Главные вкладки

    Консультация для родителей "Двигательная активность и здоровье дошкольников"
    консультация по физкультуре

    Ерошенко-Никишкова Елена

    Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx25.39 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    Консультация для родителей

    Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору. И мы не можем увести их домой. Это предоставляется нам шаловливостью, нежеланием подчиниться нашим требованиям. Так ли это?

    Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность есть.

    В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений.

    Сумма их называется двигательной активностью.  Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. И задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности  детей.

    Почему это важно? Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам в школе. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. А  недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. Так что же делать?

     

    На что же должны обращать  внимание родители, заботясь о здоровье и физической культуре ребят?

    Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на режим дня дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в детском саду, не должен отсутствовать в его жизни дома.

    Особое внимание нужно уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, заботиться о благоприятном природном окружении, о наличии спортивных и детских площадок. Эти факторы способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают  необходимое восстановление сил.

    Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок должен быть на воздухе, в движении. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать.

    Во время пребывания на свежем воздухе ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность, которая

     в этом возрасте доминирует. Она может длиться минимум до шести часов. Движения ребенку не повредят – он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку. Перегрузка происходит лишь тогда, когда мы заставляем малыша долго выдерживать статичное положение, или тогда, когда не уравновешиваем неподвижные виды деятельности двигательной активностью.

     Недостаток движения может привести к нежелательному ожирению.    

    Дать ребенку возможность свободно двигаться – это не значит позволять ему делать все, что он захочет, и не заботиться о его безопасности. Наоборот, это требует значительно более продуманной обстановки и большего внимания, чем организованная деятельность.

     

    Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры. Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

    Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры. Эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.

    В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес.

    Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность! 

    Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их. 

    Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.    

     Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.

    Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы. Пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.

    Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.

    1-ю группу  составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и затем в школе. Движения этих детей обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Родителям достаточно лишь создать необходимые условия (правильный режим дня, время, возможность заниматься в спортивной секции).

    Ко 2-й группе следует отнести с низкой двигательной активностью, т.е. малоподвижных.  Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают (их спокойное поведение в общении с взрослыми и сверстниками на занятиях не всегда следует расценивать положительно). Такие дети робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями, так как плохо владеют необходимыми двигательными навыками. Малоподвижных детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями.

    Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре рациона питания и увеличении двигательной активности, в воспитании у них интереса  к движениям, потребности в подвижных видах деятельности. 

    Родители должны создать условия для игры с движениями (домашние спортивные уголки,  совместные спортивные развлечения, туристические походы, наконец, просто зарядка выходного дня, выполненная всей семьей). Дети с низкой двигательной активностью хуже усваивают учебный материал, из-за недостатка движений медленно восстанавливается  их умственная  работоспособность. Они выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок. Поэтому, родители должны контролировать обязательную смену деятельности (двигательные паузы в процессе выполнения домашних заданий).

    К 3-й группе относятся дети  с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями (движения их быстры, резки, часто бесцельны). Они  чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям (сначала усиленная теплоотдача при высокой нагрузке, а затем возможно неконтролируемое переохлаждение). Дети  этой группы часто физически  переутомляются, это в свою очередь, приводит к умственной утомляемости, низкому уровню усвоения учебного материала. Родители должны руководить двигательной активностью таких детей, а не идти в направлении ограничения подвижности (у ребенка повышена потребность в движении и она должна быть удовлетворена).  Поэтому родителям необходимо контролировать и регулировать физическую нагрузку в течение дня (время прогулки, подвижных игр, оптимальную смену деятельности, а также физическое и психологическое состояние ребенка). Таким детям рекомендуются спокойные действия, требующие сдержанности, осторожности, осмысленной управляемости, сосредоточения их внимания на движениях. Из видов спорта предпочтительны  гимнастика, фигурное катание, теннис.  Полезны также все виды метания (например, дартс), точные движения с мячами, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди, игры в шашки и шахматы.

    Помните: Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема по самообразованию:" Роль двигательной активности для здоровья дошкольников."

    Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его ...

    Консультация для родителей «Активный ребёнок – здоровый ребенок»

    Консультация для родителей «Активный ребёнок – здоровый ребенок» направлена на решение проблем раннего формирования культуры здоровья дошкольников....

    Статья: Двигательная активность и здоровье дошкольников

    Статья: Двигательная активность и здоровье дошкольников....

    Двигательная активность – залог здоровья дошкольников

    В данном докладе представлены возрастные и индивидуальные возможности двигательной активности детей. Из литературы по дошкольной педагогике и психологии представлены моменты, доказывающие что движение...

    "Двигательная активность - залог здоровья дошкольников"

    Выступление на педагогическом совете....