Игровой самомассаж на физкультурных занятиях в детском саду
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Гаврилова Марина Анатольевна

    Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

    Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины.

    Игровой самомассаж способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.

    Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности: во время закаливания, гимнастики после сна, физкультминуток, динамических пауз, часов здоровья и т.д.

    Глубокое влияние оказывает игровой самомассаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва. При нежном медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышается раздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервную систему атмосфера проведения игрового самомассажа, теплый воздух, приглушенный свет, приятная спокойная музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж

    Самомассаж – массирование разных групп мышц или всего тела своими руками,

                              без помощи другого человека.

   Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

    Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

    Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины.

    При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

   Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу.

    Эти игровые самомассажи вы можете включать не только в режимные моменты дня, но непосредственно в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна.

    Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.

    Игровой самомассаж способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе. 

    Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности: во время закаливания, гимнастики после сна, физкультминуток, динамических пауз, часов здоровья и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком. Можно использовать многократно в течение дня.    

   

    Можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально.

    Длительность одного сеанса 2 – 10мин, каждое движение выполняется в среднем

4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько приемов, причем они могут варьироваться в течение дня.

    При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:

  • поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы;
  • растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы;
  • разминание - основной прием, который осуществляется короткими  движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением;
  • поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой;
  • потряхивание;
  • постукивающие, похлопывающие движения.

При упражнении пальцев рук применяем следующие приемы:

  • вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
  • растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:

  • ходьба по массажным коврикам,  по ребристым дорожкам.

Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения для рук и пальцев рук:

  • упражнения в игровой форме «Паучок», «Прогулка», «Рукавицы» и другие;
  • многочисленные пальчиковые гимнастики.

С целью  развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины:

  • игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
  • упражнения на мяче (большом).

Для профилактики нарушения осанки используем упражнения для тела:

  • упражнения «Лисонька», «Лягушата», «Мурочка -Снегурочка» и другие;
  • упражнения специальными и самодельными массажерами.

    В конце физкультурного занятия для снятия мышечного напряжения проводятся релаксационные, мимические, имитационные упражнения.

    Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников:

  • дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки;
  • оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др.;
  • выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую    моторику;
  •  способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям;
  • содействуют развитию речи: стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.

    Проблема поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста на основе обеспечения тренирующего эффекта и оздоровительной направленности занятий по физической культуре является актуальной, что доказывает педагогическую целесообразность педагогического опыта, одним из наиболее эффективным средств является игровой самомассаж  благодаря следующим возможностям:

  • выбор упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развитие двигательных качеств;
  • индивидуализация педагогических воздействий;
  • относительно точное дозирование физической нагрузки;
  • согласование содержания упражнений на занятиях с программным материалом;
  • применение в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;
  • одновременное и самостоятельное выполнения упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.

    Нервная система первая воспринимает действие игрового самомассажа, т.к. в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность упражнений, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

    Глубокое влияние оказывает игровой самомассаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва. При нежном медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышается раздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервную систему атмосфера проведения игрового самомассажа, теплый воздух, приглушенный свет, приятная спокойная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное сопровождение физкультурных занятий в детском саду

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре. Моя...

Семинар "Физкультурное занятие в детском саду"

   В данном семинаре раскрывается структура и содержание физкультурного занятия, методы его проведения и определения физиологической нагрузки.      Чтобы успешно р...

Физкультурные занятия в детском саду летом.

Занятия даны в виде сетки. Учтены различные спортивные игры на свежем воздухе. Рекомендуется для проведения в летний период....

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

"Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий." Л.И.Пензулаева

quot;Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. "  Л.И.Пензулаева...

«Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях в детском саду»

laquo;Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях в    детском саду»...