Особенности адаптивной физической культуры пр работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Ловягина Елена Вячеславовна

Основной целью АФК является  максимально возможное развитие жизнеспособности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobenosti_alaptivnoy_fizicheskoy_kultury.docx12.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптивной физической культуры при работе

с детьми дошкольного возраста

                                                                     инструктор по физической культуре

                                                                                                      Ловягина Елена

Адаптивная физическая культура это вид общей физической культуры

для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является

максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего

устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения

оптимального режима функционирования отпущенных природой и

имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-

двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для

максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально

значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов

адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у

него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому лицу

с ОВЗ возможности реализовать свои творческие потенции и достичь

выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых

людей, но и превышающих их. Методика АФК существенно отличается от

обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным

физическим и психическим развитием детей. Необходимо сказать о задачах

АФК, её значении.

 У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:

-способность преодолевать физические и психологические барьеры;

-потребность чувствовать себя здоровым,

-вести активный и здоровый образ жизни;

-осознанное отношение к своим силам;

-способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для

дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

-желание улучшать свои личностные качества;

-стремление повысить умственную и физическую работоспособность;

-компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных

органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с

задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в

количества детей с проблемами в развитии.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания

развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа

реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается

при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса

знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой  интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов,

быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время

значительно возросла. Можно отметить значительный рост нервно-

психических, соматических заболеваний, функциональных расстройств

личности. Актуальность данной работы определяется тем, что в последние

годы увеличивается число детей с задержкой психического развития, это

происходит под влиянием ряда факторов, таких, как неблагоприятные условия

макро- и микро-среды, в которой воспитывается ребенок, наследственные

факторы.

Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуславливающими отклонения в развитии, у многих детей могут отмечаться лишь отдельные, нерезко выраженные двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, ухудшением сна, аппетита. Эти дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Все отклонения со стороны нервной системы у них отличаются изменчивостью.

Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в

эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в

установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх,

тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы

органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень

аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность

психических процессов, гиперактивность.

Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнятьзадания,проконтролировать свою работу.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей,

характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического

развития: незрелос эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.Своевременная организация коррекционного воздействия являетсяосновным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в

2 развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот

период психика наиболее пластична. Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знакуили слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания,

поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание

детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ

деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать

ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что

сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на

короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу

предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму

как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно

принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с

педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного

положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для

одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка

ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих

источников чувства собственной значимости, необходимого для

формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР

можно выделить работу с семьей этого ребенка.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития

представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений,

направленных на повышение познавательного интереса, формирование

произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной

деятельности.

Для развития детей с ЗПР есть масса упражнений. Основные положения

и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте:

сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук;

комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка,

малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой

обруч).

Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных и.п. сидя,

стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов;

дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть

руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков

на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки:

упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног,

скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы);

сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками;

упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения

работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание

крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание

лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком»,

«полоскание белья»);упражнения на сенсорных набивных мячах различного

диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с

различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове ;поднимание на

носки и опускание на пятки с мешочком на голове;

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем

прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления

мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»;

упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и

наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на

укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка»,

«Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток»,

«серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка»,

«медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо

и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по

канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба

по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными

набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание

партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя,

подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми

мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в

стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной

рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках,

удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед,

вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие точности и координации движений: построение

в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между

различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все

задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по

показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе:

медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном

темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном

темпе.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и

360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места

толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех

шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через

г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в

высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча

правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»;

метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание

малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед

собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после

отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками

снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя

руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов

различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска

предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок,

больших мячей и т.д.).

Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка);

ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с

опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через

предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке;

расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на

полу.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по

наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке

одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по

г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты

(мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под

препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель;

перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи;

вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в

подлезании, перелезании и равновесии.

При ЗПР возможна обратимость интеллектуального дефекта, регулярные

занятия адаптивной физической культурой обеспечивают эффективное

взаимодействие человека со средой через движение и коррекцию выявленных

нарушений. Так же результатом является формирование адекватной

двигательной базы для обеспечения нормальной двигательной активности.

Список литературы:

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития /

[Электронный ресурс] - https://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-

raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html

Понятие АФК, Структура и содержание АФВ / [Электронный ресурс] -

http://www.studfiles.ru/preview/2898634/

Особенности детей с ЗПР дошкольного возраста / [Электронный ресурс]

- http://raguda.ru/ds/osobennosti-detej-s-zpr-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 «Использование адаптивных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестацирнный период 2016-2021 год....

Особенности использования познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, к...

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...

Особенности адаптивной физической культуры при работе с детьми дошкольного возраста

К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет пере...

Использование нетрадиционного оборудования по физической культуре в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является ...