Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Использование дыхательной гимнастики на занятиях в разновозрастных группах"
    методическая разработка по физкультуре

    Ерошенко-Никишкова Елена

    Дыхательная гимнастика, как один из видов технологии здоровьесбережения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_dyhatelnaya_gimnastika.docx30.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ   ШКОЛА  № 1391 (дошкольное подразделение 1)

    Консультация для воспитателей

    к педсовету на тему:

    «Использование дыхательной гимнастики

    на занятиях в разновозрастных группах»

            

                                                                       Подготовила:

                                                                       Инструктор по физической культуре

                                                                       Ерошенко Е.А.

                                                   г. Москва  2015г.

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

           Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

         Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

         Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

         К одним из  таких видов технологий  относят  и дыхательную гимнастику.

    От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

    Дыхательная гимнастика- комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.

    Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

    Дыхательная гимнастика используется:

    - для более быстрого восстановления организма после физических нагрузок;

    - для снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

    - для повышения иммунитета.

    У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в правильном использовании вдоха и выдоха. К упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом: вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы.

           Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Особенно она полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

    - положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    - способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

    - улучшает дренажную функцию бронхов;

    - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    - исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетке и позвоночнике;

    - способствует рассасыванию воспалительных образований, а также восстановлению нормального крово — и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

    - повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

    Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в проведении физкультминуток,  в различных формах  активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в гимнастике пробуждения.
    Дыхательную гимнастику можно выполнять как в покое, так и при ходьбе.


    Особенности использования дыхательной гимнастики

    в работе с детьми дошкольного возраста:


    1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

     2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!”. “Накачивайте легкие как шины!” и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например “Кошка”, “Насос” и так далее.
    3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной  гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
    4. Важное условие эффективности такой гимнастики  в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни.

    На своих занятиях я использую дыхательную гимнастику в каждой группе: начиная с младшей и заканчивая подготовительной. В младшей группе, как правило, это простые дыхательные упражнения в игровой форме, в старших группах можно использовать дыхательные упражнения в сочетании со словами, в стихотворной форме.

                                           Дыхательные упражнения:

    1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. 

     Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой  (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

    1. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

    Для малышей:

    Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

    Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. 

    Упражнение 2. НАСОСИК.

    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

    Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

     Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. 
    Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. 
    Как машинка гудит? Би – би. Би – би. 
    Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. 
    Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.


     
    Упражнение 4. МЫШКА И МИШКА. 
    Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. 
    У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) 
    У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) 
    Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) 
    Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.


    Вот еще несколько примеров упражнений.
    Часики.
    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.


     
    Трубач.
    Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.


    Петух.
    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. 


    Каша кипит.
    Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

     Паровозик.
    Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.


    Насос.
    Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.


    Вырасти большой.
    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз. 


    Гуси летят.

    Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

    Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Дыхательная гимнастика (материал для родительского уголка)

    Материал пригодится всем педагогам для оформления родительских уголков в группе....

    Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА

    Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет,...

    "Хатха-йога и дыхательная гимнастика на занятиях по физической культуре"

    Хатха-йога - это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. ...

    Консультация для воспитателей - Дыхательная гимнастика

    Консультация для воспитателей - Дыхательная гимнастика...

    Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" ( дыхательный упражнения и правила их выполнения)

    quot;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать" А.Н. Стрельникова...

    Картотека дыхательной гимнастики для детей старшей разновозрастной группы

    Картотека дыхательной гимнастики для детейстаршей разновозрастной группы...

    Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"

    В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....