"Использование здоровьесберегающих технологий при организации режимных моментов в дошкольном учреждении"
статья по физкультуре

Важные задачи педагогов дошкольного учреждения – поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты:

- использование интегрированных занятий, повышающих мотивацию к обучающей деятельности, формирующих уверенность в себе, своих возможностях;

- создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка;

- личностно ориентированное образование дошкольников;

- организация здоровьесберегающей развивающей среды дошкольного учреждения;

- использование на занятиях оздоровительных технологий;

- организацию педагогического процесса в детском саду и семье на основе принципов здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в различных видах деятельности, включают технологии сохранения и стимулирования здоровья, обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Данные технологии включают в себя оздоровительно-развивающие игры, которые позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на физкультурных занятиях.

Во время занятий с детьми по мере утомляемости проводятся динамические паузы продолжительностью 2-5 минут. В них включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально или с подгруппой детей ежедневно.

Гимнастика для глаз осуществляется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время ее проведения используют наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Игровая оздоровительная гимнастика осуществляется ежедневно после дневного сна и длится 6-12 минут. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение (в кроватках), коррекцию плоскостопия, формирование правильной осанки, а также обширное умывание.

Мы используем технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья. Их цели: формирование осознанного отношения к здоровью и жизни человека; накопление знаний о здоровье; развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, а также те, что связаны с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии обучения ЗОЖ.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно по 6-12 минут с музыкальным сопровождением. Использование музыки способствует формированию ритмичных навыков и умений. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и повышают иммунитет. А применение музыки улучшает психологическое и физиологическое состояние организма ребенка.

Внедрение образовательной деятельности с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У дошкольников формируются представления о том, что каждый человек должен сам заботится о себе и своем здоровье.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, использующимся в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Ее цели: проведение психофизической разрядки; развитие познавательных психических процессов; нормализация состояния детей с неврозами и нервно-психическими расстройствами; коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, проводимых в игровой форме. Они организуются 2 раза в неделю и длятся 25-90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, на которых разыгрываются этюды:

- с использованием мимики и пантомимы;

- психотерапевтической направленности;

- на изображение эмоций или качеств характера.

В заключительной части проводится психомышечная тренировка. В ходе занятия организуется «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия по желанию.

Ритмопластика –  метод работы с детьми, основанный на выполнении под музыку пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Ее цели: восполнение «двигательного дефицита»; развитие двигательной сферы; укрепление мышечного корсета; совершенствование познавательных процессов; формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организуется в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Занятия проводят 2 раза в неделю (по 20-30 минут).

Коррекционные технологии.

К данным технологиям относится музыкальное воздействие. Музыка влияет на состояние ЦНС (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Широко используюем музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомления с окружающим миром и т.д.).

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый или группа людей. В своей работе мы используем авторские сказки, в них много поучительного. Их не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дошкольники очень любят олицетворять, обыгрывать их. Используем так же кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников – стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_2.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

при организации режимных моментов в дошкольном учреждении

Важные задачи педагогов дошкольного учреждения – поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты:

- использование интегрированных занятий, повышающих мотивацию к обучающей деятельности, формирующих уверенность в себе, своих возможностях;

- создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка;

- личностно ориентированное образование дошкольников;

- организация здоровьесберегающей развивающей среды дошкольного учреждения;

- использование на занятиях оздоровительных технологий;

- организацию педагогического процесса в детском саду и семье на основе принципов здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в различных видах деятельности, включают технологии сохранения и стимулирования здоровья, обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Данные технологии включают в себя оздоровительно-развивающие игры, которые позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на физкультурных занятиях.

Во время занятий с детьми по мере утомляемости проводятся динамические паузы продолжительностью 2-5 минут. В них включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально или с подгруппой детей ежедневно.

Гимнастика для глаз осуществляется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время ее проведения используют наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Игровая оздоровительная гимнастика осуществляется ежедневно после дневного сна и длится 6-12 минут. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение (в кроватках), коррекцию плоскостопия, формирование правильной осанки, а также обширное умывание.

Мы используем технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья. Их цели: формирование осознанного отношения к здоровью и жизни человека; накопление знаний о здоровье; развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, а также те, что связаны с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии обучения ЗОЖ.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно по 6-12 минут с музыкальным сопровождением. Использование музыки способствует формированию ритмичных навыков и умений. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и повышают иммунитет. А применение музыки улучшает психологическое и физиологическое состояние организма ребенка.

Внедрение образовательной деятельности с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У дошкольников формируются представления о том, что каждый человек должен сам заботится о себе и своем здоровье.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, использующимся в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Ее цели: проведение психофизической разрядки; развитие познавательных психических процессов; нормализация состояния детей с неврозами и нервно-психическими расстройствами; коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, проводимых в игровой форме. Они организуются 2 раза в неделю и длятся 25-90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, на которых разыгрываются этюды:

- с использованием мимики и пантомимы;

- психотерапевтической направленности;

- на изображение эмоций или качеств характера.

В заключительной части проводится психомышечная тренировка. В ходе занятия организуется «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия по желанию.

Ритмопластика –  метод работы с детьми, основанный на выполнении под музыку пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Ее цели: восполнение «двигательного дефицита»; развитие двигательной сферы; укрепление мышечного корсета; совершенствование познавательных процессов; формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организуется в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Занятия проводят 2 раза в неделю (по 20-30 минут).

Коррекционные технологии.

К данным технологиям относится музыкальное воздействие. Музыка влияет на состояние ЦНС (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Широко используюем музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомления с окружающим миром и т.д.).

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый или группа людей. В своей работе мы используем авторские сказки, в них много поучительного. Их не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дошкольники очень любят олицетворять, обыгрывать их. Используем так же кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников – стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ"

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для укрепления психофизического здоровья ребенка дошкольного возраста».

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.         Существуют разнообразные формы и...

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

Подборка речевых игр, стихов и потешек для организации режимных моментов в дошкольных учреждениях.

Использование фольклора в режимных моментах в условиях детского сада Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент ...

Консультация для педагогов «Порядок организации режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  «Порядок организации режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении»...