Гармонизация психического и физического здоровья
методическая разработка по физкультуре

Прудько Варвара Валерьевна

Как приучить ребенка к здоровому образу жизни?Возможно ли,чтобы он это делал самостоятельно?При этом,как сохранить его психическое состояние.Практическое руководство родителям и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармонизация физического и психического здоровья

В последнее время всё чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребёнок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того, как ребёнок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается. Что включает в себя понятие психического здоровья? Использование термина «психическое здоровье» уже подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими. Психическое здоровье детей имеет свою специфику. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. И физическое воспитание  помогает  достигнуть оптимальной гармонизации на данных этапах.

Родители и воспитатели стремятся к тому, чтобы дети росли здоровыми. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться сам ребёнок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своём собственном здоровье.

«Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье» Может ли ребёнок сам заботиться о своём здоровье? Это вполне возможно и достижимо. Для этого ребёнок должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить своё здоровье. Нужно отобрать необходимую ребёнку информацию и преподнести её в интересной и доступной для его понимания форме. Что должен знать ребёнок о своём организме? Можно познакомить ребёнка со своим организмом в форме проблемной беседы, используя адаптированные к детскому восприятию рисунки. Сначала обсудите внешнее строение тела. Спросите у ребёнка, знает ли он, из каких частей состоит тело человека, рассмотрите рисунки и попросите найти голову, шею, туловище, руки и т. д. Предложите ребёнку показать эти части его тела. После этого спросите ребёнка: «Знаешь ли ты, как устроено твоё тело внутри? Какие там есть органы (части)? Как человек дышит? Почему стучит сердце?» и т. д. Выслушав ответы, рассмотрите рисунки, назовите органы. Установите, где они находятся, объясните, какую работу выполняет каждыё орган. Время от времени играй те с ребёнком в викторину «Что ты знаешь о своём организме?» Вы задаёте вопрос, ребёнок отвечает (можно и наоборот). Если ребёнок захочет побольше узнать о том, как работает его организм, читайте с ним иллюстрированные детские книги на эту тему, статьи из детских энциклопедий. Непременно рассказывайте ребёнку о том, что надо делать, чтобы помочь своему организму работать чётко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специального времени, подходящий случай всегда найдётся. Важно помнить, что цель подобных бесед – сделать так, чтобы знания о здоровье преобразовались в сознательные поступки и поведение, не вредящие организму. Вырабатываем привычку соблюдать правила личной гигиены Расскажите ребёнку сказку о волшебнице Гигиене. Она живёт в Стране здоровья и помогает всем её жителям соблюдать законы чистоты и порядка. Поэтому в этой стране никто не болеет. Далее можно побеседовать с ребёнком о каждом законе. Законы чистоты и порядка:

∙ Соблюдай чистоту рук!

∙ Береги зубы!

∙ Соблюдай чистоту тела!

∙ Следи за ногтями и волосами! После того, как ребёнок постепенно познакомиться с законами и советами волшебницы Гигиены, можно предложить ему сделать рисунки к каждому гигиеническому требованию или поиграть в Страну здоровья. Солнце, воздух и вода – друзья здоровья Ребенок должен знать, что главные факторы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье не только физическое, но и эмоциональное- это солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т. е. сделать его устойчивым против болезней. Очень важно, чтобы ребёнок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой. Расскажите о людях, которые в детстве были хилыми, часто болели, но благодаря закалке и спорту смогли укрепить здоровье, стать сильными и выносливыми. Расскажите об оздоровительном воздействии каждого из данных факторов. Зачем заниматься утренней гимнастикой, спортом Ошибочно считать, что если ребёнок часто и подолгу болеет, его не стоит нагружать физическими упражнениями. Противопоказаний для занятий физкультурой нет. Главное, подобрать для каждого ребёнка необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора – хорошее самочувствие и настроение ребёнка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности. Оздоровить ребёнка помогут утренняя гимнастика, бег, плавание, катание на велосипеде, турпоходы, прогулки, ходьба на лыжах, катание на коньках, роликах и др. Занятия должны быть систематическими. Учите ребёнка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь следить за своей осанкой. Об инфекциях, болезнях и болях Ребёнок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. сохранить здоровье. Например, вы рассказали ребёнку об устройстве его организма, правилах личной гигиены. Ребёнок должен знать о том, что его ждёт, если он не будет выполнять их. Можно рассказать о расстройствах желудочно-кишечного тракта (болезнях «грязных рук»), условиях сохранения хорошего зрения, слуха и т. д. Ребёнка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами. Это тоже лучше сделать в игре. Очень важно объяснить ребёнку, что многие микробы передаются воздушно-капельным путём. В результате возникают болезни дыхательной системы (ангина, бронхит и т. д.) Объясните меры предосторожности заражения. Рассказывайте ребёнку о том, как нужно себя вести, если заболеешь. Учите ребёнка контролировать своё поведение после перенесённой болезни.

Так каковы оптимальные условия для  становления гармонии психического и физического здоровья детей.

1.Личностный пример.Поведение детей есть ничто иное,как отражение нашего с вами поведения,привычек и отношение к жизни,к своему здоровью в частности. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребёнка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

2. Научите ребёнка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

3. Приучайте ребёнка строить свой день, чередуя труд и отдых, соблюдать режим дня.

4. Помогите ребёнку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

5. Научите ребёнка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой.

6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребёнком физкультурой, спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе.

7. Организуйте ребёнку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребёнок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

8. Научите ребёнка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой, чужим носовым платком; не надевать головные уборы или обувь других детей и т. д. Ребёнок должен при кашле и чихании закрывать рот, чтобы не заразить других.

9. Познакомьте ребёнка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

10.Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, о том, как научить его укреплять своё здоровье.

Сделайте спорт своим семейным досугом и не важно какой он будет: плавание или шахматы-главное это время проведенное с семьей в атмосфере любви и поддержки,тогда ваша семья будет не только здорова,но и эмоционально благополучна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

Психологическая защищенность ребенка - условия психического и физического здоровья ребенка.

Психологическая защищенность ребенка - условия психического и физического здоровья ребенка. Под словосочетанием “психологический комфорт, психологическая защищенность” в науке понимается сл...

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста

В современном обществе одной из главных задач воспитателя является сохранение физического и психического здоровья дошкольников. В настоящее время информационный поток настолько широк, что уже дошкольн...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

"Массаж ушных раковин как средство профилактики заболеваний и укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)."

Здоровье сберегающие технологии объеденяют в себе все направления деятельности по формированию , сохранению и укреплению здоровья детей . Целью здоровье сберегающих технологий является сохранение здор...