («Через ручеек»).

Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий— убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д. Предъявляются требования более точного выполнения правил.

В пять лет детей уже интересует и результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся догнать товарища или убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. Вместе с тем они по-прежнему любят сюжетные игры. В играх «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др. есть элементы драматизации, и дети с удовольствием берут на себя те или иные роли: гуси стараются убежать от волка, пчелы — прогнать медведя, кошка — поймать мышку и т. д.

Внимание воспитателя направлено на совершенствование навыков бега, прыжка, лазанья. Так, в играх «Мышеловка», «Карусель» дети упражняются в ходьбе и беге по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» — в быстроте бега, в ловле; «Медведь и пчелы» — в лазаньи и т. д.

В то же время нельзя давать игры с влезанием на заборчик или перепрыгиванием, если дети еще не научились этого делать. Обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже играть с ними в игру, включающую данное движение .

В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и др. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята», «Карусель».

Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.

Старшая группа

В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д.

Игры детей этого возраста также построены на основных движениях—беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («Мышеловка», «Ловля бабочек»).

Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.

Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование (игра «Перемени флажок»).

Игры-эстафеты в детских садах не проводятся. В них имеется большая зависимость действий детей друг от друга: ребенок не может хорошо и быстро выполнить свое задание, если тот, от кого он должен получить мяч, флажок или другой предмет, запаздывает или плохо подает предмет. Эти игры вызывают большое возбуждение, требуют большого напряжения, внимания. Некоторые дети не выдерживают длительного ожидания, отвлекаются и пропускают тот момент, когда им нужно принять предмет от товарища. К менее ловким, из-за которых группа проигрывает, у детей появляется недоброжелательное отношение, тогда как наша задача развить при помощи игр такие моральные качества, как дружба, товарищество, коллективизм.

Методика проведения игры.

Подбор игр.

Как было сказано выше, при помощи игры осуществляется несколько задач — укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д.

Включая в план ту или иную игру, необходимо знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой — метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой—ловкость и т. д.

При подборе игр учитывается особенности детей, их интересы и подготовленность. Кроме того, приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Например, в зимнее время, намечая игры для проведения на улице, необходимо выбирать такие, в которых активно участвуют все дети (например, «Поезд», «Мы веселые ребята»). Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.

В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности.

При выборе игры необходимо иметь в виду, где предполагается провести ее: в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, воспитатель может наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле»), «Лиса в курятнике».

Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Зимой надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.

Планируя игры, следует учитывать состояние детей. В том случае, когда дети не достаточно организованы, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, постепенно переходя к играм с движениями врассыпную, или дать простые игры.

Выбирая игру, необходимо принимать во внимание ее место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, проводится более спокойная игра.

Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается.

В начале занятия игра проводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей размещаться на площадке, строиться в колонны, в пары, в круг. Таковы игры «Найди себе пару», «Чья колонна (звено) скорее соберется» и др. Вместо гимнастических упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота уместно провести игру средней подвижности с движениями, которые отвечают этой цели, например «Затейники», «Не намочи ног», «Передай и встань» и др. В основной части занятия, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большой подвижности с бегом, прыжками, лазанием.

В заключение занятия, когда следует привести организм в относительно спокойное состояние, проводится игра малоподвижная, например «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», или хороводная игра, например «Платочек». Чаще всего на занятии гимнастикой и подвижными играми проводится одна игра большой подвижности, иногда две—одна в основной части занятия, другая— в конце; или одна в начале занятия, другая — в основной части.

Организация условий для проведения игр.

Важно не только правильно подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств. Организуя игру, необходимо заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.

Костюм детей должен быть чистым, легким и не стеснять движений. В зимнее время надо следить за тем, чтобы дети не были слишком тепло одеты, так как лишняя одежда приводит к перегреву во время игры и охлаждению после ее окончания.

Игру нужно проводить преимущественно на воздухе. Размер площадки для группы детей должен быть не менее 50 кв. м, из расчета 2 кв. м на ребенка. Необходимо, чтобы площадка для игр была ровной, хорошо утрамбованной. В сухую теплую погоду ее надо хорошо подмести и полить водой. Зимой участок должен быть очищен от излишнего снега и освещен, чтобы дети могли им пользоваться во вторую половину дня.

Если игра проводится в помещении, оно должно быть убрано влажным способом, хорошо проветрено. Если помещение небольшое, необходимо вынести из него липшие предметы.

Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до ее начала. К приготовлению их, к организации соответствующих условий надо привлекать детей. Места хранения пособий надо устраивать таким образом, чтобы детям было легко и удобно вынимать и убирать материалы. Пособия, которыми пользуются дети, должны содержаться в порядке, быть чистыми, красивыми; при этом условии дети приучатся к опрятности, у них повысится интерес к игре, разовьется художественный вкус. Количество пособий должно соответствовать числу играющих, а качество—быть одинаковым, чтобы одни дети не получили худшие, а другие лучшие.

. Руководство воспитателя игрой

Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему усвоению ее правил, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре.

. Объяснение игры

После того как дети соберутся для игры, необходимо сообщить название игры и рассказывает ее содержание.

При объяснении игры необходимо стоять так, чтобы руководителя видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть группы, которая расположена позади него.

Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими.

Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рассказать самое главное.

В процессе проведения игры слово руководителя имеет ведущее значение. Опираясь в своей речи на знакомые детям понятия, руководитель помогает формированию у детей новых понятий, направляет детское сознание на определенные поступки, действия.

Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.

При объяснении более сложных игр не следует давать все объяснения сразу: их можно чередовать с распределением ролей между играющими, с показом некоторых движений, которые могут затруднить детей в игре.

Руководитель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого-либо из детей. Например, руководитель говорит: «Зайцы неслышно выпрыгивают из своих кружков», и показывает, как надо согнуть колени при прыжке и опуститься на носки. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качества выполнения движений детьми.

Существенным условием при формировании двигательных навыков является предварительное представление о движении — словесное или наглядное. Нельзя злоупотреблять в игре указаниями и поправками в отношении точности и правильности движений — это может привести к тому, что пропадет радость от игры, снизится ее эмоциональность. Однако, если дети еще недостаточно овладели каким-либо движением, нельзя закреплять в игре неправильные навыки. Так, если в игре «Медведи и пчелы» некоторые дети при лазании не меняют ноги, а приставляют одну к другой, руководитель обращает внимание детей на ошибку, делает указание, как надо лазать, предлагает посмотреть на товарища, который делает движение правильно, а затем продолжает игру.

Проведение игры.

В процессе игры руководитель следит как за поведением всех детей в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем руководитель следит, чтобы дети не переутомлялись.

Непосредственное участие руководителя в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие руководителя в игре зависит от характера самой игры, от возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее руководитель.

В некоторых случаях руководитель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить ее замысла. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется четное число детей, руководителю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.

При распределении детей руководитель соединяет более слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования (например, «Чья колонна скорее соберется»); мальчиков с девочками, так как иногда у мальчиков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек — с девочками.

При проведении игры руководитель следит за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки.

Часто детям даются игры, сопровождающиеся текстом. Руководитель должен выразительно прочесть текст и довести смысл его до сознания детей. При разучивании текста с детьми руководитель следит, чтобы дети не скандировали его, а произносили выразительно и не слишком громко.

В ходе игры руководитель подает сигналы — зрительные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определенные слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и возбуждают детей.

Правила игры.

Особенное внимание руководитель уделяет выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила — это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих. Сознательное подчинение правилам игры имеет большое значение для воспитания дисциплины, коллективизма. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила. Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Неудачно и такое правило, когда проигравший получает право поплясать, сказать стихотворение, спеть: детям интересно выполнить одно из этих заданий, и они стараются проиграть. Вредны в воспитательном отношении правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Распределение ролей.

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Роль, выполняемая в той или иной игре, определяет поведение ребенка, которое должно соответствовать действиям изображаемого персонажа.

Выделить детей на ответственные роли можно различными приемами: руководитель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредством считалки или ребенок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя.

Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. При этом нужно следить, чтобы дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы на каждого играющего приходилось целое слово или слово вместе с предлогом. Например:

Чижик \ в клеточке \ сидел \,

Чижик \ песни \ громко \ пел и т. д.

При выделении ребенка на ту или иную роль нужно учитывать его особенности и возможности, поэтому не всегда можно пользоваться считалкой или предоставлять такой выбор самим детям. Часто от удачного распределения ролей зависит успех игры. Например, если в игре «Ловля обезьян» для выполнения роли ловцов выделить застенчивых детей, которые смущаются и не могут показать движений, игра потеряет смысл и значение.

Но нельзя также поручать ответственные и интересные роли всегда одним и тем же детям. Это развивает у одних зазнайство, а у других—неуверенность в своих силах.

Если ребенок застенчив, малоподвижен, ему надо давать первое время менее ответственные роли, назначить, например помощником рыбака (в игре «Рыбаки и рыбки») и постепенно подводить к исполнению более сложных ролей.

Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.

Окончание игры.

Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, руководитель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.

Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать продолжением игры.

Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место. Для этого руководитель выделяет несколько играющих. Могут и все дети участвовать в уборке пособий; например, каждый ребенок кладет свои шишки или кубики в корзинку или ставит палки, флажки в стойку. Желающим можно предоставить возможность по окончании игры воспользоваться игровым материалом: веревочкой, флажками, шишками—и некоторое, недлительное, время поиграть.

Если дети просят повторить игру, а нагрузка была достаточная, руководитель предлагает повторить игру на следующем занятии и тут же выделяет кого-нибудь на ответственную роль с тем, чтобы дети сами запомнили, кто будет исполнять эту роль в следующий раз.

Дозировка движений в игре.

При проведении игры руководитель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражется в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.

Перегрузка может произойти в том случае, если игра продолжается длительное время, например, ловящий долго не может никого поймать. Тогда надо приостановить игру, сделать небольшую паузу и выделить другого ловящего. Многократное повторение подвижной игры или слишком большое расстояние для бега, например в игре «Перебежки», также могут привести к переутомлению детей. Физическую нагрузку может увеличить одежда и обувь детей. Если игра проводится зимой на воздухе и дети одеты в шубы, валенки, им приходится затрачивать значительно больше усилий, чтобы приподнять свое тело от земли во время бега и прыжков, чем в легкой одежде.

При проведении игры следует учитывать климатические условия, температуру воздуха. При высокой температуре воздуха надо давать меньшую нагрузку.

Во избежание переутомления детей необходимо принимать во внимание занятие, предшествовавшее игре. Если дети много двигались на участке, катались на лыжах, на санках, следует сократить длительность игры и выбрать игру с меньшей нагрузкой.

Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом — ходьбой, произнесением текста, например в игре «Ловишки из круга», «Хитрая лиса» .При правильной нагрузке учащенное дыхание приходит в норму через 1—-2 минуты.

Соблюдая дозировку всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, легких). Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать флажки, держать обручи, в которые пролезают дети.

Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную.

Внимание руководитель должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети .усвоили и полюбили проводимые с ними игры.

. Повторность и усложнение игр.

Навыки и привычки формируются при условии многократных упражнений. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают. Поэтому одни и те же игры необходимо систематически повторять: только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

При систематическом повторении одних и тех же раздражителей в коре головного мозга закрепляется определенное соотношение возбужденных и заторможенных очагов. Таким образом, систематическим повторением игр, постепенным их усложнением мы помогаем выработке у детей нужных навыков и качеств. В младшем возрасте у детей меньше опыта, образование временных связей идет медленно, дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому руководитель чаще повторяет с детьми одну и ту же игру (примерно в течение 3—4 занятий). В средней и старшей группах новую игру можно проводить в течение 2—3 занятий, затем повторить ранее проведенные игры и снова вернуться к той же игре.

При повторении игры нужно постепенно усложнять ее и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику»—по доске и т. д.). Можно увеличить расстояние для бега, прыжков, увеличить число ловишек (двоих вместо одного).

Усложнение может быть и в том случае, если меняется форма организации детей (увеличивается число детей в каждой подгруппе, например в игре «Чья колонна скорее соберется»), изменяется темп движения (в игре «Поезд»), увеличивается количество предметов, вводимых .в игру (в игре «Передача мяча» сначала передается один мяч, затем два мяча, или в игре «Кто ушел?» увеличивается количество детей, которых надо запомнить), изменяется форма построения детей в игре («Чей круг скорее соберется», «Чья колонна скорее со каждой колонны и обегать его»; «Прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него, не задев ногами», и т. д.

Иногда дети вносят в виде усложнения элементы из знакомых игр. Например, в игре «Зайцы и лиса» дети предложили такое правило: нельзя ловить зайцев, которым подала «лапу» зайчиха-мать. Это правило взято из игры «Ловишка, дай руку».

Организация детей в игре.

Формы организации детей в игре различны. Во всех возрастных группах игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит руководитель при проведении данной игры. В некоторых играх с лазанием также не могут участвовать одновременно все дети, так как они не поместятся на приборах для лазания, и руководителю трудно будет уследить за каждым ребенком. То же относится к играм с метанием.

Иногда руководитель проводит игру, рассчитанную на всю группу, только с небольшой группой детей. Это целесообразно в тех случаях, когда руководитель ставит перед собой задачу включить в игру малоактивных детей, чтобы они не зябли на прогулке, или проводит игру с детьми, которые отстают в каком-нибудь виде движения и им надо поупражняться.

В некоторых играх подгруппы детей участвуют поочередно, как, например, в игре «Горелки», в других—одновременно, например «Чья колонна скорее соберется».

Для того чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей, недостаточно только использовать вышеизложенные методические указания. Необходимо еще, чтобы руководитель сам был заинтересован игрой .

  1. Подвижные игры соревновательного характера (эстафеты).

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В исследованиях Л. Коровиной показано их положительное влияние как на совершенствование двигательных навыков, так и на развитие чувства ответственности и долга перед своим коллективом. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

Игры с индивидуальным соревнованием.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. Например, в игре "Чья команда самая меткая" всем членам двух команд предлагают выполнить по два броска в цель (корзину). За каждое попадание ребенок получает флажок. Затем подсчитывается количество флажков в каждой команде, и результаты сравниваются. Победа присуждается команде, у которой флажков больше. Чем большее число детей справится с решением поставленной задачи, тем выше вероятность успеха. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

По-иному складывается успех команды в играх, основанных на парных соревнованиях. Такие игры обычно предъявляют более высокие требования к выполнению самого движения: в них недостаточно только правильно и точно действовать - требуются быстрота и эффективность.

Например, в игре "Чья команда самая ловкая" члены команд выстраиваются в колонны на небольшом расстоянии друг от друга. По условному сигналу дети, стоящие первыми, бегут к шнуру (каждый - к своему), подвешенному на высоте 60 см от пола, подлезают под него, затем добегают до флажка и поднимают его. Выигравшим считается тот, кто поднимет флажок первым, а при подлезании не заденет шнур. Победитель забирает флажок и приносит очко команде. Такие же движения выполняют дети, стоящие в командах вторыми, третьими и т.д. После выполнения двигательных действий всеми детьми подсчитывается количество флажков в команде и определяется победитель.

В таких играх вклад каждого ребенка в успех команды не всегда зависит только от его умений - он связан с умениями и способностями соперника. Действуя в паре с одним ребенком, играющий может выиграть, а другому проиграть. Это оказывает влияние на поведение детей: одни для достижения положительного результата отдают предпочтение более слабому сопернику и с неохотой встают в пару с сильным, а другим детям большое удовольствие доставляет соревнование с сильным соперником. Старшие дошкольники, по данным Г. Лесковой и М. Голощекиной, могут объективно оценить степень владения движениями своих товарищей и уровень собственных умений. Для развития индивидуальных способностей, воспитания волевых черт характера целесообразнее первоначально объединять детей, равных по возможностям, а затем контрастных по уровню развития двигательных навыков и физических качеств. Последнее, как правило, не приводит к мобилизации сил и способностей ребенка: одному мешает уверенность в победе, а другому - понимание невозможности выиграть у напарника.

Подбирать пары может педагог, поставив перед собой цель достичь высокой активности у всех играющих и создать условия для формирования эмоционально положительных взаимоотношений между детьми. Можно использовать и такой прием. Воспитатель называет ребенка и спрашивает: "Кто хочет бежать с Валей?". При этом первоначально называются более ловкие и быстрые дети. От каждого ребенка требуется умение правильно оценить быстроту, точность и ловкость своих действий, сравнить уровень развития двигательных навыков у разных детей. Интересные результаты могут быть получены, если предложить ребенку самому определить напарника: "С кем ты хочешь бежать?". Могут быть разные мотивы выбора: желание получить слабого соперника, чувство дружбы, стремление померяться силами с более сильным соперником. Но в выбор ребенка может быть внесена коррекция, так как требуется согласие другой стороны.

Игры с коллективным соревнованием.

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Один флажок (вымпел) на всех подчеркивает значимость сплоченности в достижении положительного результата. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.). Ребенка ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с потребностями команды, отказываться от своих желаний, интересов во имя победы. Например, в игре "Чья команда быстрее принесет предмет" определяется цепочка препятствий, через которые каждая команда проносит предмет; при этом каждый член команды проносит предмет только через одно препятствие и передает его следующему игроку.

В этом типе игр капитанам можно предложить сформировать команду по количеству препятствий; дети могут встать около выбранных препятствий по своему желанию; капитан же тем не менее занимается расстановкой игроков для выполнения определенных движений; воспитатель предлагает подумать, какое движение в этой игре самое трудное и кому легче его быстро выполнить (высокому - допрыгнуть, низкому - подлезть и т.д.) или кто справится с заданием лучше.

Наиболее трудный вариант - когда каждый игрок команды выполняет один всю цепочку двигательных действий и только после этого передает эстафету следующему члену команды. Здесь сам ребенок может наверстать упущенное за счет успешного действия на других снарядах, но от него требуется хорошее владение всеми движениями. Такая игра позволяет детям самостоятельно оценить, где они действовали увереннее и эффективнее, а какие двигательные действия им не очень удаются.

Представленная последовательность игр с элементами соревнования позволяет постепенно усложнять взаимоотношения детей в командных объединениях для достижения общей цели.

4. Развитие физических качеств при помощи подвижных игр и эстафет.

Развитие скоростно-силовых качеств.

В физической подготовке учащихся особое место занимает скоростно-силовые качества. Воспитание силы является основой для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит проявление выносливости, быстроты, наконец, ловкости.

В зависимости от избранного режима деятельности подбираются упражнения и подвижные игры, которые могут быть динамического или статического характера. При динамическом характере двигательной деятельности задания могут быть индивидуальными или групповыми.

Развитие скоростно-силовых качеств успешно достигается с помощью разнообразных упражнений и игр, где решающей является частота выполняемых движений, Помимо сложных передвижений, это могут быть задания с отягощением, со снарядом (граната, ядро) и на снарядах (полосы препятствия или гимнастические снаряды), а также упражнения с оказанием сопротивления партнеру. Такие задания, связанные с единоборствами, развивают не только скоростную силу и выносливость, но и ловкость, волю к победе.

Выполнение соревновательно - игровым методом динамических упражнений, связанных с преодолением силы тяжести собственного тела, позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мышечной силы осуществляется в основном двумя методами: методом повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, или методом поднятия максимального груза.

При статическом характере деятельности упражнения состоят из фиксации однообразных движений и положений тела, которыми являются упоры или висы, либо удержания отягощения в определенном положении. Соревновательное выполнение статических упражнений заключается в длительности удержания определенной позы тела, а также оказании противодействия партнеру или внешним силам.

Развитие быстроты.

Используя соревновательно - игровой метод, можно успешно развивать быстроту, которая заключается в способности выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота характеризуется тремя основными факторами: быстротой ответного движения на конкретный раздражитель (двигательной реакцией), быстротой движения и частотой движения в отрезок времени. В соревновательно - игровой деятельности все вышеназванные факторы проявляются комплексно, хотя между ними нет прямой зависимости. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости. Основу высокой скорости в любых технических движениях составляет повторное выполнение упражнений с предельной скоростью.

Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных подвижных игр по неожиданному сигналу (команде). А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения. Для целевого развития в соревновательно - игровой деятельности быстроты обычно применяют повторный и переменный методы. На практике — это кратковременное 15—-20-секундное выполнение задания различной интенсивности либо в разном темпе с активным отдыхом между сериями или попытками.

Развитие общей выносливости

Развитие общей выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе. Для развития общей выносливости в большинстве своем применяются упражнения циклического характера (равномерный или переменный бег), где монотонность физической работы снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение этих занятий в соревновательной или игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся, заставляет их преодолевать все трудности.

Кроме подвижных игр, эстафет, командных или групповых пробежек по пересеченной местности с преодолением препятствий, для развития выносливости возможны любые упражнения или единоборства, где длительность физической работы определяет достижение поставленной цели .

Развитие ловкости.

Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта, выполняемых в соревновательное - игровой обстановке.

В условиях соревнования или игры развитие координационных действий происходит более эффективно, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности. В целом соревновательно - игровые задания являются также хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее освоить учебно-спортивную программу практически в любом учебном заведении.

И если обучение сложной технике из различных видов спорта можно начинать, применяя фронтальный метод, то совершенствование ее лучше проводить в соревновательно - игровой обстановке, которая приближена к тем условиям, в которых придется этим видом спорта заниматься.

Совершенствование специальной ловкости, связанной с конкретным видом спорта, должно быть непрерывным, и по мере освоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию.

Развитие гибкости.

Развитие гибкости (подвижности в суставах) в соревновательно - игровой деятельности осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, соревнуются как за временное количество, так и за качество выполняемых упражнений, а при активном — их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более интенсивного вращения.

При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил: 1) развивать гибкость планомерно и систематически; 2) использовать в игре или соревновании упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды; 3) осуществлять полное разогревание тела перед выполнением упражнений; 4) чередовать упражнения на гибкость с упражнениями или подвижными играми на силу, ловкость и быстроту.

ВЫВОДЫ.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному.

Подвижные народные игры являются той разновидностью игрового фольклора, которая преимущественно ориентирована на активизацию двигательной деятельности. Их можно использовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, на, прогулке, во время досуга и праздников, а также во время проведения перемен и динамических пауз. Педагог может предложить детям игру по своему усмотрению или поиграть с детьми в ту игру, которую предложат сами дети. Подбирая игру, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребят, их возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место проведения игры. Одни дети по собственной инициативе много двигаются, любят активные игры. Другие ребята и на прогулке предпочитают спокойные малоподвижные игры, связанные с однообразной позой. Как чрезмерно активным, так и малоактивным детям необходима помощь в организации подвижных игр.

Подвижные игры и эстафеты на занятиях физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Батурина К Г., Сорокина А. И. Игры с правилами в детском саду. Москва,
    "Учпедгиз", 1962 г.
  2. Бутин И. М. Бутина И. А. Леонтьева Т. Н. Масленников С. М. Физическая культура в начальных классах. Москва, «Владос –Пресс», 2001 г.
  3. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. Москва, «Айрис Пресс», 2004 г.
  4. Кенеман А. В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. Москва,
    "Просвещение", "Владос", 1995 г.
  5. Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. Москва,
    "Учпедгиз", 1961 г.
  6. Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва, «Радуга»,
    1982 г.
  7. Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва, «Радуга», 1982 г
  8. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие под ред. Шапковой Л. В.Санкт - Петербург «Детство-Пресс» 2002
  9. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. Москва, издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ.


РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ

Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5—6 м). Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг — это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом — это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев (бросать в туловище и ноги). Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно охотникам дать 2—3 мяча.

ЛОВЛЯ ОБЕЗЬЯН

Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся двое-трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

ПЧЕЛЫ И МЕДВЕДИ

Задачи: развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве, тренировка координации движений.

Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки

Место: спортивный зал.

Содержание: на расстоянии 20—15 м от гимнастической стенки ставят в линию скамейки. Половина детей влезает на гимнастическую стенку — это пчелы. По команде «Пчелы, за медом!» дети слезают со стены и бегают по залу. В это время медведи перелезают через скамейки и приближаются к летящим пчелам. После слов учителя «Медведи идут!» пчелы с жужжанием улетают а улей (на стенку). Медведи возвращаются обратно.

Правила: после 2—3 повторений дети меняются ролями.

ОМУ: среди пчел и медведей воспитатель отмечает лучших.

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

На расстоянии 2—3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними — ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит: «Три-четыре!» Дети хором отвечают:

Мы веселые ребята

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас поймать!

Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

ЛОВИШКИ

Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.

Инвентарь: обручи, скамейки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя «Раз, два, три -~- лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.

Правила: когда водящий поймает 3—4 игроков, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.

Варианты: от ловишек можно спастись в домике (обручи, скамейки). Выбирают двух водящих. Они берутся за руки. Ловишки, не расцепляя рук, ловят играющих.

ОМУ: воспитатель отмечает лучших ловишек и детей, не попавшихся ловишкам.

ЛОВИШКИ С ЛЕНТОЧКАМИ

Все играющие, кроме водящего, свободно располагаются на площадке. У каждого сзади за поясом цветная лента, один конец которой (длиной 20—30 см) свободно свисает. По сигналу учителя водящий догоняет убегающих, стараясь схватить ленту. Если это ему удается, он закрепляет ленту у себя за поясом и становится убегающим. Игрок, оставшийся без ленты, водящий. Он поднимает руку и произносит: «Я салка».

СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР

Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту — это северный ветер, другому красную — это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2—3 мин назначают новых водящих, и игра повторяется.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ.

Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений) воспитание ловкости, смелости.

Инвентарь: обруч.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по сигналу учителя два медвежонка, держась за руки, начинают ловить детей. Задержанные игроки отводятся на льдинку. Когда на льдинке соберется двое, четверо и т. д. детей, они также образуют пары и начинают ловить оставшихся участников.

Правила: игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки.

ОМУ: при повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он и выбирает себе пару.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

ПЕРЕДАЧА МЯЧЕЙ

Играющие делятся на две группы. Каждая группа строится в одну колонну.. У первых игроков в каждой колонне по набивному мячу.

По сигналу набивной мяч передается из рук в руки в колонне. Последний в колонне, получив мяч, бежит вперед и встает первым. И вновь предает мяч назад. Игра продолжается до тех пор пока первые игроки вновь станут первыми. Первые игроки, получив мячи, поднимают их вверх. Выигрывает команда, которая первой закончила передачу.

МЯЧ ВДОГОНКУ

Дети образуют круг. Воспитатель дает детям, стоящим в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» Дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы каждый быстро передавал мяч, не пропуская играющих.

ГОНКА МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ

Играющие делятся на две-три-четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу учителя начинается передача мячей назад справа. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, тот поднимает мяч вверх и говорит: «Есть!». Команде, первой закончившей передачу, засчитывается очко, и игра начинается снова, но мяч передается слева. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Вариант: мяч передается над головой, назад и вперед.

ЭСТАФЕТА «КРОКОДИЛЬЧИКОВ»

Дети разбиваются на пары. Первый в паре встает в упор лежа. Второй берет первого за ноги. Первый идет на руках до модуля. Обратно бегом.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

ЦЫПЛЯТА И КОРШУН

Задачи: развитие координации движений, чувства равновесия, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: на расстоянии 2—-3 м от края площадки проводится черта. За ней— дом коршуна. Перед чертой — огород, в котором в колонну по одному стоят цыплята во главе с курицей. Курица держит руки на поясе, а цыплята кладут их на плечи впереди стоящему. Все играющие строятся по росту. Последним стоит самый маленький цыпленок. Выбирают водящего — коршуна. По первой команде учителя цыплята во главе с курицей начинают бегать по площадке. По второй команде коршун вылетает из; своего дома, чтобы поймать самого маленького цыпленка. Курица защищает цыплят, разводя руки в стороны и стараясь не пропустить коршуна в огород. Если коршуну все же удается прорваться, цыплята, не снимая рук с плеч впереди стоящего, должны защитить самого маленького цыпленка.

Правила: если коршун запятнал цыпленка, игра останавливается, выбираются новые коршун, курица и цыпленок. Во время нападения коршуна цыплята не должны снимать рук с плеч. Курица и коршун во время игры не имеют права хватать друг друга за руки.

ОМУ: желательно, чтобы все играющие побывали в роли коршуна и курицы. Игра требует большой физической нагрузки, поэтому следует предоставлять детям отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие физических качеств средствами подвижных игр".

Презинтация, которую можно использовать для мастер - класса и семинара - практикума по теме "Развитие физических качеств средствами подвижных игр"....

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ.

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действ...

Развитие физических качеств через подвижную игру

Консультация содержит ознакомительный характер по организации подвижных игр для дошкольников...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....