Пальчиковые игры с математическим содержанием
картотека по физкультуре (младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика в младшей группе

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Приёмы:

• постукивания подушечками пальцев,

• растирание,

• поглаживание основания пальцев,

• круговые движения по ладоням,

• лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

«Птички»

Птички прилетели,

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут как крыльями).

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

(Кисти рук соединены в замок).

«Белка»

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Ладушки- ладошки»

Ладушки – ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки

(хлопаем в ладоши)

Отдохнём немножко

(руки на колени)

«Сорока – белобока»

(Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают):

Сорока – белобока,

Кашку варила,

Деток кормила,

(Загибают пальчики, начиная с мизинца):

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Показывая на большой палец):

А этому не дала:

(Поглаживая его, говорят):

Он дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ничего не получил!

Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:

(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая):

Вот он ходит - воду носит,

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперед.

(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»):

Здесь водица студеная,

(Также задерживаемся на плечике):

Здесь водица теплая,

(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок):

А здесь кипяток, кипяток,

кипяток - щекоток.

Пальчиковая игра «Мышки»

1-2-3-4-5 (дети загибают по очереди пальчики на руке)

Вышла мышка погулять,

Вышла мышка погулять (быстро перебирают пальчиками по бедрам)

Сыра корочку искать.

Мышка лапками скребла (царапают пальчиками колени)

Мышка корочку нашла,

Мышка съела корочку (подносят руки ко рту, сжимают и разжимают пальчики)

Убежала в норку (прячут руки за спину)

«Мишка»

- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)

- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)

- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)

- Тихо-тихо, не шуметь! Т-с-с-с (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту).

«Семья»

Этот пальчик — дедушка.

(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

(растопырить ручки малыша или свои).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

«Картотека пальчиковых игр с математическим содержанием»

Использован практический материал для развития мелкой моторики рук и формирования элементарных математических представлений у детей...

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики с математическим содержанием

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики в стихах...

Пальчиковая гимнастика с математическим содержанием.

Пальчиковые игры, направленные на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа"...

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики с математическим содержанием

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики с математическим содержанием          ...

Пальчиковые игры с экологическим содержанием

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами...