Практикум для воспитателей "Дыхательная гимнастика"
консультация по физкультуре

Галямова Айгуль Рафаиловна

Практикум

«Дыхательная гимнастика по Хатха-Йоге»

Воспитатель

Карамова Айгуль Рафаиловна

 

МБДОУ №42 «Аленький цветочек» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dyhatelnaya_gimnastika_po_hatha-yoge.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум

«Дыхательная гимнастика по Хатха-Йоге»

Карамова Айгуль Рафаиловна

МБДОУ №42 «Аленький цветочек»

Хатха-йога - это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. Она направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма.

Хатха-йога состоит из:

 асаны – позы

пранаямы - дыхательные упражнения

концентрации внимания, помогающую успокоить ум и направить энергию для духовного развития;

медитацию - расслабление, релаксацию.

Сегодня мы с вами будем говорить о пранаяме.

 «пранаяма» - «управление дыханием».

Дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, но, несмотря на это, она благотворно влияет на здоровье. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Это отличная профилактика заболеваний органов дыхания.

 Противопоказания:

выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе,

травмы позвоночника или головного мозга,

высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление,

частые кровотечения.

Специалисты рекомендуют делать упражнения от 5 до15 минут два раза в день. Каждое упражнение повторять не более 2-3 раз (многократное выполнение может привести к головокружению). Главное правило в йоге – не навряди.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными.

Сейчас мы рассмотри разные по технике выполнения упражнения:

 Итак, дыхание, которым пользуется человек, бывает двух видов: грудное и диафрагмальное. Считается, что женщины в основном дышат грудью, а мужчины – животом, т.е. используют для этого диафрагму. Новорожденные  дети дышат правильным дыханием, только животом, но этот навык теряется с возрастом. Ученые объясняют это следствием частых переживаний и стресса.

1. ДИАФРАГМАЛЬНОЕ  ДЫХАНИЕ 

Медленно и тихо вдыхайте через нос и ощущайте, как расширяется живот и грудная клетка. Затем очень медленно выдыхайте воздух через нос и ощущайте, как сжимаются вначале грудная клетка, а потом живот.

2. «На качелях»

Ребёнок лежит на спине, на ровной твёрдой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребёнка лёгкую игрушку и предлагает покатать её, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

3. «Стопа – рука»

Вниз, вниз, вниз, (выдох, выдох, выдох)

Вращение

Сжимаем – бросаем (вдох, выдох)

4. Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с. 
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

5. «Светофор»

Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох); 
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

6. «Ёжик»

Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с. 
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

7. «Регулировщик»

Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

8. «Курносик»

Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И.п. – о.с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

       

9.Упражнения на полном дыхании:

1. вдох---задержка дыхания, с ощущением полёта--- плавный выдох.

2. вдох ---плавный полный выдох---задержка дыхания, с расслаблением

и ощущением лёгкости.

В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков

10. Горловое дыхание.

Завершить нашу практику предлагаю Шавасаной. Это одна из основных поз йоги, предназначенных для отдыха и расслабления. 10 минут шавасаны заменяют 2 часа полноценного сна.

«Шавасана»

   «Сделайте глубокий вдох… на выдохе расслабьте все тело…

Рот следует закрыть. Зубы должны быть слегка расжаты. Губы не сжимайте плотно, а позвольте им расслабиться.

Направьте внимание на мышцы лба… бровей … Мышцы глаз расслабляются и глаза занимают удобное положение… закатываются вверх… расслабляются веки… Расслабляются мышцы скул … щек… крылья носа… губы… подбородок…

   С лица стирается привычное выражение… оно словно сделано из воска, который плавится и стекает…

   В области лба чувствуется покалывание, давление и тепло… Ощутить кожу головы под волосами… Чувствуется покалывание в коже головы…

   Расслабить шею… горло…

   Работа с руками

   Расслабить кисти рук… предплечья.. локоть… плечо… Почувствуйте тяжесть в кистях рук… Вашируки очень тяжелые они погружаются в пол… Ваши кисти наливаются теплом… Тепло распространяется на предплечья… заполняет локти… затапливает плечи… Обе руки одинаково теплые… (Если вы не можете сразу почувствовать тяжесть и тепло, не беспокойтесь. вначале необходима небольшая практика. Делайте это в течение нескольких секунд. Можно выполнять это как с обеими руками одновременно так и с каждой рукой по очереди).

   Работа с ногами

   Расслабить стопы… щиколотки… голени… колени… бедра… Почувствовать тяжесть в ногах… Ноги становятся тяжелыми и погружаются в пол… Стопы становятся теплыми… тепло заливает щиколотки… голени… колени… бедра… Обе ноги одинаково теплые… (Если вы не можете сразу почувствовать тяжесть и тепло, не беспокойтесь. вначале необходима небольшая практика. Делайте это в течение нескольких секунд. Можно выполнять это как с обеими ногами одновременно так и с каждой ногой по очереди).

   Ноги и руки одинаково теплые…

   Работа с телом

   Направить внимание на мышцы таза… низ живота… верх живота… солнечное сплетение… мышцы груди… низ спины… верх спины…

   Все тело в целом расслаблено…»

«Начните осознавать дыхание. Не изменяйте ритм дыхания; только начните осознавать движение потока воздуха внутрь и наружу из ноздрей. Когда вы вдыхаете, помните, что вы вдыхаете. Когда вы выдыхаете, осознавайте полностью, что вы выдыхаете. Постарайтесь почувствовать, словно вы дышите впервые в жизни. Ощутите в процессе вдоха кислород, поступающий в тело, он питает все его клетки. и дает совершенное здоровье. Во время выдоха ощутите, как все яды оставляют ваше тело, все напряжения, стрессы, проблемы и прочие неприятности покидают вас с выходящим из ноздрей воздухом. Почувствуйте, что беспокойство покидает вас с каждым вдохом и выдохом. Старайтесь поддерживать одно только осознание дыхания, а если возникают другие мысли — не беспокойтесь. 

Проверяем расслабление всего тела от макушечки до кончиков пальцев рук и ног, снимаем все остаточные напряжения...

Вы настолько расслаблены, что можете ощущать, будто плывёте на пушистом белом облаке. Представьте это, и пусть ваше счастье разрастается и сияет, подобно солнцу над высокими горами, над зелёной травой на лугах, над голубыми водами волнующегося моря. Пусть ваше счастье сияет над всеми животными, обитающими в лесу, над всеми людьми на земле.

пошевелите пальцами рук и ног, мягко, аккуратно потянитесь, сделайте глубокий вдох, перевернитесь на правый бок после этого — не спеша садимся в полулотос.

Я благодарю всех, кто остался неравнодушным и пришел на наш практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель семинара-практикума: повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития артикуляционной моторики в домашних условиях.Участники семинара-практикума: родители детей дошкольного возраста....

Работа с родителями "Практикум по артикуляционной гимнастике"

Материал по организации работы с родителями на подготовительном к постановке звуков у детей этапе...

Семинар- практикум для воспитателей "Гимнастика для профилактики сколиоза и плоскостопия"

Семинар- практикум для воспитателей "Гимнастика для профилактики сколиоза и плоскостопия"...

Семинар-практикум "Оздоровительно-речевая гимнастика"

Материал для семинара-практикума на тему "Оздоровительно-речевая гимнастика"...