Главные вкладки

    Проект по ФИЗО «Развитие физических качеств дошкольников с помощью ненецкие подвижных игры»
    проект по физкультуре

    Фёдор Юрьевич Шураков

    Проект по ФИЗО «Развитие физических качеств дошкольников с помощью ненецкие подвижных игры»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

    п. Тазовский Детский сад «Радуга»  

    Проект по ФИЗО

    «Развитие физических качеств дошкольников с помощью ненецкие подвижных игры»

    Шураков Фёдор Юрьевич

    инструктора по физической культуре

    C:\Users\User\Desktop\скачанные файлы.jpg

    Тазовский 2018

    Руководитель проекта:

    Инструктор по физической культуре: Шураков Фёдор Юрьевич;

    Координатор проекта:

    Инструктор по физической культуре: Шураков Фёдор Юрьевич;

    Вид проекта:

    Информационно образовательный, долгосрочный.

    Участники проекта:

     - дети всех групп;

     - родители воспитанников;

     - воспитатели;

     - инструктора по физической культуре.

    Сроки реализации проекта:

    1 год

    Актуальность проекта

       Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. А подвижные игры, к которым генетически расположены маленькие северяни, усиливают педагогическое значение ненецких подвижных игр.
    Самостоятельная игровая деятельность…

     Какая она должна быть, чтобы доставлять радость и детям и взрослым, вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения с ребёнком помогут лучше узнать его и наиболее естественно ввести в сложный мир взрослых?
         В дошкольном возрасте, безусловно, это игровое общение.
    До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных северян. Практика доказывает, что современные дети с удовольствием играют в народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью.
         Испокон веков функция игры заключается в воспитании. Она способствует развитию у детей силы, ловкости, быстроты, мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредствам ненецких подвижных игр мудрость предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

           Вот почему инструктору по ФИЗО, важно, с раннего детства приобщить детей к народной ненецкой подвижной игре. Чтобы наши дети выросли настоящими физически развитыми СЕВЕРЯНАМИ, с большим багажом нравственных ценностей, и пропитанными гордостью за свою малую Родину.

    Цель проекта:

    Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредствам ненецких подвижных игр.

    Задачи:

     - Способствовать позновательному развитию ребенка путем знакомства с ненецкими подвижными играми

     - Способствовать привитию патриотизма и любви у детей к Ямало ненецкому автономному округу

     - Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.). Удовлетворять потребность детей в движени.

     - Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.).

     - Формировать умения выполнять правила ненецких подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

     - Воспитать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

     - Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

     - Способствовать развитию самоконтроля и самоотценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

     - Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

    Таблица 1 – Возможные риски проекты

    Возможные риски

    Возможный способ приодаления

    1.

    Северные климатические условия

    Процедуры закаливания детей

    2.

    Низкая посещаемость детей

    Просветительская и профилактическая работа с родителями о значении посещения занятий и детского сада

    3.

    Недостаточная осведомленность родителей о необходимости формировать физические качества в дошкольном возрасте

    Консультативно – разъяснительная работа воспитателей и узких специалистов (консультации, памятки, буклеты, рекомендации, мастер – классы)

    4.

    Пассивность родителей в преодалении проблем развития своего ребенка

    Использование разных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе

    5.

    Низкий уровень физического развития детей

    Проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с дошкольниками

    Таблица 2 – Реализация проекта

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственные

    Деятельность воспитателя

    1.

    Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы  по теме проекта.

    сентябрь

    Инструктор по физической культуре,

    2.

    Разработать план реализации проекта

    Октябрь

    Инструктор по физической культуре

    3.

    Изготовление и обновление атрибутов и спортинвентаря, необходимых для реализации проекта

    Ноябрь

    Инструктор по физической культуре

    4.

    Подобрать и разработать цикл мультимедийных презентации

    Сентябрь

    Инструктор по физической культуре

    5.

    Разработать комплекс подвижных игр и игровых упражнений, направленных:

    • на развитие быстроты,
    • выносливости,
    • силы,
    • развитие ловкости,
    • развитие координации.

    Сентябрь

    Инструктор по физической культуре

    6.

    Разработать цикл сюжетных мероприятий  с использованием национальных подвижных  игр.

    Сентябрь

    Октябрь

    Инструктор по физической культуре

    7.

    Составить и пополнить картотеки: по ненецким подвижным играм

    Сентябрь

    Октябрь

    Инструктор по физической культуре

    8.

    Выпуск коллажей по ЗОЖ:

    • «Здоровый образ жизни для дошкольников»
    • «Влияние ненецких подвижных игр на физическое развитие детей»
    • «Ненецкие подвижные игры на улице»

    Сентябрь

    Ноябрь

    Январь

    Инструктор по физической культуре,воспитатели

    Деятельность детей

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственный

    1.

    Беседы:

    • «История возникновения ненецких подвижных игр»
    • «Знакомство с ненецкими подвижными играми»
    • «Летние  виды спорта»
    • «Зимние виды спорта»
    • «Спорт для нашего здоровья»
    • «Основные правила здорового образа жизни»

    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Ноябрь

    Инструктор по физической культуре, воспитатели

    2

    Мероприятия с использованием ненецких подвижных игр:

    • «В тундре развлечений»
    • «Мы веселые олени»
    • «У реки, весело играли»
    • «Царство короля – Рыбока»
    • «День оленевода 2016»
    • «Снежные забавы»
    • «Мы болезням скажем – нет»
    • «Ненецкие подвижные игры»

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Инструктор по физической культуре,

    3

    Тематические мероприятия:

    • «Я и мое тело»
    • Просмотр телепередачи « Здоровье»
    • КВН «Национальные виды спорта»
    • День ненецких подвижных игр «Спортивная - Встряска»

    Сентябрь

    Ноябрь

    Февраль

    Май

    Инструктор по физической культуре

    4

            Тренинги:

    • «Правильно дыши»
    • «Профилактика плоскостопия»
    • «Зачем нам заниматься спортом»

    Сентябрь

    Декабрь

    Март

    Инструктор по физической культуре

    5

    Чтение художественной литературы

    Воспитатели

    6

    Просмотр мультимедийных презентации:

    • «История ненецких подвижных игр»
    • «Ненецкие подвижные игры у воды»
    • «Ненецкие подвижные игры в тундре»
    •  «Упражнения на развитие физических качеств»
    •  «ЗОЖ в жизни детей»
    • «Мы ловкие и сильные»
    • «Давай играть – и здоровье повышать»

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Инструктор по физической культуре,воспитатели

    7

    Разучивание подвижных игр:

    • «Птички»
    • «Загон»
    • «Аргиш»
    • «Орел и птицы»
    • «Проворные малыши»
    • «Ловля оленей»
    • «По кочкам»
    • «Солнышко»
    • «Караульщик»

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Воспитатели

    Инструктор по физической культуре

    9

    Игры малой подвижности:

    • «Ручей»
    • «По берегу реки»
    • «Стрельба из лука»
    • «Щенята»
    • «Снежные»
    • «Перетягивание палки»
    • «Кулачок»
    • «Ловим арканом головки нарт»

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Инструктор по физической культуре

    10

    Дидактические и настольно -  печатные игры

    • «Виды спорта»
    • Разрезные картинки «Летние виды спорта»
    • Картинки «Назови подвижную игру»
    • «Назови игру по атрибутам»
    • «Будь здоров»

    Ноябрь

    Январь

    Март

    Апрель

    Май

    Инструктор по физической культуре

    Работа с родителями

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственные

    1.

    Родительское собрание:

    «Влияние ненецких подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников»

    Сентябрь

    Инструктор по физической культуре

    2

    Анкетирование родителей на тему:

    • «Физическое здоровье моего ребенка»
    • «Физкультура для ребенка»
    • «Отношение родителей к занятиям физкультурой детей»

    Сентябрь

    Декабрь

    Март

    Инструктор по физической культуре

    3

    Консультациина тему:

    • «Роль физкультуры  в физическом развитии ребенка».
    • «Физкульт - ура»
    • «Здоровый образ жизни в семье»

    Октябрь

    Декабрь

    Апрель

    Инструктор по физической культуре

    4

    Оформление наглядной информации:

    • папки-передвижки:
    • «Упражнения на развитие координации у детей»
    • «Самый ловкий и быстрый»
    • «Игры на развитие равновесия»
    • «Как развивать глазомер»
    • Оформление каллажа: Специальный выпуск «Здоровый тундравичок»
    • Изготовление книжек-малышек «Ненецкие игры».
    • Фотовыставка «С физкультурой мы дружны – с физкультурой мы на ты»

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Инструктор по физической культуре

    5

    Памятки:

    • «Играйте вместе с детьми»
    • «Ненецкие подвижные игры дома»

    Ноябрь

    Декабрь

    Инструктор по физической культуре

    6

    Участие родителей в подготовке и проведении физкультурных мероприятий:

    7

    Совместные мероприятия

    Мастер – класс:

    • «Ненецкие подвижные игры»
    • «Школа - метания»
    • «Спортивные старты»
    • Акция «Будь здоров»

    Сентябрь

    Ноябрь

    Январь

    Апрель

    Инструктор по физической культуре

    Литература

     - Литература: Е.Н.Окотэтто пособие для воспитателей ДОУ

    Предполагаемые результаты реализации проекта:

     - Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;

     - Снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр;

     - Привитие интереса к здоровому образу жизни;

     - Умение детей играть в ненецкие подвижные игры;

     - Развитие двигательной активности детей;

     - Сплочение детского коллектива;

     - Обогащение словарного запаса детей (считалки, новые для детей слова).

    Итоги проекта

     - У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.

     - У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.

     - Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.

     - У детей повысилась двигательная активность.

     - Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.

    Приложения

    Таблица 1

    Ненецкие подвижные игры по категориям развития физических качеств

    Развитие силы

    Развитие выносливости

    Развитие ловкости

    Развитие меткости

    Развитие быстроты

    По воздуху

    Турухтаны (дикие петушки)

    Орел и птицы

    Ловим оленей

    Ловля оленей

    Состязание в силе

    Гонки на оленях

    Учимся арканить

    Поимка арканом

    Караульщик (Пастух)

    Летающий топорик

    Птички

    Загон

    Охота на куропаток

    Ведьма

    Через кочки

    Ловля оленей

    Сова и мыши

    Стрелки

    Прятки

    Хорее

    Аргиш

    Канюк и леминги

    Мастера ловли арканом

    Птички

    Ловим арканом головки нарт

    Орел и птицы

    Охотник

    Летающий топорик

    Гонки на оленях

    Лучший бросок

    Охота на зверей способом загона

    Через кочки

    Охотник

    Мастера ловли арканом

    Турухтаны

    Снежные

    Охота на песцов способом загона

    Охота на песцов способом загона

    Охотник

    Прыжки через нарты

    Игра в палочки

    Ловим арканом головки нарт

    Соревнование

    Турухтаны

    Хореи

    Ручей

    Прыжки через нарты

    Охота на зверей способом загона

    По кочкам

    Соревнование

    Солнышко

    Ручей

    Стрельба

    Проворные малыши

    Ненецкие подвижные игры по возрастным категориям

    Младшая группа

    Хаерако – Солнышко

    Сегодня на улице очень тепло. Солнечный день. Гуляйте, бегайте, собирайте ягоды.

    Солнце спряталось. Проливной дождь!  Укройтесь от дождя! Бегите домой!

    Дети бегут в чум.

    Дождь уже прекратился. Солнце опять вышло. Погуляйте!

    Лахацие”Мана – По кочкам

    Сегодня мы будем ходить по кочкам. Долго будем гулять по кочкам. Вот так. Теперь гуляйте сами! Молодцы! Никто не упал!

    Мюд – Аргиш

    Это след аргиша. Поедем по следу. Сейчас запряжем оленей. Эти олени – для мужской нарты. Эти - для женской нарты. Эти два оленя для нарты с вещами. Эти нарты для шестов чума. Вы двое – олени для нарты с домашней утворью. Оленей запрягли.

    Вы все – возовые олени.

    Вот какой длинный аргиш!

    Поехали!Тяжи (ремни,цепи) крепкие. Олени тянут хорошо. Проедем целый перегон.

    Яха’Варувна – По берегу реки

    Сейчас будем идти по берегу реки. Берега высокие. Слева вода. Берега реки узкие. Будем идти по узкой тропинке.

    Сата”нё”Леко” – Проворные малыши

    Это нарта для перевозки шестов чума. Это две ее продольные перекладины. Проползем под перекладинами на коленях. Ладони надо положить так. Голову надо наклонить вниз.

    Лэ”Мороко” – Птички (Воробушки)

    Птички полетели. Птички летают. Очень хорошо летают!

    Ястреб летит. Он смотрит на птичек. Улетайте домой! Садитесь!

    Ва” – Загон

    Вы – олени. Вы будете нартами. Они будут оленеводами.

    Венеко’ Нюкця” – Щенята

    Вы будете щенятами. Я ваш хозяин. Вы будете хорошими, послушными щенками.я сейчас вас отвяжу. Идите играть! Резвитесь!

    Вы пролезаете сквозь нарту. Затем прыгаете на двух ногах, передвигаясь вперед.

    Сыра’Парандэй” (парамдэй”) – Снежные

    Это что? Это сугробы. Сугробы высокие. Будем ходить по краю сугроба. Будем спрыгивать с сугроба.

    Ядэсумбава – Прогулка

    Запрягаем оленей в нарты аргиша. Сейчас поедем в тундру. Будем гулять по тундре, побегаем, попрыгаем

    Ена – Ручей

    Это ручей. Ручей очень широкий. Ручей глубокий. Надо его перейти. Перепрыгнем через ручей! Не промочите ноги! Надо прыгать так.

    Сегодня перейдем через три ручья. Сначало перепрыгнем узкий ручей. Второй ручей пошире. Третий – очень широкий. Надо хорошо прыгать.

    Талрава – Охота на зверей способом загона

    Вы – охотники. Они – звери. Лисы, зайцы, песцы, волки, росомахи бегают по тундре. Поподавших в загон зверей надо подбить комом снега, мячом. Каждый охотник сам выбирает зверя. Если ком попал в выбраного зверя, то он останавливается и стоит на одном месте. Охотник должен добыть двух зверей.

    Средняя группа

    Енерма – Стрельба

    Это лук. Из лука стреляют. Это тетива лука. Это что? Это стрела. Сейчас будем стрелять. Лук надо держать левой рукой. Стрелу надо зацепить за тетиву. Тетиву со стрелой надо немного натянуть. Сейчас тетиву со стрелой надо отпустить. Вот так.

    Тю”Умна – По воздуху

    Сегодня мы будем стрелять. Наши стрелы будут летать по воздуху. Смотрить, как надо стрелять.

    Енерта” – Стрелки

    Сегодня мы опять будем стрелять. Вот мишень (цель). Наши стрелы сразу должны попасть в цель. Смотрить. Вот так. Глаза у нас зоркие. Руки наши не дрожат.

    Лорце” Турухтаны (дикие петушки)

    Турухтаны сидят на кочках. Турухтаны полетели. Они летают. Очень хорошо летают!

    Лынзекова – Прятки

    Вы будете прятаться. Я буду вас искать. Спрячтесь! Спрятались? Я начинаю искать. Куда спрятались дети? Где они?

            

    Хабэвкунзь (Хоркынзь) – Охота на куропаток

    Вы – охотники. Будете стоять тут. Они – куропатки. Будут стоять там. Куропатки будут летать, бегать, прыгать по кочкам. Увидят охотника – улетают.

    Ярколатоходанава” – Учимся арканить

    Сегодня будем арканить. Будем учиться собирать и бросать аркан. Вот так беру аркан. Так держу петлю аркана. Вот так начинаю собирать. Собрал весь аркан. Держу крепко. Хорошо кинул аркан. Вот поймал!

    Молодцы! Очень хорошо бросили аркан! Теперь  арканте самостоятельно.

    Ярколава” – Ловим оленей

    Сейчас будем «ловить» рога оленей. Надо собрать петли аркана. Отсюда будем бросать аркан. Аркан надо бросить далеко. Будем «ловить» рога. Я буду бросать аркан на рог. Поняли?

    Яркыбава – Поимка арканом

    Мы сейчас будем «ловить» хорей. Петля аркана должна охватить конец хорея. Поэтому петли аркана надо собрать хорошо. Арканы должны лететь по воздуху.

    Ярколава – Ловля оленей

    Сегодня мы опять будем ловить оленей. Оленеводы собираются на охоту.

    Мы выберем оленеводов. Вы возьмите свои арканы. Там стойте. Собирайте петли аркана.

    Вы – олени. Держите рога так. Будете бегать с рогами. Олени бегают. На кого попадет аркан, тот считается пойманым. Его оленевод привяжет к нарте. Олени прекратили свой бег. Наши олени спокойны, отдыхают. Оленеводы опять начали ловить арканом.

    Старшая группа

    ЛимбяНябиНув’Сармик” – Орел и птицы

    Сегодня мы опять поиграем. Один из нас будет орлом. Вот его гнездо. Он сидит в гнезде. Остальные будут разными птицами. Их гнезда находятся в разных местах: на краю кочки, под кустом, около лужиц. Определите сами, кто какой птицей желает быть: кто чайкой, кто куропаткой. Есть утки, гуси, гагары, воробьи.

    Кто чайка? Какой звук издает чайка? (калев-калев…)

    Подскажите, как кричат утки ( а-авлык, а-авлык…).

    Как кричит гагара? (товар-лык, товар-лык…)

    Вспомните звуки куропатки (каб-каб-кабэв, каб-каб-кабэв…).

    Как воробьи щебечут? (чик-чирик, чик-чирик…)

    Орел сидит в гнезде. Птицы полетели. Они бегают среди травы, чирикают, щебечут.

    Как я скажу: «Орел летит!» - птицы должны молча лететь в свои гнезда. Если орел кого-то поймает, то он должен угадать птицу по крику. Угаданную птицу орел уводит в свое гнездо.

    Ерангода – Караульщик (Пастух)

    Опять поиграем. Сейчас выберем караульщика (пастуха). У него есть собака. Они (двое) будут стоять здесь. Там – волк. Остальные будут оленями. Вот место для оленей. Это будет пастбище.

    Олени лежат около чума. Они проголодались. Зовут караульщика:

    Пастух, пастух!

    Хотим мы ягеля!

    Гони, веди нас

    На егельное место!

    Караульщик начал перегонять оленей. Около него лает Тайко. Пастух погнал оленей пастись. Олени бегут легкой рысью. Оленята прыгают. Взрослые олени раскапывают копытами снег.

    Слышен вой волка. Пастух очень громко кричит: «Волк идет!» Олени пугаются. Они бегут к чуму. Пастух защищает оленей от волка. Ему помогает собака.

    Ханебцёняби пися” – Сова и мыши

    Сейчас поиграем. Выберем сову. Остальные будут мышами. Ночью мыши пищат, бегают, играют. Сова сидит на сопке и слушает. Услышит писк мышей – летит ловить их.

    Как я скажу: «Сова летит!» - вы должны бежать к своим норкам. Пойманную мышку сова уносит к себе.

    Парнэко – Ведьма

    Опять поиграем. Будем убегать от ведьмы. Каждый сам определит место, где может спрятаться. Место, где будет прятаться (куст тальника, кочка, ямка), будет считаться чумом (домом).

    Надя, ты будешь ведьмой. Все остальные будут будут убегать от ведьмы. Каждый убежит, спрячется в своем чуме (доме). Пойманноговедьма уведет к себе на съедение. Поэтому не попадись ведьме! Бегите изо всех сил в свой чум!

    Ведьма показалась! Она бежит к нам (многим)! Бегите домой!

    НыераНябиНохо’ – Канюк и лемминги

    Весной с появлением проталин прилетают канюки. Канюки долго визжат: кэээ, кеэээ… Канюк любит ягоды, ест леммингов. Лемминг меньше водяной крысы (ондатры). Он пестрый. На поверхности земли много лемминговых троп. Зимой их ходы проходят под снегом. Под снегом они передвигаются ползком. Летом быстро бегают по тропкам. Под снегом тепло, есть еда. Днем и ночью лемминги только едят да спят. Они лежат в ямках. Если кто-то лезет к ним, они прыгают, кусаются, свистят. Они сердятся. Сейчас поиграем. Канюк будет сидеть тут. Ходы и тропки леммингов идут туда. По ходам и тропинкам бегают, ходят и ползают лемминги.

    Канюк летит! Бегите к своим норкам!

    Пёдхад”Хабэвко” – Драчливые куропатки

    Весной у самцов куропаток чернеет шея. Самцы драчуны. Два самца бросаются невстречу друг другу, быстро бегут впипрыжку. Стремительно движутся вперед, подпрыгивая, начинают драться. Отталкивают друг друга грудью. Расправляют крылья, упираются ногами. Куропатки только клохчут: кабэв, кабэв, кабэв! До устали будут бросаться. Очень интересно наблюдать!

     Сейчас мы будем бороться, как куропатки. Вы по двое поднимитесь на бугорок. Расправте крылья. Выпятите грудь. Боритесь с клохтаньем. Бегайте, прыгайте, упирайтесь ногами, прикладывайте усилие! До устали боритесь!

    Ханена – Охотник

    Мы опять будем играть. Выберем охотника. Вот его чум. Охотник с луком, со стрелами.Остальные будут птицами. Они сами договариваются, каких птиц будут изображать. Есть гуси, утки, куропатки, канюки, совы, гагары, лебеди. Каждая группа птиц будет собираться на своем месте. Вспомните голоса разных птиц! Птицы будут летать, кричать. Сейчас все посмотрите – утки будут летать и кричать: а-а-авлык, а-а-авлык! Как я скажу: «Охотник идет!» - они с криком улетают на свое место. Охотник будет стреллятьВ кого попадет стрела, тот убит. Охотник уводит его к себе.

    Пур” – Дымокур

    Сегодня очень много комаров. Комары летают с жужжанием. Наши олени бьются от укусов комаров. Они начали быстро бегать. Очень много комаров! Надо зажеч дымокур. Прогоним комаров дымом! Дым стал очень большим. Олени бегут к дымокуру. Комары бояться дыма. Они улетели.

    Вон, вон, вон! Добытая отцами, сшитая матерями, ваша одежда прокоптиться!

    Талрава – Охота на песцов способом загона

    Наступило время охоты на песцов. Сейчас определимся так. Сначало выберем охотников на песца. Каждый из них поймает по два оленя. Мы все будем оленями. Поймали оленей! Запрягите их в нарты!

    Вы будете песцами. Песцы бегают по тундре. Они ищут мышей и куропаток. Охотники будут окружать вас со всех сторон. Вы начнете убегать. Если пуля попадет в вас, то вы убиты.

    Вы запрягли оленей? Ружья положили на нарты? Охотники поехали по тундре с песней.

    Вот их песня:

    По первому снегу,

    По первому следу

    За белым песцом

    На охоту я еду…

    Ойей! Ойей!

    Далеко обходите песцов. Замкните загон из нарт. Стреляйте только в тех песцов, которые попали в загон.

    Ена” – Ручьи

    Там три ручья. Ручьи очень широкие. Надо через них переправиться. Будем перепрыгивать через ручьи. Это место, откуда будем прыгать. Надо прыгать так, смотрите. Я прыгнул трижды. Я опять прыгаю. Смотрите внимательно. Сейчас будете прыгать по одному. Надо встать на то место, откуда будете прыгать. Сатако, иди сюда! Ты будешь прыгать. Прыгай вперед, не останавливайся.Сатако, прыгай! Вот Сатако прыгнул. У Сатако тоже длинные прыжки.

    Лахацие”– Через кочки

    Сейчас начнем прыгать через кочки. Будем прыгать с разбега. Перед прыжком надо разбежаться отсюда. Когда прыгаете через кочки, останавливаться не надо. Вот как надо прыгать! Нидейко перепрыгнул все кочки. Сейчас будет прыгать по одному.

    Пирдырма – Соревнование

    Мы сегодня будем состязаться в прыжках. Сперва попрыгаем с места тройным прыжком. Кто прыгнет дальше, тот и победит. Все дети хорошо соревновались. Первое место занял Ниденко, второе место –Саша. За это Нидейко, Пыдана и Саша получают вымпелы. Сейчас будем состязаться в прыжках с разбега. Перед прыжком надо разбежаться отсюда. Тройной прыжок каждого я буду измерять. Кто прыгает дальше, тот победит.

    Подготовительная группа

    Хано” НимняСанарма – Прыжки через нарты

    Сейчас будем прыгать через нарточки (санки). Майма покажет. Смотрите внимательно. Руки согнуты в локтях так (показывает). При приземлении руки опускаются. В прыжке колени подтягиваются к груди. Туловище слегка наклоняется вперед. Приземляемся на носки.

    Явле перепрыгнула. Она очень ловкая. Саша освоил прыжок. Вы очень настойчивы. Все хорошо прыгали.

    Молодцы!

    Лорцэ” – Турухтаны

    Сегодня мы все будем турухтанами. Вставайте по двое. Вася и майма, встанте рядом друг с другом, договоритесь, как будете держать руки: будут ли они на поясе, за спиной или перед грудью, как держать согнутую в колене ногу. Прыгая на одной ноге, толкайте друг друга плечом. Руками толкать друг друга нельзя. Турухтаны деруться. Тот, кто встанет на землю двумя ногами, проигрывает и выходит из игры.

    Вы (двое) деритесь, а я научу всех остальных потешке про турухтанов. Вот ее слова:

    Турухтан, турухтан!

    Подними, подними свое

    Суконное покрывало.

    Турухтан, турухтан!

    Подними, подними свое

    Шерстяное покрывало!

    СаваркаМова – Лучший бросок

    Вы уже умеете бросать аркан. Сегодня будем состязаться. С разбега будете бросать вдаль. Кто дальше бросит свой аркан, тот победит. Отсюду будете разбегаться. Аркан, свернутый в кольца, надо бросать с этого места. Сейчас начнем соревноваться. Смотрите на товарищей, которые кидают аркан. Вот, все мастера ловить арканом! Молодцы!

    Тюр” – Хореи

    Сколько хореев стоит вдали? Сейчас будем арканить эти хореи. Соберите свои арканы в кольца. Каждый из вас будем ловить арканом свой хорей. Смотрите, сейчас Нидейко поймает арканом хорей. Петля брошенного им аркана растянулась…

    Хано” Пыи”МанаЯрколангува” – Ловим арканом головки нарт

    Сейчас будем ловить арканом головки нарт. Видите их? Первые дети начнут ловить арканом. Сверните свои арканы в кольца. Майма свернул аркан. Все дети свернули свои арканы в кольца. Поймайте арканом головки нарт!

    Молодцы! Умеете поподать в цель! Мишенью нам служили головки нарт. Очень хорошо умеете ловить арканом!

    Ярколик” – мастера ловить арканом

    Сегодня будем ловить арканом оленей. Сначало эти дети будут ловить. Вы все – олени. Разные есть олени: самцы, важенки, телята, два вожака; бурые, пестрые, безрогие…

    Кто из вас сможет поймать арканом меня?

    Оленеводы начали ловить оленей. Олени бегают рысью. На кого попадет аркан, тот считается пойманым. Оленевод его привяжет.

    Нэдалёрцьпирдырна” – Гонки на оленях

    Беговых оленей поймали, запрягли. Сейчас будем состязаться в беге упряжек. Отсюда поедете одновременно. Там место остановки. Надо быстро очень мчаться. Не толкайте друг друга. Я буду вас встречать. Кто первый доедет до меня, тот и победит.

    ТиртяТубка – Летающий топорик

    Это что? Это топорик. Для чего нужен топор? Топором рубят, колют, мастерят, плотничают…

    У ненцев есть топорики для состязаний. Вот такой топорик. Это топорище, это лезвие, это обух. Топор надо держать за конец топорища. Свой топорик брошу далеко, смотрите. Мой топорик полетел ввысь.

    Сейчас Нидейко будет бросать топор. Его топор далеко полетел. А теперь все возьмите свои топорики, бросайте их. Дети кидают топорики. Все вы хорошо кидаете! Метание топора – хорошая игра.

    Ныхыдырма – Состязание в силе

    Сегодня мы будем состязаться в силе. Попробуем свои силы. Будем перетягивать палку. Палку надо тянуть на себя изо всех сил.

    Мы (двое) сейчас будем состязаться. Вы смотрите внимательно. Хочешь испытать, какой силой обладаешь? Сядем, ноги поставим так. Возьмем палку.

    ХэтанеНлёковна очень сильная! Она меня победила. Молодец!

    Среди вас есть сильные, есть и настоящие богатыри. Так или иначе сила у вас есть. Состязаться можете. Молодцы!

    Тыранийко – Игра в палочки

    Я покажу новую игру. Будем играть в палочки. Вот мой кулак. Это тыльная сторона руки. Палочки прямые, тонкие, гладкие. Много палочек. Палочки надо положить на ладонь. Движением руки надо перебросить их на тыльную сторону. Руки держите так, чтобы палочки не упали. Снова подбросить палочки вверх и поймать на ладонь. Пойманые палочки можно снимать только парами. Лишние палочки переходят к следующему игроку. Победит тот, у кого окажется больше палочек.

    Путко – Кулачок

    Сегодня дождь (холодно, много комаров). Мы будем играть в чуме. Игра называется «Кулачок». На моем кулачке будет твой кулачок

    Маймы…

    Зоя, спрашивай: «Чей кулачок на моем кулачке?» Хозяин кулачка должен сказать:

    «Мой кулачок!» Зоя этот кулачок сдует. Так каждый будет спрашивать, отвечать и сдувать. Когда останется последний кулачок, его хозяин говорит: «На чумовище остался бочонок.

    Давайте откроем!»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ненецкие подвижные игры

    Слайд 2

    С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности.

    Слайд 3

    «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы ». А.С.Макаренко

    Слайд 4

    Ненецкие игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно – воспитательной работе в школах и ДОУ Ненецкого Автономного округа.

    Слайд 5

    Бесспорно то, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.

    Слайд 6

    Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее. Я . Корчак.

    Слайд 7

    У малочисленных народностей Севера, в частности ненцев, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности, обусловленные кочевым образом жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи.

    Слайд 8

    Следует заметить то, что родители весьма серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях.

    Слайд 9

    Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры.

    Слайд 10

    Ненецкие игры выступают в нескольких функциях :

    Слайд 11

    Хочется отметить, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях. Придерживаясь классификации, рекомендованной Н.К.Крупской , ненецкие игры можно разделить на две большие группы : творческие игры игры с правилами

    Слайд 12

    Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая свое понимание окружающего и отношение к нему. К этой группе относятся сюжетно – ролевые игры (основной вид творческих игр).

    Слайд 13

    Одной из самых разнообразных игр по правилам являются подвижные игры. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, что характерно для ненецкого народа – это ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье. Эти действия ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Данный вид игр является важным средством физического воспитания.

    Слайд 14

    Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных игр, т.к только через игру можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить устоявшиеся традиции.

    Слайд 15

    Благодарю за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

    Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

    Развитие физических качеств дошкольников в подвижных играх

    Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой...

    Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

    Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

    Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

    Современные дети мало двигаются из - за  привязенности к телевизору и компьютрным играм....

    "Русские народные подвижные игры-как средство развития физических качеств дошкольника"

    Данный проект расчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

    Статья на тему: "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через подвижные игры"

    Статья раскрывает возможности подвижных игр в становлении и развитии физических  качеств у дошкольников....

    Проект по развитию физических качеств дошкольников в ДОУ «ФУТБОЛ - ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА!»

    Цель проекта: формирование положительного отношения у детей, родителей и педагогов к спорту и здоровому образу жизни, посредством внедрения элементов игры в футбол. Проект представлен в двух част...