Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
статья по физкультуре
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_doshkolnikov_v_uslovii_realizatsii_fgos_do.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Масликова Л.Н., инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №1 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
(из опыта работы)
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории, утвержден 1 сентября 2013 года, вступил в силу 01.01.2014 г.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическая культура» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Специфические принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; адекватного сбалансирования динамики нагрузок; циклического построения системы занятий; возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.
Формы физического воспитания:
- физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю, одно из них - на воздухе
- утренняя гигиеническая гимнастика - ежедневно
- физкультурные минутки - ежедневно, по 2-3 минуты;
- подвижные и спортивные игры на прогулке - в течение дня, до обеда и после сна;
- физкультурный досуг - 1 раз в месяц
- физкультурные праздники - 2 раза в год
-индивидуальные формы работы с детьми - по мере необходимости.
В нашем детском саду большое внимание уделяется физическому развитию дошкольников. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, мы из года в год добиваемся снижения уровня заболеваемости у детей. В нашем ГБДОУ разработаны соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогают решить задачи интеграции образовательных областей. В практику работы детского сада внедряется проектная деятельность по физическому воспитанию детей. Особое место уделяется двигательной активности дошкольников. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач.
Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям:
- утренняя гимнастика,
- гимнастика после сна,
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2013. - 272 с.
2. Сомкова, О. Н. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду/О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец. - М.: 2013.
3. Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании /Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева . - М.: Книжная палата, 2013. – 173 с.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Статья о работе ДОУ по реализации образовательной области "Физическое развитие"...
Индивидуальный подход, как одна из составляющих физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Статья по индивидуализации и взаимодействию со специалистами ДОУ....
Физическое развитие дошкольника в условиях реализации ФГОС
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Образовательная область «Фи...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта воспитателя).
Физическое развитие дошкольников в рамках ФГОС(из опыта воспитателя)....
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольный возраст является основным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкульт...
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Стандарты по ФГОС ДО по физическому развитию дошкольников...