« Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре

Елена Михайловна Скорых

Педагогический практикум по физической культуре .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический практикум по физической культуре на тему:

« Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у педагогов умения заботиться о здоровье детей, а так же о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:
1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей и  педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать . Прежде, чем я сообщу тему мастер класса, я хотела бы у вас кое- что спросить.

-Поднимите руку те, кто пришел ко мне с хорошим настроением?

-Похлопайте те, кто желает узнать что- то новое?

-Постучите те, кто считает, что от нашей встречи можно извлечь много интересного?

-Встаньте те, кто готов активно сегодня участвовать?

Молодцы! А теперь мне бы хотелось, что бы все размялись и сплотились. Попрошу всех выйти в центр зала. Разбейтесь на тройки, возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Точка опоры». Сейчас у каждой тройки по 6 точек опоры – это по 2 ноги у каждого. Я называю цифру, например, 3 и у вас должно остаться 3 точки опоры. Что нужно сделать? Правильно, поднять по одной ноге. ( 5, 9, 8, 4, 11)

Вот мы с вами немного взбодрились, размялись и конечно же сплотились, ведь мы педагоги должны сплоченно работать, как с друг другом, так и с родителями. Ведь для решения всех задач главное сплоченность в работе, взаимовыручка и взаимопомощь.

А теперь переходим к теме нашего мастер класса «Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у педагогов умения заботиться о здоровье детей, а так же о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:
1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей и  педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

 

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка, которую мы должны формировать у детей, но и у себя обязательно.

Здоровье педагога … Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

Здоровый педагог – здоровые дети.

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как воспитатель несет ответственность не только за развитие, воспитание, обучение воспитанников ДОУ, но, и самое главное мы несем ответственность за здоровье воспитанников. Мы на своем примере должны приучать детей к здоровому образу жизни.

Я хочу предложить вам цветик - семицветик, каждый лепесток это определенное задание.

1.Красный лепесток - Дать определение понятию «Здоровье».

Выслушать предложенные  ответы педагогов.

 Как трактует это определение Всемирная организация здравоохранения - «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Скажите, а какие факторы влияют на здоровье детей?   (Наследственность, Экология, Развитие здравоохранения, Образ жизни) Если на первые три фактора мы с вами повлиять ни как не можем, то последний фактор полностью зависит от нас. Ведь именно мы должны прививать в детях привычку к здоровому образу жизни.

                                         

2.Оранжевый лепесток - Назовите виды здоровьесберегающих технологий ? 

(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика после сна, самомассаж, сказкотерапия, ритмопластика,).

И как уже было сказано, мы должны на своем примере прививать в детях привычку к ЗОЖ. Делаем утреннюю гимнастику обязательно с детьми, так вы и сами немного разомнетесь, ведь, что говорить, очень многие просто не успевают делать зарядку дома.

Так же гимнастику после сна, делаем ее тоже вместе, хоть вы и не спали, но вы провели тихий час в сидячем положении, вы кропотливо писали планы, конспекты, готовились к занятию, что-то вырезали и т.д. , поэтому ваш организм скажет вам «огромное спасибо», если вы тоже сделаете гимнастику.

3.Желтый лепесток -«Придумай слово на заданную букву»

Педагоги по очереди придумывают и называют слова, связанные по смыслу с темой встречи. Заданные буквы: З, Д, О, Р, О, В, Е.

1. «3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.

2. «Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.

1. «О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи,

2. «Р» - развитие, радость, режим дня, рыба, рыбий жир, растения.

1. «О» - опрятность, осторожность, отдых, обоняние.

2. «В» - вода, воздух, витамины.

Вместе. «Е» - еда,ежевика, единство.

 Все это в единстве и совокупности и есть здоровье.

4.Зеленый лепесток –  «Волшебный мешочек»

Достать из мешочка предмет и определить, с какой целью в оздоровлении он может быть использован.

  1. фасоль (развитие мелкой моторики рук, дыхательная гимнастика)
  2. мыло (формирование навыков личной гигиены)

3) диск (музыкотерапия, релаксация)

4) апельсин (аромотерапия, витаминизация)

5) мыльные пузыри (дыхательная гимнастика,)

6) кукла (игротерапия)

7) перчатка (пальчиковая гимнастика)

8) цветок (цветотерапия)

9) цветные карандаши (арт-терапия)

10) су-джок (массаж)

Все это мы можем использовать в режимных моментах, для привития привычки к ЗОЖ детей дошкольного возраста.

5. Голубой лепесток - Миогимнастика «Внуки в гостях»

Миогимнастика- это своего рода лечебная физкультура, которая направлена на развитие, профилактику и лечения разного рода отклонений в области челюсти. А мы с вами прекрасно знаем, что с каждым годом все больше и большне детей, которые нуждаются в консультациях у логопеда, ортодонта.

Я предлагаю сейчас вместе со мной сделать гимнастику, которую мы так же можем использовать с детьми. А нам педагогам она полезна для тренировки мышц речевого аппарата.

Жили - были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые - лишь кожа и кости (втягиваем щёки).  

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),  

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

6. Синий лепесток игры с фитболом.

Мячи -фитболы , относятся к физическому инвентарю нового поколения. Разнообразные упражнения с фитболами обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Так как тема нашего практикума «Здоровье», то я вам в кратце расскажу про оздоровительные задачи:

  • Формирование навыков правильной осанки.
  • Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике
  • Укрепление крупных и мелких мышечных гркпп туловища и конечностей
  • Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
  • Тренировка вестибулярного аппарата
  • Нормализация психоэмоционального состояния и т.д

Фитболы можно использовать в :

- Общеразвивающие упражнения

-Музыкально- ритмически

-Динамических упражнениях

-Подвижные игры высокой интенсивности

-Подвижные игры малой интенсивности

-Игры соревновательной направленности

-Игры-эстафеты

 

Вашему вниманию хочу предложить пару игр. Например, игра «Зайка» для детей 2 мл.группы. (На полу в произвольном порядке лежат фитболы по количеству игроков. Дети произносят текст и выполняют движения.

Зайка шел, зайка шел, зайка шел…

Шагают по площадке между мячами

Капусту нашел

Подходят к любому свободному фитболу

Сел. Поел. Встал.

Садятся на фитбол, выполняют имитационные движения, встают

И дальше пошел

Шагают в разных направлениях.

Всем известная игра «Мы- веселые ребята»

Игроки сидят на мячах в шеренге на одной стороне площадки, водящий – ловишка сидит на мяче в центре зала лицом к игрокам. Дети хором произносят:

Мы-веселые ребята,

Любим, прыгать и скакать, ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три!

С последующими словами игроки прыгают на мячах на другую сторону площадки, а ловишка их догоняет и пятнает.

7. Розовый лепесток – Релаксация.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. При релаксации обязательно используется музыка. Музыка  способна изменять психическое и физическое состояние каждого человека. Одни мелодии доставляют радость, улучшают настроение. Другие - замедляют пульс, нормализуют давление. Слушая классическую музыку можно снять или облегчить головную боль.

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия.

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

«Водопад» (выполняется под класс. Музыку)

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Упражнение «Калоши счастья»

«Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана  Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фея счастья  подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

1.Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

2.Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

3.На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

4.По дороге на работу вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги

5.Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

6.Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

7.Вас бросил муж.

• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

• Больше времени на хобби.

8.Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

Свое выступление я хотела бы закончить словами Гиппократа «Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь»      

На этом наш мастер- класс заканчивает свою работу. Надеюсь, что Вы приобрели новые практические знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.  Всем спасибо и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  дошкольного возраста  через формирование  у них представления о здоровом о...

Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...