Консультация для воспитателей "Как организовать закаливание в детском саду и дома"
консультация по физкультуре

Ерошенко-Никишкова Елена

Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. А лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_v_detskom_sadu_i_doma.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Консультация для воспитателей

Закаливание – прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. А лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

       Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованная прогулка.

   Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями;
  • Приучить детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях (в помещении и на воздухе);
  • Воспитывать у детей потребность в свежем воздухе;
  • Приучать детей не бояться холодной воды и других факторов закаливания, применяемых в повседневной жизни.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. При закаливании необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания.

                          Принципы закаливания:

  • Принцип постепенности

Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной  подготовки может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время.

  • Принцип последовательности

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме.

  • Принцип систематичности

Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

  • Принцип комплексности

Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня.

  • Принцип индивидуальности

Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы:

  1. Дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применят любые закаливающие процедуры, вплоть до интенсивных).
  2. Дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
  3. Имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К такой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимое в ДОУ).

Прежде чем приступить непосредственно к закаливанию детей, необходимо, чтобы они были тщательно осмотрены врачом.

    Врач даёт указания об ограничении закаливающих мероприятий для тех детей, которым в данный момент они противопоказаны.

  • Учет эмоционального состояния детей.

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на их организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. Роль взрослого при этом имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепления здоровья

 

       Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

            Воздушные ванны или закаливание воздухом

 

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

              Как организовать закаливание воздухом в детском саду?

  • В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 - 7 минут:

                                           1) утром перед приходом детей,

                                           2) перед занятиями, 
                                          3) перед возвращением детей с прогулки,
                                          4) во время дневного сна,
                                          5) после полдника.

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20 - 30 минут.

  • В присутствии детей организуем одностороннее (угловое) проветривание групповой комнаты и спальни. Для этого в помещении оставляют открытыми 1 - 2 фрамуги (с одной стороны). При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения чрезмерно не охлаждались.
  • Тщательно сладим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде. Температура в помещении должна быть не ниже 18-20С.
  • Проводим утреннюю гимнастику. Помещение, где проводится утренняя гимнастика, желательно проветрить за несколько минут до прихода детей. Утренняя гимнастика проводится в определенные часы до завтрака. Упражнения должны затрагивать различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
  • Организуем дневной сон без маек, если температура в спальни составляет

 18С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С. Проснувшись, ребенок получает контрастную ванну с разницей в 18-20С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата. Незабываем:

                 - перед сном проветривать помещение не менее 30 минут,

                 - организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате,

                 - через 15 минут после того, как засыпает последний ребенок,  

                   открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем ее.

  • После сна организуем гимнастику пробуждения. Упражнения воздействуют на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук. Упражнения проводятся на все группы мышц.
  • Хождение босиком по дорожке здоровья после сна. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

Закаливающий массаж подошв – один из эффективных видов закаливания для детского дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах, способствует формированию физиологических сводов стопы, а также является профилактикой плоскостопия.

  • Хождение босиком – самый простой нетрадиционный метод закаливания, является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней), а затем полностью босиком по 3-4 минуты. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1мин. и постепенно доводится до 15-20 минут. Смысл хождения босиком заключается  в закаливании стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

  • Дыхательная гимнастика – обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием. Предупреждает развитие острых респираторных заболеваний, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

            Солнечные ванны или закаливание солнцем

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Однако при избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Поэтому, начинать закаливание солнцем у детей дошкольного возраста необходимо в тени деревьев, затем переходить на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн). Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

  Как организовать закаливание солнечными ваннами

                                                                                    в детском саду?

  • Прогулка является мощным средством закаливания организма. Организуем прогулку 2 раза в день:  в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов.
  • Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, то есть предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
  • Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления следим, чтобы дети не одевали на себя много вещей.
  • Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20С в безветренную погоду и сухую погоду, регулируя пребывания детей на воздухе.
  • Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также раз в неделю проводим занятие по физической культуре на воздухе.

           Водные процедуры или закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной (кипяченой)  водой после еды.

  • Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание  мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедурой каждый ребенок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем.

Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

  • Организуем полоскание рта и горла после завтрака и обеда кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.
  • Игры с водой. Это один из самых любимых детских забав, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики.  Для игр с водой используют начальную температуры воды

37-36С. Постепенно температуру снижают на 1С каждые два дня, доводя ее до 20-22С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Очень важно, чтобы закаливающие процедуры ребенок получал не только в детском саду, но и дома. Режим дня детского сада должен стать продолжением режима и дома. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

      Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Ребенку надо создавать такие условие, которые бы способствовали тренировке теплорегулирующих механизмов его организма:

  •   не кутать ребенка;
  •  следить, чтобы в комнате он был одет не слишком тепло, не ходил в шерстяных носках, валенках, ботиночках;
  • проветривать комнату;
  • приучать правильно умываться;
  • следить, чтобы ребенок, как можно больше времени проводил на воздухе;
  • можно выполнять дыхательную гимнастику, отличная профилактика органов дыхания;
  • контрастное обливание ног;
  • хождение босиком  в летнее время;

Очень важно, чтобы закаливание нравилось ребенку, чтобы он это делал с удовольствием. Иначе закаливание на пользу не пойдет.

     Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Общаемся в детском саду и дома"

Доклад был подготовлен на основе работы по данной теме в течении двух лет, в нем говорится о том что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социаль...

Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Консультация для родителей . Декоративно - прикладное искусство в детском саду и дома....

Консультация для родителей "Основные принципы закаливания в детском саду"

Закаливание в  дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: возду...

Консультация для родителей "Закаливание в детском саду и дома"

Консультация для родителей "Закаливание в детском саду и дома"...

Консультация для родителей "Закаливание в детском саду и дома"

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое в 2 -4 раза снижает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной систе...

консультация для родителей и воспитателей "Музыкотерапия для детей в детском саду и дома"

Данный материал предназначен воспитателям ДОУ и родителям дошкольников....