Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей
статья по физкультуре

Волкова Светлана Михайловна
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 %  отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_volkovoy.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 %  отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

        Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.

        Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется нервная и костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

        Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия,  двигательное «голодание», наблюдается как в семье, так и в дошкольной организации. Характерна эта проблема и для нашего детского сада.

        С целью укрепления здоровья детей и развития у них интереса к физической культуре важно использовать в работе вариативные формы повышения двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями. Для этого в детском саду необходимо создавать физкультурно-игровые среды в группах, физкультурный зал и спортивные площадки, ежегодно пополнять их новыми яркими физкультурными пособиями (как традиционными, так и нетрадиционными) и оборудованием.

        Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей приводит к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении.

        Через игры легче всего приобщить ребёнка к занятиям физической культурой. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребёнку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь ещё в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребёнка. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

        На мой взгляд, широкое использование в практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.

        Главная цель подвижных игр – активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух; игра приносит ребёнку положительные эмоции. Всё это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

        Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, воспитанию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников – всё это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры как средства повышения двигательной активности.

        Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.

        Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале важно дать детям общее представление об основных видах движений, создать условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта.

        Однако необходимо помнить, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учётом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приёмов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребёнка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности.

        При разработке рационального двигательного режима нужно не только стремиться удовлетворить биологические потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому я позаботилась об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

        Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

        Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся  общеизвестные виды двигательной деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности.

        Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. Материалы педагогических наблюдений свидетельствуют: воспитатели не всегда уделяют должное внимание прогулкам, особенно в холодное время года. Зачастую они сокращают время их проведения, затрудняются в организации и проведении подвижных игр, что ведёт к снижению двигательной активности.

        Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий воспитателям можно поиграть с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру, в другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому воспитателям следует проводить её двумя подгруппами, составленными с учётом разного уровня двигательной активности детей. Каждая подгруппа выполняет своё двигательное задание в игровой форме. Подвижная игра общая для всех, предлагается с учётом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2-3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться 3-5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляются более строгие требования; добиваться чёткого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает к самостоятельно- сти, творческой активности. Замечено, что если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес падает.

        Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных особенностей детей.

        Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Также воспитателям рекомендуется влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.

        Немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со сверстниками или воспитан-никами соседней дошкольной организации. Это неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группыСФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольной организации, прогулки и походы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

«Ознакомление детей с универсальными подвижными играми и их активное внедрение в самостоятельную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

 Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть....

Презентация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной пед...

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»...

Консультация для педагогов "Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей"

Консультация для педагогов "Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей"...