Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
статья по физкультуре

Масликова Любовь Николаевна

Физическое развитие  дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Масликова Л.Н., инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №1 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

(из опыта работы)

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории, утвержден 1 сентября 2013 года, вступил в силу 01.01.2014 г.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическая культура» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Специфические принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; адекватного сбалансирования динамики нагрузок; циклического построения системы занятий; возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.

Формы физического воспитания:

- физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю, одно из них - на воздухе

- утренняя гигиеническая гимнастика - ежедневно

- физкультурные минутки - ежедневно, по 2-3 минуты;

- подвижные и спортивные игры на прогулке - в течение дня, до обеда и после сна;

- физкультурный досуг - 1 раз в месяц

- физкультурные праздники - 2 раза в год

-индивидуальные формы работы с детьми - по мере необходимости.

В нашем детском саду большое внимание уделяется физическому развитию дошкольников.  Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, мы из года в год добиваемся снижения уровня заболеваемости у детей. В нашем ГБДОУ разработаны соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогают решить задачи интеграции образовательных областей. В практику работы детского сада внедряется проектная деятельность по физическому воспитанию детей. Особое место уделяется двигательной активности дошкольников. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач.

Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям:

- утренняя гимнастика,

- гимнастика после сна,

- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,

- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2013. - 272 с.

2. Сомкова, О. Н. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду/О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец. -  М.: 2013.

3. Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании /Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева . - М.: Книжная палата, 2013. – 173 с.

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Статья о работе ДОУ  по реализации образовательной области "Физическое развитие"...

Физическое развитие дошкольника в условиях реализации ФГОС

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Образовательная область «Фи...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта воспитателя).

Физическое развитие дошкольников в рамках ФГОС(из опыта воспитателя)....

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольный возраст является основным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Стандарты по ФГОС ДО по физическому развитию дошкольников...