Роль спортивных занятий в индивидуальной комплексной коррекционной программе для ребенка с аутизмом
статья по физкультуре

Бородулина Елена Владимировна

Роль спортивных занятий в индивидуальной комплексной коррекционной программе для ребенка с аутизмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУВО «Борисоглебский

ЗРЦДПОВ«Журавлик»

Инструктор по физической

культуре Бородулина Е В

Роль спортивных занятий в индивидуальной комплексной коррекционной программе для ребенка с аутизмом

При составлении комплексной коррекционной программы для ребёнка с аутизмом специалистам и родителям всегда трудно сделать выбор. Наши дети затрудняются почти во всех жизненных областях, и задача специалистов — правильно определить приоритеты. Нельзя объять необъятное и дать ребенку все сразу. Ограничены наши родительские, душевные, материальные и просто временные ресурсы. Кроме того, при интенсивном вмешательстве дети с аутизмом очень загружены коррекционными занятиями, и мы боимся «перегнуть палку». Именно поэтому спортивные занятия оказываются последними в списке задач, и часто до них не доходит очередь.

Действительно, на первый взгляд, ребенку, затрудняющемуся в коммуникации, самообслуживании и не имеющему простых академических навыков, не до занятий спортом. По мнению некоторых родителей, вещи, за которые идёт борьба при аутизме, «поважнее, чем бегать и прыгать». Но если посмотреть на это глубже, то оказывается, что спорт очень сильно поможет ребёнку в развитии именно тех самых необходимых навыков, которые являются базой для обучения.

Понимание, что спорт не вытесняет обучение другим навыкам, а является их катализатором, поможет правильно построить коррекционно-развивающий процесс для ребенка с аутизмом. Для того чтобы доказать это утверждение, рассмотрим различные качества, умения и навыки, формируемые и развиваемые на индивидуальных занятиях физкультуры, обучение которым — задача любых программ коррекционной работы с детьми, имеющими РАС.

 Исполнение инструкций, сотрудничество — одна из первых целей любой коррекционной программы. Любое занятие не только физкультуры, основываются на умениях выполнять инструкции и сотрудничать с педагогом.

Исполнение инструкций в открытом пространстве. Большинство подготовленных детей с аутизмом могут работать много часов за столом. Они хорошо и без возражений выполняют требования педагога, сидящего напротив. При этом в публичных местах они становятся совсем неуправляемыми. Это происходит потому, что дети не приучены к исполнению инструкций, даваемых издалека. Команды даваемые с расстояния  помогают ребенку научиться воспринимать обращение, данное с большого расстояния.

Имитация. Не нужно объяснять, что имитация является базой любого обучающего процесса. Что лучше занятия физкультурой поможет развить моторную имитацию?

Коммуникация. Спектр аутизма очень широк, и каждый ребенок имеет свои особенности. Даже ребенок с очень низким уровнем коммуникации может отработать начальную стадию общения с помощью простейшей игры в мяч (инструктор по полу катит мяч к ребёнку, а ребёнок толкает его обратно к инструктору). Ребёнок с несколько более высоким уровнем коммуникации и умением управлять мячом может бросать мяч инструктору  и принимать его обратно. Успешно выполненное упражнение подкрепляется глазным контактом и хлопком рук инструктора и ребенка «дай “пять”», выражающим одобрение. Естественно, уровень коммуникации постепенно повышается.

Моторные навыки. Многие из наших детей страдают трудностями в этой области. Неуклюжесть детей с РАС, проблемы планирования движения, гипо- или гипертонус мышц есть почти у всех. Спортивная деятельность повышает ловкость, улучшает координацию, формирует умение управлять своим телом и манипулировать предметами (например, мячом); часто после занятий дети перестают ходить на носочках и становятся спокойнее.

Концентрация внимания. Многие дети с аутизмом страдают дефицитом внимания. Доктор Гимпель, детский психиатр и невролог, часто рекомендует детям перед напряженной умственной деятельностью позаниматься спортом. Он советует такие виды спорта как бег или прыжки. По мнению доктора Гимпеля, концентрация внимания сильно улучшается после такого вида деятельности.

 Быстрота реакций. Одна из серьезных проблем наших детей — медленная реакция. Ответ на простой вопрос «как тебя зовут?» может занять несколько секунд. Спортивные упражнения, например, игра в мяч, требуют немедленного реагирования, тем самым помогая развивать быстроту реакции.

 Дисциплинированность. Общая атмосфера на занятии мешает ребенку проявлять нежелательное поведение. Темп, краткость и однозначность инструкций, тон голоса, — все это сокращает возможности избегать требований и учит ребенка дисциплине. Конечно, это не происходит в первое же занятие. Уверенное и строгое поведение инструктора достаточно быстро преодолевает сопротивление даже самых «неспортивных» детей. Для этого необходимы: предсказуемость, краткость, четкость и повторение инструкци. Это важные условия эффективности спортивных тренировок. В отличие от обычных жизненных ситуаций, спорт предполагает использование коротких и четких команд. Высокий темп занятий не позволяет инструктору пространно объяснять каждый шаг. Такой вид коммуникации наиболее эффективен для детей с аутизмом, которые нередко затрудняются в понимании речи. Ребенку легче понять задание, данное в краткой форме, и он его успешно выполняет. Большинство упражнений нужно отрабатывать много раз. Наши дети чувствуют себя спокойней в предсказуемой ситуации и обычно не возражают против многократных повторений, тем самым добиваясь хороших результатов.

 Сдерживание и самоконтроль. Всем известно, что очень трудно внезапно остановиться во время быстрого бега. Проблемы многих детей с аутизмом подобны: они застревают на определенном виде деятельности и при необходимости не могут его быстро прекратить. Спорт помогает развивать самоконтроль, умение сдерживаться. Инструктор может дать команду «стоп» после нескольких повторений упражнения, тем самым вызывая необходимость прерваться, преодолеть инерцию. Например, требуя остановиться после серии прыжков на батуте или прекратить передачу мяча после серии последовательных передач.

Умение справляться с разочарованием. Спортивные упражнения не всегда удаются с первого раза. Отработка того или иного задания приучает детей не бросать начатое на полпути и вырабатывает умение идти к цели, пересиливая отрицательные эмоции, вызванные неудачами.

Развитие когнитивных навыков. Возможности, скрытые в спортивной деятельности, действительно весьма обширны. Если ребёнок хорошо занимается и ведет себя во время занятия физкультурой, можно уделить внимание и когнитвным навыкам, ничуть не умаляя спортивную часть, например, обучению цветам (принеси красный обруч, прыгни в зеленый), числам (прыгни 3 раза, сделай 4 шага, принеси 2 мяча), понятиям большой — маленький (принеси большой конус) и т.д. Можно обучать названиям частей тела: «руки на головы», «руки на плечи», «руки на колени».

Коррекция «аутичной осанки». Дети с аутизмом обычно не имеют каких-либо отличительных внешних признаков. Тем не менее, говорят о так называемой «аутичной осанке», которая присуща многим детям с РАС в более старшем возрасте. Это такой вид сутулости, который как бы подчеркивает закрытость и отчуждение от внешнего мира. При взгляде на человека с такой осанкой, создается впечатление замкнутости, недоступности. Причина кроется в слабом плечевом поясе, который следует разрабатывать в рамках спортивных упражнений, например, при ходьбе на руках.

Развитие речи через спорт. Спортивные занятия могут также быть использованы для развития понимания речи, для расширения пассивного словаря. Поначалу инструктор может сам демонстрировать ребенку свои инструкции и постепенно заменять на голосовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при ВПР ЧЛО

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при врожденной полной расщелине губы, твердого и мягкого неба в послеоперационном периоде после хейлопластики, имеющего задержку пс...

Конспект индивидуального комплексного коррекционного занятия со слепым ребёнком старшего дошкольного возраста

Занятие проводится в игровой форме. Действия с игрушечным зайчиком помогают закрепить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счёте. Проводятся упражнения по подготовке к ...

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

"Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением".

Разработка включает в себя описание трудностей, встающие на пути развития ребенка.Описание неблагоприятных ситуаций детсва. Таблица ошибочных целей поведения. Объективное описание поведения ребенка....

Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка-инвалида

В последнее время родители детей-инвалидов пользуются возможностью обучать и развивать детей в условиях образовательных организаций. Педагогам приходится творчески подходить  к планированию корре...

Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»

Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»...