Картотека подвижных игр с мячом
картотека по физкультуре

Холуёва Марина Владимировна

Мяч самая универсальная и удобная игрушка, занимающая особое место в развитии детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека подвижных игр с мячом158.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Downloads\игры с мячом.jpg

Мяч об пол

Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги

лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они

ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают

партнерам своей команды, стоящим напротив.

Методические приемы. Взрослый находится в таком месте, чтобы он мог

сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает,

как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку

и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола),

намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось-поймай»).

Попади в окошко

Цель игры. Попадать мячом в вертикальную цель с близкого расстояния.

Описание игры. Дети распределяются на 2 команды. В каждой команде

должно быть не более 5—6 детей. Ребята встают в колонну по одному сбоку

от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же

расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Дети одной

команды бросают мяч правой рукой, другой команды - левой. Стоящий

первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и

встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной

команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет.

Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в

«окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же

«окошко». Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются

местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот.

Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После

этого их место занимает другая пара команд.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети во время броска не

подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.

Мяч о стену

Цель игры. Бросать мяч в стену, совершенствовать кавык ловли мяча,

отскочившего от стены.

Описание игры. Дети строятся в 2 звена и встают напротив стены на

расстоянии 80—100 см. Каждый ребенок по очереди бросает мяч в стену и

ловит его сначала двумя руками, а затем одной рукой. После этого встает

сзади своей колонны. Выигрывает звено, допустившее наименьшее число

падений мяча.

Методические приемы. Воспитатель, стоя сбоку от звеньев, подсказывает,

как правильно бросать и ловить мяч (ноги должны быть слегка согнуты в

коленях, чтобы можно было быстро отойти назад, в сторону - успеть поймать

мяч); контролирует построение детей (оно должно быть таким, чтобы дети не

мешали друг другу).

После неоднократного проведения игра усложняется: один ребенок бросает,

а другой в колонне ловит и т. д.; ловить можно сачком, который дается

второму игроку, после этого он передает сачок следующему и т. д.

Попади в круг

Цель игры. Бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном

направлении; ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети стоят в 2 звена на расстоянии 50-80 см от стены. На

полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по

очереди бросает мяч о стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит

мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает

звено, получившее большее число очков (попаданий мяча в круг).

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит

за правильностью бросков - мяч надо держать легко - тремя пальцами,

бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты

в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабый бросок) или перелетел

обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай!»,

«Бросай несильно», «Бросай снизу!». Показывает сам, отмечает лучшие

звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч,

третий ловит отскочивший мяч.

Мяч в кружок

Цель игры. Совершенствовать умение попадать мячом в неподвижную

горизонтальную цель.

Описание игры. Дети распределяются на команды, в каждой из которых по

5-6 человек. На полу раскладываются в любом порядке цветные обручи по 3-

4 штуки против каждой команды. Дети встают перед обручами на расстоянии

1,5-2 м. По сигналу воспитателя первые бросают мяч так, чтобы он попал в

кружок (обруч). Каждый ребенок делает по два броска в любой круг, или

воспитатель предлагает определенную последовательность: попасть в

красный, синий, желтый и т. д. Побеждает та команда, которая поразила все

цветные круги.

Методические приемы. Дети могут бросать любым способом, но

воспитатель должен объяснить, что бросок снизу более результативный, при

этом мяч надо держать свободно. Игра может проводиться перьевым мячом

(воланом) и малым резиновым мячом.

Вариант. «Через веревочку в обруч».

Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на

площадке. Между двумя стойками на высоте 1 20-130 см натягивают веревку.

На одной стороне площадки за веревкой чертят круг диаметром 1 м, на

расстоянии 50-70 см перед веревкой проводится линия. Дети по очереди

бросают мяч (волан) через веревку, стараясь попасть в круг. Можно

распределить детей на несколько команд. Побеждает та команда, у которой

большее число попаданий мяча в круг.

Попади и поймай

Цель игры. Бросать мяч в горизонтальную цель и ловить его.

Описание игры. Группа детей распределяется на команды. Все

выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу

(земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По

сигналу воспитателя первые из каждой команды бегут к квадратам и

стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. Движение напоминает

забивку кольев. После этого мяч передается следующему игроку. Можно

ударять мяч левой рукой, ловить правой или наоборот. Либо ударять и

ловить одной и той же рукой.

Не задень мяч

Цель игры. Развивать в детях ловкость и координацию движений, действуя с

двумя предметами.

Описание игры. Дети распределяются на команды. У каждой команды

обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч об пол (или подбросить вверх так,

чтобы он как можно дольше подскакивал на полу). Играющий в это время

несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не

перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в

команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает

условия игры.

Методические приемы. Воспитатель находится впереди играющих, лицом к

ним, отмечает типичные ошибки: «Не размахивай сильно обручем!»,

варьирует задание: проделать несколько движений обручем - влево, вправо,

от себя, к себе; выполнить определенное количество движений обручем;

водить обручем так, чтобы как можно быстрей сбить мяч; поддеть с любой

попытки подскакивающий мяч вверх и поймать свободной рукой;

подбрасывать и подбивать мяч кругом (с обручем не выполняется) как можно

большее число раз, не роняя его на пол; проделать то же самое левой рукой.

Мяч в горку

Цель игры. Прокатывать мяч на наклонную горку и ловить его руками.

Описание игры. Дети стоят по кругу (7-8 человек) на расстоянии вытянутых

в стороны рук. Таких кругов может быть 2-3. В центре круга горка (куб, на

нем гимнастическая доска).

Ребенок, стоящий в двух шагах от основания горки, с достаточной силой

катит мяч в горку так, чтобы играющий, находящийся по другую сторону

круга, смог поймать его руками и передать в левую сторону по кругу. Затем

все делают шаг влево, игру продолжают другие дети. Выигрывает команда,

которая быстрее выполнит задание с меньшим числом падения мяча на пол.

Методические приемы. Воспитатель контролирует действия играющих,

вводит новые варианты игры: передавать мяч в правую сторону; играть,

построившись в колонну; катить мяч левой рукой с близкого расстояния.

В биллиард с мячом

Цель игры. Ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном

пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

Описание игры. Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу.

В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из кубиков или

гимнастических палок выкладываются на полу стенки биллиарда размером

2x1м. По углам оставляются промежутки шириной 10 см - лузы.

Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная

от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол - лузу и выскочил из

биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается

одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три

очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой

команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

Методические приемы. Воспитатель обращает внимание на правильность

бросков (скатывать мяч с руки плавно, чтобы не скакал, пальцами как бы

указывать направление к цели).

Закати мяч в обруч

Цель игры. Закатывать мяч в обруч с помощью дощечки (картонки,

фанерки).

Описание игры. Дети распределяются на несколько подгрупп. Такое же

число обручей лежит на полу. На край обруча кладется дощечка (картонка),

которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка.

Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого

теннисный мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в

обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но

выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не

начисляется. Затем каждый ребенок прокатывает мяч в удобном для него

ритме. (Мяч, попавший в обруч, остается там до конца игры, чтобы легче

было вести подсчет очков.)

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за игрой детей, дает советы, как точнее

закатить мяч в обруч. Для детей, слабо владеющих навыком прокатывания, можно

упростить задание: прокатывать с близкого расстояния. Тем, кто уверенно выполняет

задание, увеличить расстояние, добавляя соответственно количество очков при попадании

в обруч. При повторном проведении игры можно предложить детям каждой подгруппы

одновременно прокатывать мяч, предварительно положив на обруч достаточное

количество дощечек. Или прокатай, чтобы он перелетел обруч, не задев его. Или

прокатывать мяч в обруч, поставленный вертикально (обруч держит ребенок).

Чей мяч улетит дальше

Цель игры. Совершенствовать навык владения мячом при прокатывании в

горку.

Описание игры. Колонны детей выстраиваются перед 2-4 горками на

расстоянии 1м. У каждого мяч. По сигналу воспитателя (взмах флажком)

водящие с силой прокатывают мячи снизу в верх на горку так, чтобы он как

можно дальше пролетел по воздуху. На месте приземления мяча ставится

флажок (кубик). Ребенок берет свой мяч и становится рядом с горкой, не

мешая другим прокатывать мяч. Если у следующего играющего место

приземления мяча будет дальше, то флажок переставляется до этой отметки,

если ближе, то флажок назад не отодвигается. Выигрывает та команда, у

которой флажок будет находиться от горки дальше.

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от детей, проверяет, как

соблюдаются правила игры, дает конкретные советы: «Делай сильней замах»

- когда мяч улетает недалеко; варьирует игру: прокатывать мяч с таким

расчетом, чтобы он попал в обруч (ящик) на полу (команда в этом случае

получает 3 очка, неприцельный бросок оценивается в одно очко).

Передай мяч

Цель игры. Передавать мяч из рук в руки в движении, совершенствовать

координацию движений при убегании предметов.

Описание игры. Дети распределяются на звенья и выстраиваются в колонны

друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3-4 м ставится любой

предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый бежит с мячом,

обегает предмет, передает мяч следующему в своей колонне и встает сзади

всех. При потере мяча ребенок возвращается, поднимает его и бежит с того

места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении

условий игры.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила

игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать

предмет, не передавали мяч и переходили в колонны с одной стороны. Если

дети часто допускают перечисленные ошибки, то воспитатель может

остановить игру и еще раз уточнить правила.

Игра может проходить в другом варианте: обежать стул, положить на него

мяч, а возвращаясь к своей колонне, дотронуться до руки следующего

играющего, тот, обегая стул, берет мяч и передает его другому и т. д.;

добежать до стула, положить на него мяч, обежать стул, сдуть его со стула и

передать очередному игроку.

Подбрось и поймай

Цель игры. Подбрасывать мяч вверх и ловить его.

Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги

(напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Расстояние

между детьми 1м. У детей одной команды по мячу. Воспитатель дает сигнал,

и дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя

руками и прокатывают мяч партнерам команды, стоящим напротив. Те, в

свою очередь, повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании

мяча. Побеждает та команда, которая четко выполняла задание (меньше было

падений мяча, точнее прокатывание).

Методические приемы. Показав упражнение, воспитатель встает между

командами (у одного из краев), подает сигнал для бросков, помогает ловить

мячи, исправляет наиболее распространенные ошибки в бросках (легко

держать мяч, свободно держать руки, не выпячивая ладони во время ловли

мяча); дает варианты игры: ловить мяч после хлопка в ладоши; ловить мяч

после поворота кругом и т. д.

Успей поймать

Цель игры. Бросать мяч в определенном направлении и ловить летящий мяч.

Описание игры. Игра проводится в подгруппах, стоящих в кругах. В центре

каждого круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь,

чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он

занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину

круга.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети долго не держали

мяч, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящий не может долго

поймать мяч, назначается новый. Игру можно усложнить: ввести двух

водящих и перебрасывать два мяча.

Из обруча в обруч

Цель игры. Совершенствовать навык бросания мяча в неподвижную

горизонтальную цель.

Описание игры. Дети стоят звеньями в колонну по одному. На расстоянии 1м

от ведущего на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или чертятся

три круга диаметром 80-100 см). Нужно правой рукой бросить мяч в первый

обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго и, подскочив еще

раз, попал в третий. Ребенок берет свой мяч и передает следующему, а сам

становится на противоположную сторону, прокатывая затем мячи своей

команде. Игра продолжается, пока все игроки не перейдут на

противоположную сторону. Выигрывает звено, которое быстрее сменит

место, допустив при этом наименьшее число ошибок.

Методические приемы. Воспитатель стоит сбоку от играющих, и по мере

необходимости дает указания: «Бросай мяч несильно», «Отойди для броска

немного назад» (если мяч, не попал в один из обручей), «Сильней ударяй мяч

об пол» (если мяч подскакивал в двух первых обручах, а в третьем просто

покатился). Педагог может облегчить или усложнить игру: бросать мяч,

когда обручи отстоят друг от друга на расстоянии 50см; бросать мяч с обеих

сторон; бросать с двух сторон одновременно два мяча.

Докати до стены

Цель игры. Совершенствовать навык отталкивания мяча при прокатывании.

Описание игры. Из 6-8 палок образуют два коридора шириной 30-50см так,

чтобы коридор доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа

делится на две команды. Двое из каждой команды стоят у стены, остальные

сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу воспитателя дети

начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на место.

Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на

исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает

следующий в команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно

выполнила задание.

Методические приемы. Воспитатель ходит между коридорами, подсказывает,

как правильно бросать мяч, предлагает кому-либо из детей подать

выкатившийся из коридора мяч, подсчитывает, сколько мячей не докатилось

до стены у каждой команды, следит за очередностью смены игроков.

Догони мяч

Цель игры. Догнать катящийся мяч.

Описание игры. Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной до

30см и длиной 3-4 м. Дети распределяются на команды и выстраиваются у

начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать,

не давая ему выкатиться из коридора. Затем передает мяч следующему, сам

становится сзади строя или садится на стул. Побеждает команда, которая не

только быстро, но и правильно выполнит задание.

Методические приемы. Воспитатель стоит в другом конце коридора и следит

за правильностью выполнения упражнения: «Не бросай мяч так сильно, если

не успеваешь догнать его. Накрывай мяч рукой сверху лодочкой».

Предлагает новые задания: ловить катящийся мяч после слов: «Раз-два-три!

Лови»; ловить в конце коридора, в середине, у флажка.

Закати мяч

Цель игры. Обучать прокатыванию мяча в ворота.

Описание игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических

палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны, обращенной к

играющим (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды.

У каждого играющего мяч. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в

ворота прямоугольника. По окончании прокатывания один из команды

собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей,

попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется

победительницей.

Методические приемы. Воспитатель следит за правильной подготовкой к

прокатыванию мяча, подает мячи, не попавшие в прямоугольник, ведет

подсчет попаданий мяча в ворота каждой командой.

Мяч навстречу мячу

Цель игры. Совершенствовать навыки отталкивания и ловли мяча.

Описание игры. Дети распределяются на две команды. Каждая команда

встаёт друг против друга на расстоянии 4-6м. У водящих - по мячу. На

сигнал воспитателя: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один

другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передает

его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Игра

повторяется 2-3 раза.

Методические приемы. Эта игра проводится после того, как дети научатся

прокатывать большой мяч двумя руками. Они играют самостоятельно в

группе или на участке и не распределяются на команды. Воспитатель

показывает способы прокатывания и объясняет: «Каждый должен катить

немного вправо, тогда мячи не столкнутся», варьирует игру: прокатывать то

правой, то левой рукой; дети одного звена прокатывают мяч правой рукой, а

другого - левой; увеличить расстояние между звеньями.

Попади мячом

Цель игры. Попадать мячом в движущуюся цель.

Описание игры. Дети распределяются подгруппы и располагаются на

площадке в шеренги спиной друг к другу. Играющие в подгруппах стоят на

расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий с обручем в руках встает в

конце шеренги, у всех остальных играющих мяч. По сигналу воспитателя

водящие движением руки направляют (катят) обруч перед строем. Обруч

должен катиться на расстоянии 50-80 см от детей. Как только обруч

приблизится к кому-либо из играющих, он должен точно бросить мяч в

обруч. По сигналу воспитателя: «Собрать мячи!» - дети берут свои мячи и

возвращаются на место. Первое время воспитатель сам назначает водящих из

тех детей, кто хорошо прокатывает обруч. Побеждает та подгруппа, у

которой больше попаданий мячом в катящийся обруч и меньше он падает.

Методические приемы. Перед проведением игры воспитатель упражняет всех

детей в прокатывании обруча. Если обруч падает, не докатившись до самого

края, педагог говорит: «Посильней толкай обруч!», «Ровней ставь на пол».

После повторного проведения игры можно ввести усложнение - два водящих

с обеих сторон катят обруч, нужно попасть в один из обручей.

 «Брось мяч»

Равное число детей образуют 3-4 круга. Внутри каждого круга водящий.

Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит брошенный

ими обратно мяч. Когда мяч вернется к водящему от последнего игрока,

он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая

переброску мяча. Правила игры: бросать мяч по очереди, не сходя с

места; если мяч упал, его надо догнать, встать в круг и повторить бросок.

 «Попади в воротики»

Дети распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от

другого. Между каждой парой посередине установлены воротики из

кубиков, кеглей. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу

через ворота.

Правила игры: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать его энергично

одной или двумя руками.

 «Мяч о пол»

Играющие строятся в четыре колонны: две с одной стороны площадки,

две — напротив. Первые играющие в двух колоннах получают мяч и по

сигналу идут или бегут до черты, за которой стоит колонна, отбивая мяч,

и без промедления бегут обратно. Когда все поменяются местами,

воспитатель отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и

быстрее.

«Поймай мяч»

Играющие распределяются по трое. Двое из них становятся на

расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встает

между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой.

Коснувшийся мяча меняется местом с тем, кто бросил мяч. Он может

догнать укатившийся после неудачного броска мяч.

6. «Мяч не теряй, играй, играй»

Каждый играющий с мячом выполняет различные действия, отбивает

мяч на месте; бросает вверх, в стену. После сигнала все должны быстро

поднять мяч вверх.

Правила игры: играть с мячом, не мешая, друг другу; не успевший

поднять мяч по сигналу получает штрафное очко.

«Волейбол с воздушными шарами»

Натянуть веревку примерно на высоте 1,2-1,5 м. Связать вместе два

воздушных шара, в которые можно налить по нескольку капель воды.

По обеим сторонам от веревки располагаются команды, в которых по 3-5

детей. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону

противника и не давая упасть им на своей стороне.

Правила игры: играть дружно; команде, на чьей стороне опустились

шары, начисляется штрафное очко; шары не задерживать руками, а

отбивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с мячом

Картотека подвижных игр с мячом для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр с мячом.

Подвижные игры с мячом....

Картотека подвижных игр с мячом

Подвижные игры с мячом являются подводящими упражнениями к элементам спортивных игр, прелназначены для воспитателей и инструкторов по ФК.  Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ори...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ (ВОЗРАСТ 4-7 ЛЕТ)

Картотека подвижных игр с мячом для детей от 4 до 7 лет....

картотека подвижных игр с мячом

Подвижные игры с мячом...

«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...