Игры и развлечения на воде как эффективное средство обучения плаванию дошкольников
консультация по физкультуре

Выступление на семинаре для педагогов

Разработала

инструктор по плаванию

МДОУ №4 «Золотая рыбка»

г. Дмитров Московской области

Малинина Майя Вячеславовна

I квалификационная категория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры  и развлечения на воде как эффективное средство обучения плаванию дошкольников

Плавание – самый оптимальный вид  физкультурных занятий для дошкольников.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка-дошкольника, является источником радостных эмоций, здоровья. Отсутствие жёсткой регламентации действий, вариативные условия их выполнения обеспечивают широкие возможности для развития самостоятельности и творчества дошкольника. Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий. Вместе с тем для подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. Это является важным фактором развития координации движений и других двигательных способностей.

Цель подвижных игр — выход энергии ребенка.

Задачи подвижных игр:

  1. Пополнение двигательного опыта детей новыми движениями;
  2. Закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков;
  3. Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
  4. Развитие элементарных правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Система игр и упражнений, применяемая в обучении дошкольников, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков.  

1 этап - начинается с ознакомления ребенка с водой, её свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Сюда относятся разнообразные способы передвижения по дну в согласовании с дыханием, движениями рук, погружения в воду с открыванием глаз под водой и доставанием предметов, выдохи и воду, лежание.

2 этап - связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд. Ко второму этапу можно отнести лежание, скольжение на груди, спине, плавание при помощи движений ног способом кроль на груди, спине, плавание облегченными способами.

Игры для этих этапов обучения: «Догони меня», «Телефон», «Насос», «Аквалангисты», «Моторная лодка», «Торпеда», «Звездочка», «Стрелка», «Поплавок», «Винт», «Рыбак и рыбки», «Затейники», «Найди клад», «Сомбреро», «Веселые ребята», «Салки», «Море волнуется», «Удочка».

После этого дошкольники обучаются плаванию определенным способом.

3 этап - дети должны уметь проплыть 8 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания. Плавание при помощи движений ног способами дельфин, кроль на груди, спине, в согласовании с дыханием. Упражнения и игры: плавание при помощи движений рук способами кроль на груди, спине, брасс, дельфин, плавание кролем на груди, спине, комбинированными способами; «Море волнуется», «Буксир», «Невод», «Салки» с мячом, шайбой, «Поплавок», «Затейники», «Пушбол», «Караси и карпы», «Веселые ребята», разнообразные эстафеты.

4 этап - освоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов. Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине. Упражнения: скольжение с различным положением рук, «Торпеда» с различным положением рук, ныряние, плавание при помощи движений ног, рук в согласовании с дыханием, в полной координации кролем на груди, спине, комбинированными способами. Игры «У кого больше пузырей», «Салки» с предметами, фиксированным положением на воде, «Охотники и утки», «Белые медведи», «Невод», «Веселые ребята», «Пушбол», «Удочка», «Переправа», «Разноцветные мячи», разнообразные эстафеты, «Водное поло».

Методы обучения:

Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.

Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.

Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Чтобы дети смогли самостоятельно поиграть в воде, в заключительной части занятия я использую свободное плавание. Ведь это время выхода накопившегося напряжения, проявления самостоятельности и инициативы. Так же во время свободного плавания дети творчески подходят к использованию инвентаря по плаванию.

Дети в свободном плавании подсказали мне несколько игр, которые я использую в практике.

В результате игр и развлечений на воде отмечается, что дети становятся уверенными в себе, снижается уровень тpевожности и напряжения, улучшается настроение, повышается аппетит. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.

Литература:

  1. https://infourok.ru/konspektorganizaciy-provedeniy-podvizhnih-igr-doshkolnikovv-raznih-vidah-deyatelnostimetodika-organizaciy-i-provedeniya-podvizhn-956860.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/08/19/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-v-protsesse-obucheniya-detey
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/12/11/igrovye-tehnologii-v-dou-na-zanyatiyah-po-plavaniyu
  4. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / авт.-сост. Л.Н. Волошина, Е.В. Гавришова, Н.М. Елецкая, Т.В. Курилова.- Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Игры у воды, на воде, под водой Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
  6. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - Москва, 1991г.
  7. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста А.А. Чеменёва, Т.В. Столмакова. Учебно-методическое пособие/Под ред. А.А. Чеменёвой. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Методическая разработка по теме «Многофункциональное развивающее пособие «Мнемоколесо» - как эффективное средство обучения дошкольников»

Описание игрового пособия: использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Р...

Дидактическое пособие «ЛОГИКО – МАЛЫШ» - эффективное средство обучения логическому мышлению дошкольников

Использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования; в статье представлен опыт ра...

Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников.

Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников....

«ИГРА - КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируют...

План по самообразованию инструктора по плаванию на тему: «Подвижные игры как средство обучения плаванию»

Программа по самообразованию раскрывает способы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников через подвижные игры на воде. ...