Консультация для педагогов "Виды утренней гимнастики и возможности её использования"
консультация по физкультуре

Надеева Анна Андреевна

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Бумбин Орн»

Консультация для педагогов

«Виды утренней гимнастики и возможности её использования»

Подготовила: воспитатель

Надеева Анна Андреевна

г. Элиста 2021г.

Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка —
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Какой должна быть утренняя гимнастика?

1. Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.

2. Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.

3. Доступной. Упражнения должны быть достаточно простыми,  чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

4. Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

5. Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка.

Формы утренней гимнастики.

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;

обыгрывание какого-нибудь сюжета«На прогулке»«Мы отправляемся путешествовать»,

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

Для проведения утренней гимнастики используются нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы (комплексы танцевально-ритмических движений с музыкальным сопровождением) 

К нетрадиционным формам относят и игровой стретчинг.

- Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах.

Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?

Вводная часть: решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение.

Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упражнения) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.

Основная часть

Укрепление основных мышечных групп, формирование правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

Заключительная часть: ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка.

В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровье сберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

1. упражнения на восстановление дыхания.

2. Пальчиковые гимнастики.

3. Упражнения для глаз.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования

Показатели

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Продолжительность утренней гимнастики

5-6 мин

6-7 мин

7-8 мин

8-10 мин

Количество ОРУ

3-4

4-5

5-6

6-7

Дозировка

3-4 раза

4-5 раз

5-6 раз

5-6 раз

Продолжительность непрерывного  бега (подвижной игры с элементами бега)

15 с

15-20 с

20-25 с

25-30 с

Утренняя гимнастика традиционной формы проведения условно объединяет три части: вводную, основную и заключительную. Содержание данных частей, длительность и методика проведения раскрыты в таблице.

Схема построения утренней гимнастики

Содержание частей

Методика проведения

Длительность

Вводная часть

Строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения.

Завершается перестроение на ОРУ.

Исключить длительные бесцельные движения и прыжки, давать четкие распоряжения, команды, продумать ритмическое сопровождение

Ранний возраст – 1-1,5 мин;

Младший дошкольный – 1.5-2 мин;

Средний2-2,5 мин;

Старший – 2,5-3мин.

Основная часть

Комплекс ОРУ на разные мышечные группы, с разных и.п.

 

Подвижная игра средней интенсивности

Продумать комплекс общеразвивающих упражнений и методику его проведения (раздачу пособий, размещение детей).

При выборе ОРУ и подвижной игры ориентироваться на рекомендации руководителя физического воспитания

Ранний возраст – 2,5-3 мин;

Младший дошкольный – 3-3,5 мин;

Средний3,5-4 мин;

Старший – 4-5 мин.

Заключительная часть

Медленная ходьба, динамические и статические дыхательные упражнения, подвижная игра малой интенсивности, упражнения в расслаблении

Исключить интенсивные движения

Ранний возраст – 1 мин;

Младший дошкольный – 1 мин;

Средний1,5-2 мин;

Старший – 1,5-2мин.

Использованная литература:

1.  Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеева инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. Мозаика-синтез, 2019. – С.139 - 299

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1972. С. 203 – 208.

3. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Мн, «Вышэйшая школа», 2013. С.288

4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2000. – С.120 – 122.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Консультация для педагогов.

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоциона...

«Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Консультация для педагогов.

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального...

Консультация для педагогов "Виды утренней гимнастики и возможности ее использования"

quot;Виды утренней гимнастики и возможности ее использования"...

Консультация для педагогов. «Виды утренней гимнастики и возможности её использования»

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального...

Консультация для педагогов. «Виды утренней гимнастики и возможности её использования»

Консультация для педагогов. «Виды утренней гимнастики и возможности её использования»...

Консультация для педагогов «Виды утренней гимнастики и возможности её использования»

Утренняя гимнастикаУтренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для подн...