Подвижные игры как физическое воспитание дошкольников
консультация по физкультуре

Мамедова Рейхана Адиль кызы

Подвиджные игры на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_kak_fizicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры как физическое воспитание дошкольников

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т.д.

Физическое воспитание дошкольников

Подвижные игры как физическое воспитание дошкольниковПодвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром (до утренней гимнастики), в перерывах между занятиями, !!!
на дневной и вечерней прогулке.

Воспитатель отбирает игры из «Программы воспитания в детском саду», учитывая подготовленность детей группы. Так, в начале года (осенью) целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями.

На выбор игр влияет время года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону. Например, зимой ― «Два мороза», «Снежные круги»; летом ― «Ловля обезьян», «Лягушки и цапля». В прохладную погоду лучше проводить такие игры, в которых все дети одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение. В холодную сырую погоду не следует планировать на участке игры с речитативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В жаркую погоду, наоборот, пригодны игры спокойного характера и меньшей подвижности, исключающие опасность перегревания. В осеннее время рекомендуется подбирать игры, которые можно проводить на ограниченной площадке («Пустое место», «Горелки»).

При подборе игр необходимо учитывать наличие естественных условий (пни для спрыгивания, канавки для перепрыгивания и др.).

Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами: усложняя движения и правила игры, проводить ее в различных условиях (помещение, участок, поляна, лес, песчаный берег реки).

При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя игру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми задачу как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка, чтобы дети, убегая от «ловишки», могли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача ― развивать у детей преимущественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме того, могут быть выбраны 2―3 «ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям придется проявлять большую активность.

При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр ― активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая ― более спокойная («День и ночь»).

После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности («Совушка», «Цветные автомобили» и др.) Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25―30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой: эмоциональный подъем и физическая нагрузка повышает возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.

Если после дневного сна предусмотрены воздушные ванны, то проводимые в это время игры должны быть большой подвижности, причем такие, в которых все дети активно действуют («Наседка и цыплята», «Пятнашки» и др.).

На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С детьми круглосуточных групп рекомендуется проводить после ужина игры малой подвижности, спокойного характера («Пастух и стадо», «Скок, поскок»). Как в одном, так и в другом случае надо учитывать интересы, склонности и желания детей, поощрять их творческую самодеятельность в выборе и организации игры.

Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10―15 1Овых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение. Следует планировать и такие игры, которые проводятся в изменяющейся обстановке (участок, лес) и предусматривают различные усложнения.

На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.
У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3―4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.

Составляя план на неделю, надо учесть, что в субботу следует планировать наиболее простые и хорошо всем знакомые игры средней подвижности, вызывающие положительные эмоции.

Подвижные игр на прогулке в детском саду. «Самолеты» и «У медведя на бору»

Подвижные игры на прогулке. "Самолеты" и "У медведя на бору".

Цель: развитие двигательной активности детей.

Самолеты.

Игра с 3 лет;.

Игра проводится как спортивное занятие из серии упражнений, с одним ребенком или с группой детей, с организующим участием взрослого.

Взрослый – диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи. Дети – самолеты, они выполняют по команде диспетчера упражнения – фигур пилотажа.

Упр. 1. Отправляемся в полет. Бег по площадке, руки в стороны.

Упр. 2. Помахать крыльями – наклониться направо, налево.

Упр. 3. Снижаемся. Ходьба в полуприседе – руки в стороны. Набираем скорость – встали и побежали.

Упр. 4. Маневрирование. Поворот направо, налево – повороты туловища.

У медведя на бору.

Игра с 3 лет; проводится с большой группой детей.

Выбирается водящий – медведь, он становится на определенное место – в берлоге. Остальные играющие – дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между домом и берлогой медведя – лес (бор, дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора грибов и ягод дети припевают:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь простыл,

На печи застыл!

Медведь притворяется спящим во время припева ребят. На последних словах медведь потягивается и бежит за ребятами, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются у себя дома.

Кого медведь поймает, тот меняется с ним ролью.

Правила:

1. Медведь не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.

2. Ловить только в установленных пределах площадки.

3. Если кто-либо из ребят убежит за пределы площадки, он становится водящим медведем или выбывает из игры (по договоренности) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

Подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Роль подвижных игрКлассификация подвижных игрВарианты подвижных игрПодвижные игры в режиме дняподбор и планирование подвижных игр...

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр...

Статья "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, и...