Картотека подвижных игр в средней группе
методическая разработка по физкультуре

Светлана Геннадьевна Рижко

Картотека подвижных игр в средней группе

                                          Составила: Воспитатель- Рижко С.Г.

Птички и кошка

Цель: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребёнок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

Солнышко и дождик

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание:  Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Узнай, кто позвал

 Цель: развивать у детей слух, внимание

 Описание: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то произносит 2-3 слова (это может быть очень короткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Описание: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

 

Подбрось – поймай

 Цель: совершенствовать умение подбрасывать мяч вверх и ловить его.

Описание: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронит его.

Указания. Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.

Пилоты

 Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание: Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, - это аэродромы. По сигналу воспитателя «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводит руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находится в воздухе до сигнала воспитателя «На посадку!». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4 - 5 раз.

Найди котенка

Цель: развивать внимание.

Описание: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного котенка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с этим заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

Зайка беленький сидит

Цель: Упражнять в прыжках, приучать детей слушать стихотворение, понимать содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием.

 Описание: Дети располагаются на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «Ну-ка, зайки, на полянку! ». Дети выходят на середину комнаты и садятся на корточки рядом. Инструктор читает стихотворение:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

(Дети убегают на свои места.)

Кегли

Цель: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой.

Описание:  Кегли ставят с интервалом 10-15 см. друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м.  

Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем

Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие.

 

Лягушки

 Цель: совершенствовать умение прыгать с продвижением вперед.

Описание: Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по
краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи: «Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки»

 Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и присаживаются па корточки.

         

Холодно-жарко

Цель: развивает внимание, мышление.
Описание: Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. 
Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. (Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)
По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало жарко-жарко дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза. 


 

Зайцы и волк

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, упражнять в прыжках и беге, развивать быстроту.

Описание: Одного из играющих выбирают водящим – это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (обручи большого диаметра). В начале «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк» - на другом конце зала («в овраге»).

Воспитатель произносит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» и разбегаются по всему залу (площадке, прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой «домик». Пойманных «зайцев» «волк» отводит в свой овраг. Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца», выбирают другого «волка».

 

Перелёт птиц

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

Описание: Дети «птицы» собираются на одной стороне площадки. На другой стороне расположены гимнастические скамейки – «деревья». По сигналу: «Полетели! » - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу: «Буря! » - «птицы» занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. Воспитатель говорит: «Буря прошла», «птицы» спокойно «спускаются с деревьев» и продолжают «летать». Игра повторяется 3-4 раза.

Зайка серый умывается

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: Все играющие стоят в кругу. Выбранный зайкой становится в середину круга. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо. Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. В кругу одновременно могут находиться и несколько заек 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание. Это увеличивает активность играющих.

 

Игра «Море волнуется раз»

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.

Описание: В игре может принимать участие неограниченное количество человек, например даже от 20 до 25 и более. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущих!, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра продолжается дальше по тем же правилам, причем ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как:

«Любая фигура, на месте замри!», или

«Сказочная фигура, на месте замри!», или

«Воздушная фигура, на месте замри!»

 

Мы топаем ногами

Цель: учить детей согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы топаем ногами. (топаем)

Мы хлопаем руками (хлопаем)

Киваем головой.

Мы руки поднимаем (тянемся руками вверх)

Мы руки опускаем. (можно присесть и опустить вниз руки)

Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)

По кругу мы идём.

Игра повторяется 2-3 раза

 

Найди, где спрятано

 Цель: развивать внимание.

Описание: Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает им флажок и говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Кто первым найдет флажок, тот прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Если дети не могут долго найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь подыскать соответствующее место.

 

У медведя во бору

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловишки.

Описание: На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой - обозначается дом, в котором живут дети. Воспитатель выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять!» - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п.(наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить.

После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Может быть другой вариант игры - с двумя медведями. Дети могут сначала бросить шишки, а потом пойти «в лес» - собирать их.

 

Перелёт птиц

Цель: учить детей быстро менять направление движения, бегать, стараясь не наталкиваться, развивать быстроту.Описание:  Стая птиц собирается на одном краю площадки (дети стоят врассыпную), напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Полетели» птицы разлетаются по площадке, расправив крылья и помахивая ими. По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям (влезают на стенку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла», птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. При спуске с гимнастической стенки нельзя спрыгивать. Если стенка имеет мало пролетов, надо включать в игру не всех детей сразу. Вместо стенки можно использовать скамейки, стулья и другие предметы.

 

Ровным кругом

Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Описание:  Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем ... вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

 

Снежиночки-пушиночки

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Описание:  Играющие движутся гурьбой вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.

Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

Играющие останавливаются, приседают.

Отдохнув немного, возобновляют игру.

 

Снег кружится

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры, упражнять в беге.

Описание: Воспитатель (В.) напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры превратиться в снежинки и покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как  снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В. произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».  Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

 

Лиса в курятнике

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловишки.

Описание: В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одной стороне площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место площадки - двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают, прячутся в курятник и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) курицу, не успевшую взобраться на насест. Пойманную курицу лиса уводит в свою нору. Игра возобновляется. Она заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4 - 5 раз.

Указания. Насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т. д.

 

Веселые ладошки

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом

Описание: Дети идут по кругу произносят слова и в соответствии с ними выполняют движения:

Веселые ладошки, раз, два, три (хлопки)

Спрятались ладошки  раз, два, три (хлопки за спиной)

Ножки и ладошки  раз, два, три (хлопки по коленям)

Громкие ладошки раз, два, три (хлопки громкие)

Тихие ладошки раз, два, три (хлопки тихие)

Игра повторяется 2-3 раза.

Пастух и стадо

Цель:  упражнять в ходьбе на четвереньках в заданном направлении

Описание: Дети изображают стадо (коровы, телята). Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель произносит:

Ранним-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-у!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

На слова «ту-ру-ру-у» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит их в поле (на другую сторону площадки). Там стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно в хлев. Выбирают нового пастуха. Игра повторяется 2 - 3 раза.

Хоровод

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Описание: Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись            за руки, ходят по кругу.

Вокруг заснеженных кустов, среди снега и холмов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы приседают, игра повторяется.

 

Снежинки и ветер

Цель: Упражнять в беге  в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу.

 Описание: Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю, Кто умеет веселиться, Кто мороза не боится! По сигналу воспитателя «Снежинки!» дети ходят в медленном темпе по площадке, кружатся. По сигналу «Ветер!» дети-снежинки разлетаются по площадке (выполняют легкий бег). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_v_sredney_gruppe.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 Картотека подвижных игр в средней группе

                                          Составила: Воспитатель- Рижко С.Г.

Птички и кошка

Цель: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребёнок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

Солнышко и дождик

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание:  Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Узнай, кто позвал

 Цель: развивать у детей слух, внимание

 Описание: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то произносит 2-3 слова (это может быть очень короткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Описание: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

Подбрось – поймай

 Цель: совершенствовать умение подбрасывать мяч вверх и ловить его.

Описание: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронит его.

Указания. Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.

Пилоты

 Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание: Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, - это аэродромы. По сигналу воспитателя «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводит руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находится в воздухе до сигнала воспитателя «На посадку!». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4 - 5 раз.

Найди котенка 

Цель: развивать внимание.

Описание: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного котенка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с этим заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

Зайка беленький сидит

Цель: Упражнять в прыжках, приучать детей слушать стихотворение, понимать содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием.

 Описание: Дети располагаются на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «Ну-ка, зайки, на полянку! ». Дети выходят на середину комнаты и садятся на корточки рядом. Инструктор читает стихотворение:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

(Дети убегают на свои места.)

Кегли

Цель: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой.

Описание:  Кегли ставят с интервалом 10-15 см. друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м.  

Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем

Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие.

Лягушки

 Цель: совершенствовать умение прыгать с продвижением вперед.

Описание: Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по
краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи: «Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки»

 Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и присаживаются па корточки.

         

Холодно-жарко

Цель: развивает внимание, мышление.
Описание: Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. 
Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. (Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)
По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало жарко-жарко дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза. 


Зайцы и волк

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, упражнять в прыжках и беге, развивать быстроту.

Описание: Одного из играющих выбирают водящим – это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (обручи большого диаметра). В начале «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк» - на другом конце зала («в овраге»).

Воспитатель произносит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» и разбегаются по всему залу (площадке, прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой «домик». Пойманных «зайцев» «волк» отводит в свой овраг. Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца», выбирают другого «волка».

Перелёт птиц 

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

Описание: Дети «птицы» собираются на одной стороне площадки. На другой стороне расположены гимнастические скамейки – «деревья». По сигналу: «Полетели! » - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу: «Буря! » - «птицы» занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. Воспитатель говорит: «Буря прошла», «птицы» спокойно «спускаются с деревьев» и продолжают «летать». Игра повторяется 3-4 раза.

Зайка серый умывается

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: Все играющие стоят в кругу. Выбранный зайкой становится в середину круга. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо. Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. В кругу одновременно могут находиться и несколько заек 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание. Это увеличивает активность играющих.

Игра «Море волнуется раз»

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.

Описание: В игре может принимать участие неограниченное количество человек, например даже от 20 до 25 и более. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущих!, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра продолжается дальше по тем же правилам, причем ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как:

«Любая фигура, на месте замри!», или

«Сказочная фигура, на месте замри!», или

«Воздушная фигура, на месте замри!»

Мы топаем ногами

Цель: учить детей согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы топаем ногами. (топаем)

Мы хлопаем руками (хлопаем)

Киваем головой.

Мы руки поднимаем (тянемся руками вверх)

Мы руки опускаем. (можно присесть и опустить вниз руки)

Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)

По кругу мы идём.

Игра повторяется 2-3 раза

Найди, где спрятано

 Цель: развивать внимание.

Описание: Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает им флажок и говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Кто первым найдет флажок, тот прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Если дети не могут долго найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь подыскать соответствующее место.

У медведя во бору

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловишки.

Описание: На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой - обозначается дом, в котором живут дети. Воспитатель выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять!» - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п.(наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить.

После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Может быть другой вариант игры - с двумя медведями. Дети могут сначала бросить шишки, а потом пойти «в лес» - собирать их.

Перелёт птиц

Цель: учить детей быстро менять направление движения, бегать, стараясь не наталкиваться, развивать быстроту.

Описание:  Стая птиц собирается на одном краю площадки (дети стоят врассыпную), напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Полетели» птицы разлетаются по площадке, расправив крылья и помахивая ими. По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям (влезают на стенку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла», птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. При спуске с гимнастической стенки нельзя спрыгивать. Если стенка имеет мало пролетов, надо включать в игру не всех детей сразу. Вместо стенки можно использовать скамейки, стулья и другие предметы.

Ровным кругом

Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Описание:  Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем ... вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

Снежиночки-пушиночки

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Описание:  Играющие движутся гурьбой вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.

Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

Играющие останавливаются, приседают.

Отдохнув немного, возобновляют игру.

Снег кружится

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры, упражнять в беге.

Описание: Воспитатель (В.) напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры превратиться в снежинки и покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как  снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В. произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».  Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

Лиса в курятнике

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловишки.

Описание: В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одной стороне площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место площадки - двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают, прячутся в курятник и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) курицу, не успевшую взобраться на насест. Пойманную курицу лиса уводит в свою нору. Игра возобновляется. Она заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4 - 5 раз.

Указания. Насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т. д.

Веселые ладошки

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом

Описание: Дети идут по кругу произносят слова и в соответствии с ними выполняют движения:

Веселые ладошки, раз, два, три (хлопки)

Спрятались ладошки  раз, два, три (хлопки за спиной)

Ножки и ладошки  раз, два, три (хлопки по коленям)

Громкие ладошки раз, два, три (хлопки громкие)

Тихие ладошки раз, два, три (хлопки тихие)

Игра повторяется 2-3 раза.

Пастух и стадо

Цель:  упражнять в ходьбе на четвереньках в заданном направлении

Описание: Дети изображают стадо (коровы, телята). Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель произносит:

Ранним-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-у!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

На слова «ту-ру-ру-у» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит их в поле (на другую сторону площадки). Там стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно в хлев. Выбирают нового пастуха. Игра повторяется 2 - 3 раза.

Хоровод

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Описание: Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись            за руки, ходят по кругу.

Вокруг заснеженных кустов, среди снега и холмов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы приседают, игра повторяется.

Снежинки и ветер

Цель: Упражнять в беге  в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу.

 Описание: Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю, Кто умеет веселиться, Кто мороза не боится! По сигналу воспитателя «Снежинки!» дети ходят в медленном темпе по площадке, кружатся. По сигналу «Ветер!» дети-снежинки разлетаются по площадке (выполняют легкий бег).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека подвижных игр для средней группы

Сборка подвижных игр для  средней  группы по  программе  "От  рождения   до  школы". Можно  использовать для педагогов и как  наглядность   для...

картотека подвижных игр в средней группе

Картотека подвижных игр считается необходимым атрибутов в игровом уголке...

Картотека подвижных игр для средней группы

Подборка игр в соответствии с требованиями программы М.А.Васильевой. Выполнена в форме 46 карточек, имеющих содержание, источник, также приложен титульный лист с полным перечнем игр для данного возрас...

"Картотека подвижных игр в средней группе группе "

quot;Подвижные игры в средней группе"...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....