РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оздоровлению детей дошкольного возраста «Здоровейка»
рабочая программа по физкультуре

Усовершенствование комплексной системы физкультурно -оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у воспитанников здоровья через физические упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_programma_koshcheeva.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на:

педагогическом совете

МКДОУ детского сада

«Теремок»

Протокол № 1

от 05.08.2020г.

    Утверждаю:

    Заведующий

                       МКДОУ детского сада

                       «Теремок»  

    ______ С.В. Терещенко

    Приказ № 67

                       от «05» августа 2020г.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по оздоровлению
детей дошкольного возраста
«Здоровейка»

                        Составитель:

                                                Кощеева Е.А., воспитатель

                                                                 

с. Родино 2020 год

Оглавление

I

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи  реализации Программы

3

1.3.

Принципы и подходы  к формированию Программы

4

1.4.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

4

1.5.

Планируемые результаты  освоения Программы

5

1.6.

Формы реализации Программы

5

II

Содержательный раздел

6

2.1.

Тематическое планирование

6

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

9

2.3.

Реализация Программы.

10

2.4.

Взаимодействие с семьями воспитанников

10

III

Организационный раздел

12

3.1.

Психолого - педагогические условия  реализации Программы

12

3.2.

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в  группе и спортивном зале

12

3.3.

 Материально- техническое  обеспечение  рабочей Программы

12

3.4

 Обеспеченность методическими материалами

13

                             

  1. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность  программы

Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А. Сухомлинский писал: «...Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».

В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы утренней гимнастики в игровой форме для среднего дошкольников. В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице с использованием оздоровительного бега. В детском саду организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре.  В детском саду организуются зимние и летние спортивные праздники, дни здоровья. На прогулках организуется двигательная активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, проводится индивидуальная работа с детьми по физическому развитию. После дневного сна во всех возрастных группах проводится гимнастика после сна, которая включает в себя:

*общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

*закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем, полоскание горла водой комнатной температуры, обтирание, умывание);

В непосредственно образовательной деятельности педагога используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

В нашем детском саду разработана модель двигательного режима, которая способствует повышению двигательной активности у ребенка.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: 

Усовершенствование комплексной системы физкультурно -оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у воспитанников здоровья через физические упражнения.

Задачи:

  • Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями,
  • совершенствование упражнений для развитие физических качеств детей среднего дошкольного возраста;

воспитание

  1. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ;
  • принцип системного подхода предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  • принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима;
  • принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

1.4. Возрастные особенности детей 4-5 лет

Физическое развитие

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста Программы

  • снижение уровня заболеваемости
  • создание образовательной среды (оформление уголка спорта),
  • положительная динамика показателей физического развития детей.
  • формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка;

1.6.   Формы реализации Программы

  • спортивные мероприятия;
  • консультации для родителей;
  • презентация;
  • анкетирование

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

Перспективный план. Средняя группа.

Дата

Мероприятие с детьми

Мероприятие с родителями

Цели и задачи

Сентябрь

День физкультуры и спорта

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

Цель:

создать у детей и взрослых веселое настроение, принести радость, новые впечатления от участия в спортивном празднике.

Задачи:

закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.

Октябрь

Спортивный досуг « В здоровом теле - здоровый дух».

«Здоровый образ жизни»

Анкетирование

Цель:

укреплять уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека.

Задачи:

формировать навыки здорового образа жизни;

развивать физические качества личности и укреплять здоровье.

Ноябрь

Спортивный досуг «Цветик - семицветик»

«Роль родителей  в укреплении и сохранении здоровья детей»

Цель:

укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье.

Задачи:

формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников;

развивать двигательную активность детей.

Декабрь

Спортивный досуг «Зов Джунглей»

Консультация «Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей»

Цель:

создать у детей и взрослых веселое настроение, принести радость, новые впечатления от участия в спортивном празднике.

Задачи:

закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.

Январь

Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья».

«Одежда для детского сада и физкультурных занятий»

Цель:

укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье.

Задачи:

развивать двигательную активность детей

Февраль

Спортивный досуг «Страна Здоровья»

Консультация «Спортивный уголок дома»

Цель:

развитие интереса к занятиям физкультурой

Задачи:

способствовать укреплению знаний о необходимости выполнять физические упражнения.

Февраль

Спортивный досуг «Веселое путешествие».

Спортивный досуг с участием родителей

Цель:

укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье

Задачи:

формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников;

воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки.

Март

Спортивный досуг «Весёлые старты»

«Создание условий для проведения игр и упражнений»

Цель:

повышение интереса к физической культуре. Задачи:

активизировать двигательную деятельность детей.

Апрель

Спортивный досуг «В стране веселых мячей»

Анкетирование родителей:

«Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей»

Цель:

воспитание у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

развивать глазомер, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Май

Спортивный досуг на свежем воздухе «Здравствуй, лето!»

«Результаты проделанной физкультурно-оздоровительной работы за год»

Консультация «Организация

работы с детьми в летний период»

Цель:

способствовать созданию бодрого настроения от занятий спортом в летний период.

Задачи:

продолжать формировать желание участвовать в спортивных играх и эстафетах.

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Система закаливания в ДОУ.

Основные факторы закаливания:

  • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  • постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  • обеспечение здорового образа жизни;
  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, игровые часы)
  • физические упражнения, утренняя гимнастика, физкультурно – оздоровительные занятия, профилактическая гимнастика, спортивные, подвижные игры, ежедневные прогулки;
  • гигиенические, водные и закаливающие процедуры (обширное умывание);
  • свето – воздушные ванны;
  • обеспечение светового и цветового сопровождение среды и образовательного процесса;
  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • правильная организация прогулки и её длительности;
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
  • облегченная одежда для детей в детском саду;
  •  полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой.

Методы оздоровления:

  • ходьба по коврику (в межсезонье).
  • контрастное обливание ног (летом);
  • ежедневные пешие прогулки (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
  • использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

Организация рационального питания.

Здоровый образ жизни немыслим без рациона правильного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей:

регулярность, полноценность, разнообразие, путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Ежедневно включаем в меню овощи, фрукты, соки. В группах детского сада соблюдается питьевой режим. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зеленый лук, чеснок, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей.

Система работы по формированию здорового образа жизни.

В организованной образовательной деятельности педагога проводятся беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье?», «Чистота – залог здоровья» и др.

Воспитатель в своей работе использует игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации, опыты, викторины, через которые знакомит детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков. Педагогом организуются тематические досуги с детьми и родителями.

В группе детского сада создан спортивный уголок, в котором накоплен материал: дидактические игры, пособия. В своей работе педагог использует такие дидактические игры, как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты»,   «Правила гигиены» и др. В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

2.3. Реализация Программы.

Реализация Программе проходит, в ходе режимных моментов: в первой и второй половине дня. Педагогами используют формы и методы взаимодействия с детьми, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

В процессе организации совместной деятельности педагога с ребенком, воспитателем создастся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, совместной деятельности. Организация Программы носит преимущественно групповой характер. Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать

двигательные задачи путем реализации двигательной функции: утренняя гимнастика,

гимнастика после сна, подвижные игры.

Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на

взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по

общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания

отношений и достижения общего результата.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников:

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов.

Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

 Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и

методику:

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не

только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто

болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  • Систематичность и последовательность в течение всего года.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
  • Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
  • Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
  • Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях.

III. Организационный раздел

3.1.  Психолого – педагогические условия реализации Программы

Важнейшим условием реализации Программы является создание психолого-педагогических условий развития детей в дошкольной организации, это развивающая и эмоционально комфортная для ребенка образовательная среда. Пребывание в МКДОУ детском саду «Теремок» строится для доставления ребенку радости, а образовательные ситуации планируются в увлекательной форме.

Образовательные ориентиры программы:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

3.2.   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе и спортивном зале

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда спортивного зала должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам укрепления здоровья детей;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

  1. Материально- техническое обеспечение Программы

В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкально - спортивный зал.

Для занятий с детьми физической культурой достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Воспитатель группы использует в своей работе нестандартное оборудование. В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений оборудован физкультурный уголок. В этих зонах имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.

  1. Обеспеченность методическими материалами

  1. Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
  4. Змановский Ю.Ф. и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989.— №4.
  5. М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008.
  6. Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
  7. В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели:  Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В.,     Проблема сохр...

Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...

Роль подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. Специфика подвижной игры состои...

презентация Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной сто...

Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....