по тестопластике на тему : «Солнечный цветок»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Шабанова Яна Витальевна

Методическая роразхзраб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Программа курса

                                 Робототехника для дошкольников

        Информатизация и технология современного мира оказывает влияние на людей с самого детства. Информатизация и технологизация не только изменили среду жизнедеятельности взрослого человека, но и оказали влияние на формирование детской среды.                                                               Одной из задач педагогов и родителей  является не только приобщение детей к технологическому миру, а также снижение рисков негативного влияния технологического мира на развитие креативности, любознательности, воображения , а также положительного влияние на эмоциональную, мотивационную сферу современного ребенка.

      Детская школьная   робототехника ­ это то направление, которое позволит не только приобщить детей дошкольного возраста к современным технологиям, но и одновременно будет способствовать развитию внимания, оперативной памяти, мышления и воображения, творческой активности и самостоятельности. Занятия робототехникой позволят приобщить детей к работе в команде, что позволит в естественных ситуациях общения    со сверстниками и педагогом развивать коммуникативные умения, в том числе речевых функций. 

       Программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей    программы   технической направленности   курса            «Игровая робототехника» 

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая робототехника»      направлена на создание благоприятных условий развития  

 ● каждого ребенка в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, склонностями и интересами; 

 ● способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта  отношений с самим собой, другими детьми и педагогом;

  ориентирована ​  ​на формирование 

 ● общей культуры детей, их социальных и интеллектуальных качеств, ответственности, инициативности.     

( Можно дополнить) 

 

        Программа  «Робототехника для дошкольников»  составлена на основе  программы «Игровая робототехника». Программа рассчитана на определение целей, постановку задач и их решение в педагогической деятельности дошкольного отделения гимназии №70 Петроградского района Санкт-Петербурга. 

  1.  Цели и задачи программы

     Цель программы- обеспечение развития логического, пространственного и конструкторского мышления, активизация познавательной деятельности детей через внедрение робототехники ( и еще каких модуле?), развитие творческих способностей соответствующих требованиям современного общества.

  Цель реализуется через решение следующих задач, соответствующих ФГОС дошкольного образования:

формирование 

  ● личной ответственности за результаты своей деятельности на примере   разработки собственных и совместных проектов; 

  ● уважительного отношения к самому себе, взрослым и сверстникам;

  ● умений совместной работы в команде, договариваться, выслушивать и  принимать альтернативную точку зрения, учитывать интересы и чувства  сверстников, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно выражать свои чувства;

  ● корректного поведения в коллективе; 

  ● основ безопасной технологической деятельности.  ( можно дополнить)

      Цель  реализуется посредством использования форм, методов и приемов организации развивающей деятельности детей, соответствующих их возрастным и  индивидуальным психолого-физиологическим особенностям, ориентации на интересы и возможности каждого ребенка.

            Использование педагогических методов и технологий: (можно дифференцировать более подробно)

     ​Словесные, наглядные, практические,   репродуктивные, объяснительно­иллюстрированные, проблемные, частично­поисковые и исследовательские.  Обязательное чередование   различных педагогических технологий (преимущественно, игровых и проектных,  включая выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов),просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, организация и проведение конкурсов    и соревнований по робототехнике. Применение ИКТ. Методы стимулирования и  мотивации обучения (занимательные и развивающие игры, конкурсы и соревнования,  просмотр тематических видеофильмов и мультфильмов). 

  1.  Принципы и подходы к формированию программы

     Мир современных детей наполнен разнообразными техническими объектами, интерес к которым проявляется с самого раннего детства. Развитие цифровых технологий, в том числе робототехники, как приоритетных технологий будущего, поэтому

           ● ориентация на ​развитие ​детей, расширение их представлений об окружающем    мире и технико­технологической среде.

          ●  использование междисциплинарного подхода для отбора и структурирования  содержания обучения; 

          ●  системная реализация подхода  развития и воспитании в процессе знакомства с  основами робототехники и 3D­прототипирования; 

          ●  обеспечение единого процесса социализации­индивидуализации с учетом  потребностей, возможностей и способностей каждого ребенка для обеспечения     обогащенного  развития детей; 

          ●  использование электронного учебно­методического комплекса для педагога с   разработанными методическими материалами по каждому уроку (технологическая карта, методические рекомендации, презентационные  материалы). 

( можно дополнить или изменить)

               Целевая аудитория в дошкольном образовании: дети 5-6 лет. Дети дошкольной возрастной группы будут изучать робототехнику в рамках образовательной области «Познавательное развитие», что представляет из себя пропедевтическую подготовку к дальнейшему изучению креативного программирования, робототехники и 3D-прототипирования в предметных курсах «Технология», и «Информатика». (Можно дополнить причинами выбора изучения робототехники)

  1.      Содержание программы

                                 Учебный  план

п/п

Название раздела,

темы

 Количество часов

Формы

аттестации\

Всего

Теория

Практика

контроля

1

Введение в

робототехнику

      3

     2

       1

Мини-проект

2

Язык программирования

Scratch

   

     15

     

     5

 

     10

2.1

Основная часть

     12

     5

      7

2.2

Итоговая работа

      2

      2

Мини-проект

сцена

2.3

Подведение итогов

      1

       1

                                   

                            Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в робототехнику 

Что изучает курс «Свободная робототехника»? Определение   собственных целей  изучения курса. Первичное тестирование детей, направленное на выявление развития памяти, внимания, логического, пространственного, конструктивного мышления. Беседа «Что мы знаем о роботах?» Обсуждение плана эссе­размышления на тему «Для чего нужны   роботы человеку». Мини­проект “Мой помощник Робот”: рисунок, устный рассказ.

Раздел 2. Язык программирования ScratchJn                                                                                    

Кто такие программисты? Что общего и в чем отличия компьютерной программы и программы спектакля в детском театре. Что нам предлагает компьютер ( как он думает).

Основная часть 2.1  Знакомься, я- ScratchJn. Изучаем экран ScratchJn. Работаем по представлению (создаем героя). Формируем пространство для героя, выбираем геометрические фигуры, соединяем их и составляем инструкции (скрипт). Задаем движения (трансформации) при помощи алгоритма. Наполняем новые слайды различными объектами (животными)- объекты и спрайты. Создаем возможности для развития творческого потенциала детей при создании новых. Путешествуя по разным уголкам планеты, вводим новые понятия, применяем звуковые эффекты, наполняем слайды спрайтами, которые выполняют движения ( трансформации).Создаем условия для развития творческого потенциала детей.

Итоговая работа 2.2 Создание мини-проектов в ScatchJn. Играем в театр- сцена.

Подведение итогов 2.3 Игровые приемы при защите мини-проектов. Повторное тестирование.

                                         Тематическое   планирование

Тема

Цели

1

Представление о роботехнике (сказка или рассказ)

  1. Первичное тестирования направленное на выявление развития памяти, внимания,             логического, пространственного, конструктивного мышления
  2.  Формирование представлений по заданной теме.
  3. Развитие коммутативных функций.

2

Изображение робота

  1. Формирование представление о роботе и о их виде.
  2. Развитее воображения и мелкой моторики.

3

Введение новых понятий (алгоритм)

  1. Формирование представление о понятии алгоритм.
  2. Формирование ориентира в пространстве.
  3. Формирование работы в команде ( умение договариваться, действовать сообща), для результативной совместной работай.

4

Знакомство с ScratchJn.

  1. Знакомство с техникой безопасности.
  2. Первоначальное представление об устройстве.
  3. Организация рабочего пространства.

5

Создание героя

  1. Умение работать по своему представлению.
  2. Работа с цветовой гаммой.
  3. Развитие решительности (креативности) в своих действиях.

6

Создание и возможности изменения пространства героя. Создание новых слайдов.

  1. Знакомство с функциями кнопок на панели задач.
  2. Умение формировать пространство для героя.
  3. Изучение геометрических фигур

7

Создание алгоритма для движения

  1. Использование кнопок на панели задач для создания алгоритма движения.
  2. Применение инструкции для создания алгоритма.
  3. Формирование положительных эмоций от результатов работы.

8

Знакомство с командами по изменению (трансформации) героев.

космос.

  1. Знакомство с новыми функциями кнопок на панели задач.
  2. Развитие творческих способности детей( изменение героя в зависимости от поставленных задачей)
  3. Продолжаем развивать навык работы с  ScratchJn.

10

Введения нового понятия цикличность для работы с героем. Путешествие по разным уголкам планеты.

Подводный мир.

  1. Закрепление команд по созданию цикличности.
  2. Составлять программу с повторяющейся структурой.
  3. Формирование причина-следственных связей.

9

Введение звукового эффекта при создании алгоритма на ранее созданных слайдах.

  1. Закрепления команд по созданию звукового эффекта.
  2. Развитие творческих способности детей( при создания звукового эффекта)
  1. Продолжаем развивать  навык работы с  ScratchJn.

11

Путешествие по разным уголкам планеты. Джунгли.

  1. Умение использовать кнопки на панели задач для реализации поставленной цели.
  2. Развитие творческих способности детей.
  3. Выявляем  навык работы с  ScratchJn.

12

Путешествие по разным уголкам планеты. Пустыня.

  1. Умение использовать кнопки на панели задач для реализации поставленной цели.
  2. Развитие творческих способности детей.
  3. Выявляем  навык работы с  ScratchJn.

13

Путешествие по разным уголкам планеты.

Холодные места планеты.

  1. Умение использовать кнопки на панели задач для реализации поставленной цели.
  2. Развитие творческих способности детей.
  3. Выявляем  навык работы с  ScratchJn.

14

Введение звукового эффекта при создании алгоритма на ранее созданных слайдах.

  1. Закрепления команд по созданию звукового эффекта.
  2. Развитие творческих способности детей( при создания звукового эффекта)
  3. Продолжаем развивать  навык работы с  ScratchJn.

15-16

Создание сцены

  1. Уметь и применять практическое знание в ScratchJn
  2. Предъявление результата творческой деятельности в ScratchJn.
  3. Формирование ответственного отношения к выполнению поставленной задачи.

17

Составления рассказа по созданным слайдам

  1. Закрепление навыков работы в ScratchJn.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование по результатом работы детей положительной мотивации к образовательному процессу.

18

Подведение итогов

  1. Проявление сформированных навыков ScratchJn.
  2. Повторное тестирование.

 

  1.   Планируемые  результаты

         Ожидаемые результаты освоения программы «Робототехника для дошкольников»:

● сформировать устойчивый интерес к робототехнике, проектной, исследовательской и конструкторской деятельности; ●сформировать понимание личной ответственности за результаты своей деятельности; ●сформировать уважительное отношение к самому себе, взрослым и сверстникам; ●сформировать умения совместной работы в команде, договариваться,выслушивать и принимать альтернативную точку зрения, учитывать интересы и  чувства сверстников, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно  выражать свои чувства; ●сформировать навыки корректного поведения в коллективе;                          ●сформировать первичные умения  безопасной технологической  деятельности.                                                                                                                               ● умения выражать свои мысли, потребности, строить логически  взаимосвязанные предложения в ситуациях общения, аргументировать и   обосновывать свою позицию;                                                                             ● развитие мышления, оперативной памяти, внимания и воображения,  реализуемых в разных видах творческой конструкторской, проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах, занимательных и развивающих  играх, соревнованиях;                                                                    ● умений осознанно принимать и выполнять условия совместной деятельности и   совместно принятых норм поведения;                                                                    ● первичные оценочные умения, в том числе самооценка результатов личной   проектной деятельности и экспертная оценки результатов проектной   деятельности своих сверстников в области основ робототехники;  ● первичные коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия в  детском коллективе.                                                                                                   ● сформировать первичные сведения о роботахи3D­принтерах,их назначен и возможностях использования в быту и на производстве; о цифровых  лабораториях и их назначении; о проектах и проектной деятельности об управлении роботом, об основах языка  программирования ScratchJn.

( Нужен ли этот раздел в программе?)

       2. Организационно­педагогические условия 

   2.1. Условия реализации программы  

Материально­техническое обеспечение: 

Характеристика помещения для занятий по программе (Приложение 1)           ●Помещение площадью 15­20 кв. м.                                                                       ●Рабочее место преподавателя (администратора)                                                  ●Рабочее место ученика (15 посадочных мест)                                                     ●Игровая зона                                                                                                           ●Стеллаж для хранения комплектов оборудования   

 Оборудование, необходимое для реализации программы в расчете на одного  обучающегося (Приложение 2):                                                                                1.Ноутбук                                                                                                                             2.ScratchDuino.Лаборатория                                                                                        3. ScratchDuino.Робоплатформа                                                                            . 4.Электронный конструктор “Знаток 320 схем”                                                   5.3D принтер RUBOT Mini (один на кабинет)     

 Информационное обеспечение​:  Официальный сайт РОББОКлуба http://robboclub.ru​/  Официальный сайт ScratchDuino http://www.scratchduino.ru/  Файл­сервер http://files.scratchduino.ru/  Wiki ScratchDuino http://wiki.scratchduino.ru/  Группа ScratchDuino на Google+ https://goo.gl/uVRm6D 

Видеоканал ScratchDuino на YouTube  https://goo.gl/Y5jDz8                               Группа Вконтакте  ​http://vk.com/scratchduino                                                                                        Адрес русскоязычной техподдержки support@scratchduino.ru                                                                                            Кадровое обеспечение​.  Для реализации дополнительной общеразвивающей программы технической направленности  «Игровая робототехника»  педагог должен:                             ● иметь высшее или среднее профессиональное образование в области    дошкольного образования;                                                                      ● пройти повышение квалификации по дополнительной профессиональной   программе «Теория и методика преподавания образовательной  робототехники», 72 часа.   

 2.2. Оценочные материалы. Формы  аттестации           

                                      ПЛАН оценивания учеников                                                                                      (для ведения дневника преподавателя)               

Стратегии оценивания

До начала занятий

Во время занятий

В завершении занятий

Выявление потребностей учащихся

Собеседование с  ребенком в  присутствии  педагога­ психологом. Беседа с  родителями  (законными  представителями) 

Таблицы наблюдения за учеником,которые заполняются педагогом.

Рисуем:Что узнали?Чему научились?

Поощрение самостоятельности и взаимодействия

Обсуждение и составление плана работы с группой и каждым учеником (план помогает определить цели,выработать пути для их достижения,определить критерии оценки)

Самооценка и рефлексия по итогам занятия.Обратная связь от сверстников в виде высказываний(организуется педагогом) Наблюдения за работой детей позволяет определить навыки совместной деятельности.

Ученики готовят и вручают друг другу самостоятельно выполненные стикеры «Спасибо,Друг!»При вручении говорят,за какие добрые дела и поступки.

Мониторинг прогресса учащихся

Опора на личный опыт учеников-изучение его работ,интересов,достижений.

Неформальные наблюдения и интересные случаи.Статистика работ учащихся,выступления с мини-проектами ит.д.

Сертификаты вручает преподаватель всем детям «Талант робототехники», «За лучший проект по управлением роботом» и т.д.

Демонстрация понимания и применение новых знаний

Отзывы родителей

Файлы работ учеников,отзывы родителей

Переход на следующий уровень программы в начальной школе

2.3. Список литературы   

 Литература для педагогов

  1. Вострикова Е.А. ScratchDuino.Лаборатория: руководство пользователя /   Е.А.Вострикова, Л.С.Захаров, Е.А.Львова. — СПб: Множительный центр ЗАО   «Тырнет», 2015. — 53 с.                                                                               2. Вострикова Е.А. ScratchDuino.Робоплатформа: руководство пользователя /  Е.А.Вострикова, Л.С.Захаров, Е.А Львова. — СПб:Множительный центрЗАО «Тырнет», 2015. — 70 с.                                                                                           3. Каталог сайтов по робототехнике — полезный, качественный и наиболее полный      сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа:     http://robotics.ru/​ (дата обращения: 02.07.2015)                                                                                  4. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление  инженерно­технического творчества школьников [Текст]: учебное пособие /    Т.В.Никитина. — Челябинск: Изд­во Челяб. гос. пед. ун­та, 2014. — 169 с. Режим        доступа: ​http://goo.gl/s9UIdU​ (дата обращения: 02.07.2015)                                                                                  5. Образовательная робототехника Режим доступа: wiki.tgl.net.ru/index.php/Образовательная_робототехника​ (дата обращения: 02.07.2015)                                                                                   6. Креативное программирование / К. Бреннан, К. Болкх, М. Чунг Режим доступа: :     https://goo.gl/OJJy4c​ ​ (дата обращения: 09.09.2016) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии «Солнечный цветок».

Цель: воспитывать экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира. Продемонстрировать детям цикл жизни растений на примере подсолнуха. Научить практическим умениям посадки се...

конспект нод по тестопластике в старшей группе "Солнечный цветок"

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на...

на тему: «Солнечный цветок» (Тестопластика)

Конспект занятия на тему : «Солнечный цветок» (Тестопластика)...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (тестопластике) в старшей группе на тему "Солнечный цветок"

Организовать деятельность детей по обогащению и систематизаций знаний о подсолнечнике и его значении в жизни человека.Организовать деятельность детей на формирование и развитие интереса к художественн...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы по теме: Рисование «Солнечный цветок».

Цель:  Учить передавать красоту цветов одуванчиков, форму листьев.Совершенствовать навыки смешивания красок на палитре для получения оттенков.Развивать композиционные навыки: расположение растени...

План- конспект Непосредственной Образовательной Деятельности Образовательная область: Познание Тема: «Солнечный цветок»

План- конспектНепосредственной Образовательной ДеятельностиОбразовательная область: ПознаниеТема: «Солнечный цветок»...