«ИГРА - КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по физкультуре

Антоненкова Оксана Вячеславовна

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в неё, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_plavanii.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРА - КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Игровой метод в обучении плаванию. Классификация игр.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период  являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.

Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системы.

Неудивительно, что ведущее место в обучении плаванию занимает игровой метод. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей в воде. Плескаясь и играя, дошкольники преодолевают чувство страха и неуверенности, быстро адаптируются, привыкают смело входить в воду, погружаться в нее.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают ловкость, сноровку, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспехи. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

Подвижная игра - сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Образовательное значение имею игры, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий спортивными играми, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладению ею.

Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Этот метод характеризуется:

эмоциональностью и соперничеством, проявляемых в рамках правил игры;

вариативным применением полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

умением проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

комплексным совершенствованием физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Для того чтобы инструктору по плаванию выбрать игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в подгруппе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть простые, доступные или уже известные детям.

Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых занятий.

При проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

1) в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;

2) игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности занимающихся, оказывать положительное эмоциональное воздействие;

3) игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников.

Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения детей на группы (команды) и групповым методом (с разделением на группы (команды).

Классификация игр следующая:

игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;

игры с сюжетом;

командные игры.

некомандные игры.

К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда занятие проводится в игровой форме.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10–15 мин. Выбор игры зависит от задач занятия, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Все занятие может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

Психологические, физиологические и социальные особенности развития ребенка 4-7 лет.

Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса занимающихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию и словесные образы. Однако решающее значение в усвоении произвольных движений имеет двигательный опыт.

Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

Успешность овладения новыми движениями предопределяется созданием оптимального фона для двигательной активности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во второй части урока способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС. Разучивание сложных движений в состоянии утомления малоэффективно.

Сила индифферентного раздражителя, т.е. самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Очень сложные упражнения, чрезмерные по силе раздражители, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции дошкольника, не будут освоены. Наоборот, слабые по силе, простые движения не представляют для ребенка интереса, не побуждают к повторному их выполнению.

Высокая пластичность коры полушарий большого мозга и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняются до конца пубертатного периода.

Высшая нервная деятельность дошкольников имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не переносят действия сильного или длительного монотонного раздражителя: сила нервных процессов у них относительно невелика, резко выражено внешнее торможение.

Внутреннее /в особенности запаздывающее/ торможение неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснение учителя, дети начинают выполнять упражнение. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае "угадыванием" правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется путем сопоставления выполнения его с движениями других детей, а также под воздействием указаний учителя.

Предподчительное отношение к игровому методу проведения уроков физкультуры определяется неустойчивым вниманием детей, быстрой потерей интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений, не дающие незамедлительного полезного результата. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные двигательные действия (например, в сюжетных подвижных играх) усваиваются детьми без труда, легко запоминаются и служат прекрасным средством воспитания физических качеств.

При оценке воздействия физических упражнений на детей следует больше всего обращать внимание на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Высокая ЧСС у детей 4-7 лет (65-90 уд. в мин) сопровождается неустойчивым ритмом, а аритмия усугубляется при повышении температуры и влажности воздуха. Физическая нагрузка приводит к быстрому увеличению ЧСС. При незначительных напряжениях она столь же быстро восстанавливается. Однако при больших нагрузках, связанных со значительными энергетическими затратами, все восстановительные процессы у детей протекают медленно.

У детей снижена экономичность внешнего и внутреннего дыхания. Внешнее дыхание характеризуется большей, чем у взрослых, напряженностью в извлечении кислорода из вдыхаемого воздуха. Внешнее дыхание у детей поверхностно и не имеет устойчивого ритма. У детей низкий уровень утилизации кислорода тканями из артериальной крови.

Чередуясь с частыми моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм и позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой.

Сердечно-сосудистая система детей также имеет ряд особенностей. Для мышцы сердца детей характерен высокий уровень расхода энергии, что определяет значительное напряжение окислительных процессов в миокарде. Это находит отражение в большом потреблении кислорода Для детей характерен неустойчивый ритм сердечной деятельности. Он подвержен значительным колебаниям под влиянием внутренних и внешних раздражителей, например, при повышении температуры окружающей среды ЧСС увеличивается и наоборот.

Сосуды детей 4-7 лет относительно широки, ток крови по ним от сердца не затруднен. Току крови по сосудам к сердцу способствует мышечная активность ребенка: во время сокращений мышц они механически воздействуют на сосуды и способствуют продвижению венозной крови.

Но надо помнить, что сердце ребенка быстро утомляется, и поэтому оно хорошо работает лишь при условии частого отдыха организма. Все перечисленные особенности легко учитывать, если строить процесс обучения на игровом методе.

У детей 4-7 лет поверхность тела по отношению к весу больше, чем у взрослых. Терморегуляторные функции детского организма еще не совершенны и тело ребенка обладает повышенной теплоотдачей. В окружающую среду тепло выделяется преимущественно через кожу, которая у детей тонкая и богата капиллярами. Таким образом, детский организм в воде быстро может подвергнуться переохлаждению, и поэтому игры в воде должны быть подвижные, с включением в работу многих мышечных групп.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

1) возраст занимающихся;

2) уровень плавательной и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие на играющих;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Требования, предъявляемые к проведению игр в воде:

Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

Игры подбирают в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей.

В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.

В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

Игра должна служить средством эмоционального воздействия.

В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки.

В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания.

В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.

Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т.д.

При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.

Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.

Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры.

В начале игры выбирают водящего или разделяют участников на команды. Формируя команды, нужно стремиться к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Объяснение игры нужно проводить в исходном игровом построении. Объяснять игру надо предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде. Целесообразнее всего придерживаться следующего плана изложения:

название игры;

цель игры;

роль играющих и их расположение;

ход игры;

правила игры.

Руководитель должен начать игру, разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить отдельные правила. Давать сигнал к окончанию лучше всего тогда, когда дети получили от нее удовольствие, но не переутомились.

Инструктору по плаванию всегда следует помнить о технике безопасности проведения игр.

Обеспечение безопасности игр на воде.

Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:

Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.

Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.

Не проводить совместную образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12человек.

Допускать детей к совместной образовательной деятельности только с разрешения врача.

Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.

Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.

Научить детей пользоваться спасательными средствами.

Во время совместной образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу,каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.

Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении совместной образовательной деятельности поплаванию.

Не проводить совместную образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.

При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

Соблюдать методическую последовательность обучения.

Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждогоребенка.

Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.

Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.

Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий по плаванию.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

внимательно слушать задание и выполнять его;

входить в воду только по разрешению преподавателя;

спускаться по лестнице спиной к воде;

не стоять без движений в воде;

не мешать друг другу, окунаться;

не наталкиваться друг на друга;

не кричать;

не звать нарочно на помощь;

не топить друг друга;

не бегать в помещении бассейна;

проситься выйти по необходимости;

выходить быстро по команде инструктора.

Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении совместной образовательной деятельности.

Игра и техника обучения плаванию детей в ДОУ

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Все занятие может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
1. Этап начального обучения плаванию - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
2. Этап углубленного обучения плаванию - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:
а. игры для начального обучения
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.
Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: "У Васи были самые большие брызги - молодец!
                     А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
                     А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!"
и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых занятиях: "Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!". Применяйте количественные сравнения - много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, все равно рекомендуется выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения, а игр для повторения старого материала.

При использовании игрового метода для начального обучения плаванию необходимо учитывать направленность игр. В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

освоение воды;

освоение различных элементов техники плавания;

повышение физической подготовленности занимающихся;

освоение элементов прикладного плавания;

игры и развлечения на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств"

Вода- это действительно проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было"...

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...