Русские народные подвижные игры
статья по физкультуре (старшая группа)

Шилова Татьяна Викторовна

В статье описаны различные русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx143.68 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор – составитель:

Шилова Татьяна Викторовна,

                                                               инструктор по физической культуре

Санкт-Петербург


Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста является важной проблемой, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в активных, разнообразные движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы.

В своих трудах В.Н. Сорока-Росинский писал: «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться, так же как и взрослый без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия и вещи».

Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе, являются русские народные подвижные игры.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Русские народные игры  оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка,   формируется   устойчивое отношение к культуре родной страны,    создавая  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств. Игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.   Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.  

А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.    

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… » именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируется нравственно - этические чувства, воспитывается любовь к Родине.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) . Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.) . Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т. д.) .

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что  в подвижных народных играх  воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей является глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию. В качестве русских народных игр разной подвижности, направленных на развитие ловкости , сноровки, внимания, координации речи с движением, инициативы, фантазии, воображения, чувства коллективизма, дружелюбия, могут быть использованы: «Два Мороза», «Золотые ворота», «Бабка-ёжка», «Горелки», «Лапта», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и т.д.

Результаты исследования литературы, показали, что одной из эффективных форм сохранения здоровья, физического совершенства детей дошкольного возраста, являются народные игры. Традиционные народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры должны включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.


Список литературы

  1. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», выпуск №6(71), стр. 25
  2. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  3. Покровский Е.А «Русские детские подвижные игры»
  4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. « Детские народные подвижные игры».
  5. Осокина. Т. И., Тимофеева. Е.А «Игры и развлечения на воздухе»


Речь

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста является важной проблемой, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки.

«Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться, так же как и взрослый человек без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия и вещи» - так описывают роль игры в жизни ребенка ученые.

Русские народные подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где в комплексе решаются оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается:

  • огромный потенциал для физического развития ребенка,  
  • формируется   устойчивое отношение к культуре родной страны,  
  • создается  основа для  развития патриотических чувств.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Усова, Ушинский и Лесгафт в своих трудах отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.    

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты, когда доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

В качестве русских народных игр разной подвижности могут быть использованы: «Два Мороза», «Золотые ворота», «Бабка-ёжка», «Горелки», «Лапта», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и т.д.

Народные игры должны включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....