Рабочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы"
методическая разработка (средняя группа)

Игонина Светлана Сергеевна

Раобочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_my_-_druzya_prirody.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение                                     Самарской области средняя общеобразовательная школа с.  Сырейка          структурное     подразделение детский сад "Теремок"                              муниципального района Кинельский Самарской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

"МЫ - ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ "

Рассчитана на воспитанников 4-5 лет.

Срок реализации 1 год.

Составитель программы:

Воспитатель

Игонина Светлана Сергеевна

г.о. Кинель, 2015 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственно-экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает  выделять себя  из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Кружок «Мы -  друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

                                                       «Любовь к природе, впрочем,

                                                   Как и всякая человеческая любовь

                                                      Несомненно, закладывается в нас с детства»

                                                                                  И. Соколов-Никитов.

   Основной задачей  данной программы является формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимания и любви к окружающему миру и природы.

Цель программы: 

-продолжать развивать образное эстетическое восприятие;

-учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации.

Задачи программы: 

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

4. Приобщать детей к искусству; продолжать знакомить с классическими произведениями живописи, музыки, литературы о природе.

5. развивать ассоциативное мышление детей, поддерживая проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

6. Воспитывать чувства сопереживания, заботы, желание делать добро.

7. Продолжать учить детей экспериментировать с цветом,  использовать разнообразные материалы и средства.

Принципы построения программы:

  • Принцип систематичности.  Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.
  • Принцип сознательности. Когда ребёнок узнает что-либо новое, он задает вопросы: зачем? Для чего? Почему?  Чтобы на них ответить, ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать,  каким образом он будет решать эту задачу.
  • Принцип поэтапности.  Переход от простого к сложному.
  • Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение  эстетического восприятия.
  • Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребёнка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.  

Интеграция образовательных областей:

  • "Социально-коммуникативное развитие" развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
  • "Познавательное развитие"  формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества.
  • "Художественно-эстетическое"  развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
  • "Физическое развитие" развитие мелкой моторики.
  • "Речевое развитие" развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.

Используемые методы и приёмы работы с детьми:

Методы:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:

  • объяснительно-иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – воспитанники  воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске,  решение поставленной задачи совместно с руководителем.
  • Исследовательский – самостоятельная  творческая работа кружковцев.

При построении системы работы нашего кружка я  обратила особое внимание на следующие основные направления:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

      Среди  приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  • активизация и индивидуализация занятий;
  • игры и игровые ситуации;
  • творческие работы и т.д.

Перечень технологий и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников:

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Форма организации детей:

  • Групповая – 10 детей;
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю;
  • Длительность занятия – 20 минут.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 года жизни.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год.

Ожидаемый результат:

  •    должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (о способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
  • проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе,  проявление творчества.

   Итоговая форма работы:

 В качестве подведения итогов планирую проводить открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.  В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Материалы и оборудование: корзина для сбора листьев, иллюстрации на тематику, игрушка старичок-лесовичок, сундучок, репродукции картин известных художников, таблицы по тематике, музыкальные произведения, листы бумаги, альбомные бумаги,  картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварель, гуашь, баночки с водой, кисточки, пластилин разного цвета, стеки, доски для лепки и т.д.

Место проведения: структурное подразделение детский сад «Теремок» ГБОУ СОШ с. Сырейка, средняя группа.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(план на 36 часов в год)

№ недели

Тематика занятий

Количество занятий

1 неделя сентября

Экскурсия «В гостях у осени».

1 занятие

2 неделя сентября

Мини-развлечение «Старичок-лесовичок».

1 занятие

3 неделя сентября

Рисование по сюжету стихотворения Н.Некрасова «Славная осень…»

1 занятие

4 неделя сентября

Беседа «Осенние туманы».

1 занятие

1 неделя октября

Игра «Что мы знаем о комнатных растениях?»

1 занятие

2 неделя октября

Беседа «Кто живет в лесу».        

1 занятие

3 неделя октября

Рисование по мотивам народной песни «Во поле берёза стояла».

1 занятие

4 неделя октября

Чтение и обсуждение сказки  В.Осеевой «Сороки». Слушание музыкального произведения М.И.Глинка «Жаворонок».

1 занятие

1 неделя ноября

Мини-развлечение «Я и дождик».

1 занятие

2 неделя ноября

Рисование  запрещающих знаков природы « Защитим природу».

1 занятие

3 неделя ноября

Беседа «Пожар – стихийное бедствие».

Аппликация «Костер».

1 занятие

4 неделя ноября

Итоговое занятие. Подготовка плаката-стенгазеты с детскими рисунками «Учимся наблюдать за природой».

1 занятие

1 неделя декабря

Беседа  «Водоемы родного края».

1 занятие

2 неделя декабря

Экскурсия «Синичкин праздник ».

1 занятие

3 неделя декабря

Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

1 занятие

4 неделя декабря

Итоговое занятие. Игра - развлечение «Зимний хоровод».

1 занятие

1 неделя января

Рисование и оформление  папки «Моё любимое животное».

1 занятие

2 неделя января

Экспериментирование  «Почему тает снег?»

1 занятие

3 неделя января

Беседа «Моя малая Родина».

1 занятие

4 неделя января

Итоговое занятие. Оформление альбома «Родной край».

1 занятие

1 неделя февраля

Беседа  «В гостях у солнышка».

1 занятие

2 неделя февраля

Экспериментирование «Выращиваем лук на окошке».

1 занятие

3 неделя февраля

Викторина «Что, где растет, кто, где живет?».

1 занятие

4 неделя февраля

«Наблюдение за сезонными изменениями».

1 занятие

1 неделя марта

Мини-развлечение  «К нам весна шагает быстрыми шагами».

        

1 занятие

2 неделя марта

Экскурсия в весенний парк «Весна пришла!»

1 занятие

3 неделя марта

Рисование по стихотворению «Жаворонки прилетите, красно лето принесите».        

1 занятие

4 неделя марта

Викторина «Забота о здоровье».

1 занятие

1 неделя апреля

Беседа  «Растения, которые лечат».

1 занятие

2 неделя апреля

Беседа «Вселенная. Звезды». Аппликация «Космос».

1 занятие

3 неделя апреля

Игра-инсценировка «По грибы!»

1 занятие

4 неделя апреля

Беседа «Царица-водица». Опыт свойства воды.

1 занятие

1 неделя

 мая

Экскурсия в сад. Наблюдение  за цветущими, плодовыми растениями.

1 занятие

2 неделя

мая

Экспериментирование «Песочные фантазии».        

1 занятие

3 неделя

мая

КВН «Природа вокруг нас».

1 занятие

4 неделя

мая

Акция. «Посади дерево!»

1 занятие

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа построена с учетом возрастных возможностей детей с опорой на уже имеющиеся умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности  способов работы, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развитие ребенка. Реализуются его потенциальные возможности  и первые проявления творчества.

    Существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Тема № 1: Экскурсия «В гостях у осени».

Цель: учить различать листья разных деревьев по форме и размеру, вызвать у детей эстетические чувства от разнообразных окрасок осенних деревьев.

Методические приемы: чтение стихотворения  А. Плещеева «Осень». Корзина для сбора осенних листьев.

Тема № 2: Мини-развлечение «Старичок-лесовичок».

Цель: учить детей выразительно рассказывать стихи, закреплять знакомые пословицы, приметы, загадки об осенних явлениях. Развивать выразительную речь, вызвать интерес в познавательном развлечении.

Методические приемы: игрушка старичок-лесовичок, сундучок, подборка стихов, пословиц, загадок об осени, предметные картинки, листья деревьев.

Тема № 3: Рисование по сюжету стихотворения Н.Некрасова «Славная осень…»

Цель: учить детей замечать различие в подборе красок при изображении разных периодов осени, развивать фантазию, воспитывать любовь к природе.

Методические приемы: чтение стихотворения Н.Некрасова «Славная осень…», подборка иллюстраций на тему «Осень».

Материалы: краски, карандаши, бумага, кисти.

Литература: сборник стихотворений Н.Некрасова.

Тема № 4: Беседа «Осенние туманы».

Цель: Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.        

Методические приемы: чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

Тема № 5: Игра «Что мы знаем о комнатных растениях?»

Цель: Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Методические приемы: Игра «Найди растение»,  физкультминутка «Цветы», Дидактическая игра «За каким растением спрятался Зайка?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

Материалы: игрушка Зайка, комнатные растения, лейка для полива растений, вода.

Тема № 6: Беседа «Кто живет в лесу».        

Цель: дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

Методические приемы: беседа, игра «Что было бы, если бы из леса исчезли…», пальчиковая гимнастика, игра «Противоположность».

Материалы: картины из серии «Дикие животные», плоскостное изображение на фланелеграфе леса и его обитателей.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 7: Рисование по мотивам народной песни «Во поле берёза стояла».

Цель: закреплять навыки изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках, вызвать у детей эстетические чувства от красоты русской берёзы, побуждать детей к творческой изобразительной деятельности, воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной песни.

Методические приемы: иллюстрации с изображением берёзы.

Материалы: материал для изодеятельности по желанию детей.

Тема № 8: Чтение и обсуждение сказки В.Осеевой «Сороки». Слушание музыкального произведения М.И.Глинка «Жаворонок».

Цель: учить слушать текст, развивать внимание, память; формировать навыки выразительно пересказывать текст, слушать  музыкальное произведение.

Методические приемы:  беседа, музыкальное произведение в записи.

Материалы: картинки с изображением птиц, музыкальное произведение в записи.

Литература: В.Осеева. Рассказы и сказки. Москва, книги «Искателя»,     2005 г.

Тема № 9: Мини-развлечение «Я и дождик».

Цель: Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.        

Методические приемы:  беседа, игра-танец «Вальс друзей»; подвижная игра «Дождик и солнце», пение «Туча», «Кап, кап…» , «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака».

Материалы: иллюстрации сезонных явлений, атрибуты солнышка, дождика, зонтики.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 10: Рисование  запрещающих знаков природы « Защитим природу».

Цель: закреплять с детьми правила поведения в лесу, продолжать воспитывать у детей чувство сопереживания за родную природу.

Методические приемы:  беседа, обсуждение, работа с таблицей.

Материалы: Иллюстрация № 3 «Уроки экологии» Л.Б.Фесюкова таблица «Нормы поведения в лесу», альбомные листы, акварель, гуашь, кисточки, стаканчики для воды.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 11: Беседа «Пожар – стихийное бедствие».

Аппликация «Костер».

Цель: углубить представление детей о роли огня в жизни человека, закрепить правила пожарной безопасности, формировать образные представления,  нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных.

Методические приемы:  беседа, обсуждение.

Материалы: цветная   бумага, картон, клей, кисточка.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 12: Итоговое занятие. Подготовка плаката-стенгазеты с детскими рисунками «Учимся наблюдать за природой».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, интерес детей к совместной работе.

Методические приемы:  беседа, подбор рисунков, оформление плаката-стенгазеты.

Материалы: ватман, белые листы А4, гуашь, акварель, кисточки, стаканчики-непроливайки, цветные карандаши, фломастеры.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 13: Беседа «Водоёмы родного края». Рисование «Гость из водоёма».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоёма.

Методические приемы:  беседа, обсуждение.

Материалы: карта области, фотографии, иллюстрации водоёмов¸ цветные карандаши, фломастеры, белая бумага А4.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 14: Экскурсия «Синичкин праздник».

Цель: Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.        

Методические приемы:  Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подвижная игра «Лиса и птицы».

Материалы:  картины и иллюстрации по данной теме, атрибуты для игры.

Литература: «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 г.,  Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

Тема № 15: Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать музыкальное произведение, проявлять положительные эмоции при прослушивании произведения.

Методические приемы:  беседа, слушание  музыкального произведения.

Материалы: аудиозапись музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Тема № 16:  Итоговое занятие. Игра - развлечение «Зимний хоровод».

Цель: продолжать знакомить детей с образом русской зимы, воспитывать эстетическое отношение к русской природе.

Методические приемы:  отгадывание загадок о зиме, чтение стихотворений, потешек о зиме, прослушивание музыкальных произведений о зиме.

Материалы: аудиозапись музыкальных  произведений, иллюстрации с изображением зимы, атрибуты для игр.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 17:  Рисование и оформление  папки «Моё любимое животное».

Цель: прививать любовь и уважительное отношение к животным, воспитывать желание ухаживать за ними.

Методические приемы:  беседа о животных, обсуждение, побуждение к рисованию по данной теме.

Материалы: картон, цветная бумага,  белые листы А4, гуашь, акварель, кисточки, стаканчики-непроливайки, цветные карандаши, фломастеры.

Тема № 18:  Экспериментирование  «Почему тает снег?»

Цель: уточнить и расширить представление о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Методические приемы:  наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, опыты.

Материалы: изображения различных состояний воды, снег, посуда для опытов, вода.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 19:  Беседа «Моя малая Родина».

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Методические приемы:  беседа, рассматривание картин и иллюстраций,

чтение произведений, загадывание загадок.

Материалы: картина П. С. Меньшикова «Дикие животные».

Иллюстрации С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».

Литература: 

  • В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
  • Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
  • А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  • В. Степанов «Животные наших лесов».
  • Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
  • В. Бианки «Лесной хор».

Тема № 20:  Итоговое занятие. Оформление альбома «Родной край».

Цель: продолжать знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Методические приемы:  беседа, рассматривание картин и иллюстраций,

чтение произведений, загадывание загадок, оформление альбома.

Материалы: картина П. С. Меньшикова «Дикие животные»,

иллюстрации С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных», фотографии.

Тема № 21:  Беседа  «В гостях у солнышка».

Цель: дать детям понятие о солнечной системе; о солнце, как источнике жизни на Земле.

Методические приемы:  беседа, рассматривание картин, иллюстраций, загадывание загадок.

Материалы: иллюстрации, картины, загадки.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 22:  Экспериментирование «Выращиваем лук на окошке».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях,  необходимых для роста.  

Методические приемы:  беседа, рассматривание луковицы.

Материалы: ящик с землей,  луковицы, стаканчики, лопатки, лейки, палочка длиной 25 см.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 23:  Викторина «Что, где растет, кто, где живет?».

Цель: расширить представление детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приемы:  дидактические игры «Укрась луг цветами», «Чей домик»», «Кто, где живёт?», загадывание загадок.

Материалы:  макеты луга, леса, водоёма, контуры растений и животных этих сред обитания; знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 24: «Наблюдение за сезонными изменениями».

Цель: Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки). Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Методические приемы:  беседа, обсуждение, иллюстрации, картинки по данной теме.

Материалы: атрибуты для подвижной игры «Листопад».

Литература: Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

Тема № 25: Мини-развлечение  «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Цель: Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.        

Методические приемы:  Чтение русских народных песенок и закличек на весеннюю тематику, д/и «Найди настроение, покажи настроение».

Материалы: макеты солнышка, тучки, дождика, иллюстрации первых весенних цветов, дидактический материал для игры.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 26: Экскурсия в весенний парк «Весна пришла!»

Цель: выявить:

 -  уровень сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет,

 выявить представления детей:

- о последовательности изменений в природе весной, среде обитания растений, их многообразии и стадиях роста и развития,

- о группах животных и птиц, о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам,

- о бережном отношении к природе, экологической воспитанности.

Методические приемы:  беседа, обсуждение по данной теме.

Материалы: Мнемотаблицы по временам года, муляжи фруктов овощей и даров леса таблицы на которых изображены подсказки для описания овощей, фруктов, даров леса где растет, цвет, вкус, как используют картинки с изображением диких, домашних животных картина с изображением зверей запись голосов птиц весной картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 27:  Рисование по стихотворению «Жаворонки прилетите, красно лето принесите».

Цель: вызывать у детей эстетические чувства от прилета птиц весной, побуждать детей к творческой изобразительной деятельности.

Методические приемы:  работа с таблицей, дидактическая игра, рассказывание.

Материалы: иллюстрация № 9 «Уроки экологии Л.Б.Фесюкова, материалы для изодеятельности (по желанию детей).

Тема № 28: Викторина «Забота о здоровье».        

Цель: Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Методические приемы:  Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

Материалы: атрибуты для игры, зелёный лук, макеты овощей и фруктов, лимонад, чипсы, шоколадные конфеты и т.д.

Тема № 29:  беседа «Растения, которые лечат».

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями и их полезными свойствами.

Методические приемы:  беседа, обсуждение, загадывание загадок.

Материалы:  плакат «Лекарственные растения», заварочный чайник, мешочки с чаем сказочный персонаж Колобок.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 30: Беседа «Вселенная. Звезды». Аппликация «Космос».

Цель: познакомить детей с основными планетами.

Методические приемы:  беседа, дидактическая игра «Расположи планеты», «Кто знает, тот отвечает».

Материалы: стенд с изображением планет, картон синего цвета, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 31: Игра-инсценировка «По грибы!»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру.

Методические приемы:  дидактические игры, загадывание загадок, инсценировка.

Материалы: большая корзинка, костюмы грибов, макеты грибов, атрибуты для игр и т.д.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 32: Беседа «Царица-водица». Опыт свойства воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.

Методические приемы:  отгадывание загадок о воде, чтение стихов о воде, дидактические игры «Ручеек», «Мы - капельки».

Материалы: глобус, карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком; чайник, стакан с водой, стакан с молоком, стекло и т.д.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 33: Экскурсия в сад. Наблюдение за цветущими, плодовыми растениями.

Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Методические приемы:  беседа, наблюдение за явлениями природы, загадывание загадок, чтение стихотворений.

Материалы: карточки-модели от игры «Когда это бывает», карточки-схемы.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 34: Экспериментирование «Песочные фантазии».        

Цель: расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве; закрепить знания о свойствах песка; развивать образное и логическое мышление; развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; обогащать эмоциональную сферу детей.

Методические приемы:  чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», экспериментирование: «Почему песок сыплется».

Материалы: песок, вода, лопаточки, дощечки, ванночки и т.д.

Тема № 35: КВН  «Природа вокруг нас».

Цель: развитие внимания, смекалки, речи; обобщение, уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах.

Методические приемы:  игра, загадывание загадок.

Материалы: картинки грибов, предметные картинки к коллажу «Лес». карточки-заготовки к конкурсу «Каркающие слова», листы бумаги с кляксами и фломастеры.

Литература: Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО», 2008 г.

Тема № 36: Акция «Посади дерево».

Цель: сформировать представление ребёнка о неразрывной связи человека с природой; учить детей доброте, бережному отношению к природе.

Методические приемы:  беседа, обсуждение.

Материалы: саженцы  деревьев и кустарников, лопаты, ведра с водой, грабли.

Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ:        

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:        

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ:        

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников.

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Список литературы:

  1. «Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников» Москва,  Мозаика-Синтез, 2012 г.
  2. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина,  Л.А.Обухова  Москва «ВАКО», 2008 г.
  3. «Экологическое воспитание дошкольников» Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Автор-составитель Николаева С.Н.. Москва, ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998 г.
  4. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада»  С.Н. Николаева,  Москва.  Просвещение  2010 г.
  5. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
  6. «Воз и маленькая тележка чудес» Зубкова Н.М.  Москва Мозаика-Синтез, 2009 г.
  7. «Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа» авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011 г.
  8. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000 г.
  9. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»      Артемова Л. Н., Москва 1992 г.
  10.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»    Николаева С. Н., Москва 1995 г.
  11.  «Познаю мир» Гризик Т.И. Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник в средней группе"Друзья природы"

Вашему вниманию предлагается празник "Друзья природы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации направления «Познавательное развитие» Ознакомление с природой Средняя группа

(Соломенникова О.А.)по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевойна 2017 – 2018 учебный год...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"

Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....

Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы» для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»

Экологическое летнее развлечение «Мы - друзья природы»для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...

ООД по нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группе на тему «Мой поселок»

Расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме;воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку....