Проектная работа Обучение детей старшего возраста игре баскетбол.
проект по физкультуре (старшая группа)

Светич Татьяна Александровна

1. Раскрыть характеристику игры баскетбол 2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Описать методику обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Обучение детей старшего

возраста игре баскетбол.

                                                                        Выполнила: Светич Татьяна Александровна

2

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Характеристика игры баскетбол……………………………………………………………4
  2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного

возраста……………………………………………………………..13

  1. Методика обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного

возраста……………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………18

Приложение………………………………………………………………20

3

Введение

      Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные спортивные игры  способствуют изменению целого ряда показателей физического развития функционального состояния и психофизиологических возможностей организма. В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации говориться: «Дошкольное образование  направлено на формирование общей культуры, эстетических и личных качеств». Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться, что физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной  системы организма, развитию равновесия, координации. Конституция РФ отмечает, что каждый гражданин имеет право на образование по физическому воспитанию. Большое место в процессе физического развития занимают спортивные игры, в том числе и баскетбол, который повышает двигательную активность, дает ребенку физическую закалку.
Ю.И. Портных отмечает, что в игре баскетбол при ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма, что является немаловажным для детей старшего дошкольного возраста.
А.А.Дмитриев указывает на то, что в процессе игры в баскетбол даже в упрощенном варианте снимается напряженность детей, скованность туловища, дети учатся бросать мяч и ловить в непринужденной обстановке, а это помогает увеличить финальные усилия.

С.Г. Шевченко рекомендует использовать в работе по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста спортивные игры, в том числе игру в баскетбол, которая отличается разнообразием действий, игровых ситуаций, поэтому спортивные игры могут читаться важнейшим средством развития интереса физическим упражнениям в этом возрасте.

4

Объект: физическое развитие старшего дошкольника с сохранным развитием.

Предмет: методика обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста .

Цель:  теоретически изучить методику обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть характеристику игры баскетбол

2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Описать методику обучения игре баскетбол  детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

 1. Характеристика игры баскетбол

2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Методика обучения игре баскетбол  детей старшего дошкольного возраста.


5

Глава 1. Характеристика игры баскетбол.
История. Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс.  Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket - корзина, boll - мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов.

Как позже рассказывал Джеймс в своей книге «Баскетбол: его рождение и развитие», он строил новую игру на пяти основных принципах:

  • для игры нужен мяч: большой и легкий, с которым удобно обращаться («мяч должен хорошо ложиться на руку»);
  • бежать с мячом в руках запрещено;
  • во время игры мячом может владеть любой игрок любой команды;
  • обе команды могут скапливаться в любом месте площадки, но физические контакты запрещены;
  • кольцо находится в горизонтальной плоскости и подвешено высоко над головами игроков.

Нейсмит рассуждал просто: игры с мячом всегда были очень популярны, однако для маленьких мячей нужно дополнительное оборудование: перчатки, биты, ракетки и т.п. Значит – нужен большой мяч.
Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.г. Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения - Петербург, спортивное общество "Маяк". Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем команды появились в обществе "Богатырь", некоторых других. Но до Октябрьской революции 1917г. эта игра культивировалась практически только в столице России - Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как 

6

самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже - в Московском институте физической культуры. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране. Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923г. На Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923г. появились в СССР и первые официальные правила.
Второй раз первенство СССР было разыграно в 1924г., а третьим считается турнир на Всесоюзной спартакиаде 1928г. Только с 1934г. первенство СССР по баскетболу стало проводиться ежегодно.

Техника. Баскетбол – это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложена и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.
Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом – это облегчает освоение игры в баскетбол.
Игра в баскетбол – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки ценных морально-волевых качеств. В процессе игры в баскетбол происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование новых качеств личности. Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. Физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны жизненного единого процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа».
По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а так же способствует духовному развитию человека.
П,Ф. Лесгафт писал: « Желаете образовать ум вашего ребенка, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным»
В исследованиях М. Александера,  В. Райха доказано,  что характер мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле, поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. В игре баскетбол ребенок осмысливает и познает

7

окружающий мир, развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются специальные качества, играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти рук, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается  ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом; целится, подбрасывает, перебрасывает, соединяет с различными поворотами. Игра в баскетбол развивает глазомер, двигательные, координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга, укрепляет крупные группы мышц, развивают психофизические качества; силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Упражнения с элементами соревнования создают динамический и эмоциональный фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребенка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений с мячом.
Упражнения с элементами соревнования необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. В начале обучения соревнование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнований, которые требуют точности и быстроты выполнения движений. Также применяются самые простые индивидуальные игры, в которых каждый ребенок действует с мячом не зависимо от других игроков, и игры в которых большинство детей действуют с мячом. Они способствуют формированию навыков владения мячом в большей мере, чем игры, в которых вся группа играет с одним мячом. Игры такого характера повышают двигательную активность детей, особенно увеличивают количество действий с мячом.
Проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами. В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами и в баскетбол по облегченным правилам.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результату игры. Увлеченность ребенка игрой в баскетбол усиливает физиологическое состояние организма, снимает нервное напряжение, помогает свободному выражению эмоций.
Правила игры дети воспринимают как закон. И сознательное выполнение их развивает самообладание, свое поведение, умение контролировать свои поступки. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в

8

нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Совершенствуются эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Также игра в баскетбол готовит к труду, совершенствуются двигательные навыки необходимее для будущей трудовой деятельности.
В результате  систематического обучения ведения мяча, у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление перемещения.
Основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научиться легко и точно управлять им.
Следует научить детей принимать и сохранять в дальнейшем основную стойку баскетболиста. Она состоит в следующем; ночи согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Передвижение по площадке – осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.
Следует научить детей передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз – на грудь и разгибая руки вперед от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги, такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.
Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется кончиков пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ночи так, чтобы принять положение исходной стойки.

9

Этапы. Методика обучения игре в баскетбол детей дошкольного возраста строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на этапы: первоначально обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений.
Совершенствуются эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Также игра в баскетбол готовит к труду, совершенствуются двигательные навыки необходимее для будущей трудовой деятельности.
При обучении ведению мяча предъявляются требования: на начальном этапе – ведение мяча с высоким отскоком, этот прием позволяет научиться правильно, держать спину, не наклоняясь к мячу, видеть площадку. Затем, учим ребенка передвигаться на полусогнутых ногах, и, наконец, он легко
 усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений, а также при противодействии другого игрока.
При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно с передвижением.
     На первом этапе обучения большая роль принадлежит зрительному анализу. Зрением осуществляется контроль и корректировка движений в соответствии с их результатами и свойствами мяча. По мере формирования действий с мячом у ребенка появляется точное их ощущение, сила нажима на мяч и скорость его отскока соразмеряется с мускульным ощущением сопротивления мяча. Ребенок начинает действовать им без зрительного контроля. Ознакомить детей с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к нему силы. Затем предлагаем поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить из одной руки в другую.
На начальном этапе формирования передачи мяча, когда складывается общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ с объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на более высоком уровне. Это создает общее представление об изучаемом действии с мячом.

10

При обучении приемам игры в баскетбол очень важно усвоить следующие главные элементы двигательных действий: при ловле мяча – овладение положением кистей рук  в момент соприкосновения с мячом; при передаче и в бросках мяча – овладения движения рук. Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться не верно. На начальном этапе формирования навыков владения мячом, внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения. А не на достижения при помощи этого движения определенного результата.
Например: обучая ловле – передаче мяча, можно давать такое задание: чья пара сделает больше передач, не роняя мяч на землю, не касаясь груди мячом и т.д. на данном этапе большое внимание нужно уделить словесной регуляции действий. На этом этапе ставятся задачи по ознакомлению ребенка с двигательным действием, по созданию у него целостного представления о движении. Поэтому целесообразно включить показ педагога образца движения его детальный показ сопровождаемый словами выполнение самим ребенком.
На данном этапе отрабатывается точность выполнения движения с мячом. В процессе обучения навыкам обучения детей игре баскетбол, необходимо помнить о мотивационном компоненте. Нужно создать ребенку положительное эмоциональное состояние, заинтересовать его в выполнении движения, вызвать желание качественно выполнить движение.
   На втором этапе (углубленное разучивание движений)уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого движения, исправляются ошибки. Несколько позже переходим к демонстрации передачи мяча в сочетании с объяснением, направляя внимание детей на более важные моменты действия; на исходное положение, затем бросок. Ребенок учится согласовать свои действия с действиями товарищей
, у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность.
Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. На данном этапе ребенок самостоятельно проговаривает последовательность движений во время действия. Педагог побуждает его к словесному отчету.
На данном этапе занятие по баскетболу целесообразно проводить с детьми небольшими подгруппами.


11

Именно на первоначальном этапе, чтобы создать интерес к игре желательно проводить игры с мячом. Такие например: - «играй, играй, мяч не теряй».В игре разрешаются свободные действия с мячом. – подвижности. – «будь внимателен» (с ловлей мяча).
Некоторые игры целесообразно проводить, сочетая их с другими играми и упражнениями. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры
 можно подвести детей к самостоятельным играм с мячом без руководства воспитателя.
   На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все мелкие движения затормаживаются, постепенно исчезают, а соответствующие показу движения закрепляются словами педагога. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи. Ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, сосредотачивает внимание на качестве движения. Он уже может составить для себя или других элементарную программу с опорой на наглядную схему. На этом этапе закрепляются и совершенствуются двигательные действия в различных видах детской деятельности. Поэтому закрепление и совершенствование с мячом осуществляется в основном в подвижных играх включающих эти действия. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном  этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами ( мяч водящему; займи свободный кружок). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами (мяч капитану; мяч ловцу), а также и баскетбол по облегченным правилам. На разных этапах обучения соотношения приемов показа и пояснения изменяется. Поэтому в начале обучения передачу мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможном более высоком уровне. Стойку передвижения по площадке, остановке, ведении мяча, броски в корзину и другие действия воспитатель сам показывает детям. А также действия, как передача и ловля мяча, могут показать дети, которые наиболее хорошо освоили их. Воспитатель подчеркивает то, на что необходимо обратить внимание.  Обучение элементам баскетбола протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов, но особенно важно обеспечить сознательное их усвоение.

12

 Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при усвоении, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях, объясняет, почему именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно принять те или иные действия, выполнять их определенным способом. Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом осуществляется в основном в подвижных играх, включающих эти действия.
В результате многократных действий с мячом у детей вырабатывается глазомер, умение оценивать траекторию полета мяча, точное различение расстояния и расположения объектов в пространстве. Дети начинают быстро и точно бросать мяч.

Таким образом, игра в баскетбол незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств, играя, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

13

2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

На шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. С развитием центральной нервной системы движения ребенка становятся все более разнообразным, точными, координированными, он способен контролировать свои действия.  Накопленный двигательный опыт дает возможность требовать от детей лучшего качества в выполнении упражнений. Основная работа с детьми этого возраста направлена на совершенствование навыков движений.
Для детей 6 лет вводится большее количество упражнений с сохранением равновесия . Предъявляются более серьезные требования к качеству выполнения упражнений. Дети должны уметь использовать приобретенные навыки в естественных условиях.
Продолжается работа над совершенствованием прыжка. Так же, как и в средней группе, в старшей группе даются упражнения в подпрыгивании, но с более сложными заданиями ( прыгать ноги вместе, врозь, скрестно, с ноги на ногу). Увеличивается расстояние прыжка в длину с места на 10см и достигает 40-50- см, вводятся новые виды прыжка в длину (30-60 см)  и в высоту с разбега (15-25 см). Необходимо при этом следить, чтобы дети не замедляли темп разбега, отталкивались двумя ногами вместе, вынося руки вперед, мягко приземлялись, сохраняли равновесие.
Упражнения в ловле, бросании катании мяча
 проводятся и в старшей группе, но значительно усложняются задания. Требуется большая точность в выполнении движения, увеличивается расстояние до ворот  и уменьшается их ширина при прокатывании мяча.
Вводятся упражнения: перебрасывание мяча через сетку,
 забрасывание в кольцо, подбрасывание вверх с хлопками и поворотами. Бросание мячей проводится со всей группой одновременно.
Учитывая возрастные особенности детей в овладении движениями, программа ставит следующие задачи:

  1. Продолжать обучение детей основным движениям, обращая особое внимание на качество их выполнения.
  2. Продолжать учить детей ориентировке в пространстве, используя для этого различные построения, перестроения, упражнения с заданием; учить детей точности выполнения задания.

14

3.Продолжать работу по формированию правильной осанки ребенка, особое внимание, уделяя качеству выполнения общеразвивающих упражнений.

 4. Продолжать добиваться от детей более четкого выполнения конкретного указания, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, развивать активность, организованность, умение сдерживать себя.

  5. Увеличить запас двигательных навыков у детей, особенно в области        спортивных развлечений.

Для решения этих задач необходимо использовать все средства  и методы физического воспитания (закаливание, физические упражнения, подвижные игры)
Двигательные способности дошкольников формируются и развиваются в различных видах двигательной деятельности. Чем младше возраст ребенка, тем более интегративно они проявляются. С возрастом повышается специфичность проявления двигательных способностей.
Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на развитие других способностей. Наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте элементарные формы быстроты и ловкости. На фоне их целенаправленного формирования будут естественно развиваться силовые способности и выносливость, реальные предпосылки для развития которых появляются в период полового созревания организма.
Наиболее эффективным для повышения уровня физической подготовленности дошкольников является применение тех упражнений, выполнение которых требует комплексного проявления быстроты, ловкости, выносливости, силы, по сравнению с теми упражнениями, выполнение которых направлено на развитие лишь одного из указанных качеств.

15

 3. Методика обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста.
Процесс обучения детей игре баскетбол осуществляется в соответствии с  закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний, представления действий, к умению выполнять его, а затем от умений к навыку. В становлении двигательного навыка главнейшую роль играет нервная система для выработки двигательного навыка, мозг нуждается в довольно долгом упражнении.
Целесообразно контролировать действия. Совместно проговаривать, например: лови мяч кистями рук; бросай мяч из-за головы, от груди. После того как дети овладевают основными элементами действия осуществляется углубленное разучивание движений, уточняется правильностью выполнения ребенком деталей техники разучиваемого движения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
Важным условием повышения двигательной активности детей является подбор и сочетание упражнений и игр с мячом, рациональное использование оборудования площадки, способов организации детей. Целесообразно сочетать интенсивное упражнение игры с мячом с менее интенсивными, знакомые детям упражнения и с новыми.
В целях повышения плотности занятий необходимо, чтобы одновременно действовали все дети. В случае, когда для упражнений в одном виде движения не хватает пособий, сложно проделывать 2-3 вида упражнений.
Целесообразно использовать это при обучении броска мяча в корзину.
Детей распределить на 4 подгруппы, две подгруппы становятся против одной корзины, другие две против другой корзины. В корзину дети бросают мяч поочередно из одной и другой подгруппы: пока один ловит, другой бросает.
Выбор способа организации детей зависит от содержания упражнений и игр, оборудования площадки, степени освоения действий с мячом, организованных умений воспитателя. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятий увеличивается за счет применения фронтального и поточного способов организации детей. Упражнение и игры, в которых дети по одному или двое действуют с мячом, занимает 50% времени. Важно правильно  сочетать  игры с мячом и занятия по физкультуре.

16

 Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовывать во время прогулки после дневного сна.
Постепенное усложнение действий передачи, ловли, ведения и бросков мяча обеспечивается их систематическим выполнением в упражнениях на месте, а затем в движении с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока, сочетание отдельных действий с мячом и без мяча, а так же в играх.
Упражнения и игры с мячом необходимо подбирать так, чтобы они содействовали быстрому формированию навыков владения мячом; обеспечивает высокую двигательную активность детей, и были доступными, эмоциональными и привлекательными для детей содействуют их всестороннему развитию.


17

Заключение.


Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность двигательной активности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности старших дошкольников. Обучение детей игре баскетбол способствует расширению арсенала сложных видов движений и способов их выполнения, а так же совершенствуют некоторых элементов техники выполнения. Игра баскетбол помогает достичь сравнительно высоких результатов в выполнении разнообразных движений, которые ребенок способен  совершать в различном темпе. Большая популярность игры баскетбол обуславливается: простотой движений и доступностью, вариантность движений довольно высока, что проявляет большой интерес у детей.

18

Список использованной литературы

  1. Адашкивичане Э.Й. Баскетбол для дошкольников [Текст].- Просвещение, 2005.- 78с., ил.
  2. Анашкина  Л.П. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]\\ Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., - 2009. -№5 – с. 65-75.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений [Текст]. – М.: Просвещение, 2006. – 216с.
  4. Власова Т.А. Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии [Текст]. – М.: Экономик, 2009. – 164с.
  5. Голощекина М.П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения [Текст]. – М.: Просвещение, 2005. – 174с.
  6. Змановский Н.Б. Здоровый дошкольник [Текст]\\ Дошкольное воспитание. – 2006. - №5. – с 12-16.
  7. Карманова Л.В. Диагностика физического развития дошкольников [Текст]\\ Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Догвина; Минск: Академия, 2007. – 106с.
  8. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]\\ Дошкольная педагогика и психология; М.: Просвещение, 2008.- 272 с.
  9. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]\\ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова: Под ред. С.А. Козловой.- М.: Издательский центр Академия, 2002.- 320 с.
  10.  Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2003.- 192с. – ISBN 5-271-02859-3
  11.  Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 198с.

19

  1. Кудрявцев В.Н. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст]\\ Дошкольное воспитание. -2004. - №5. – с. 23-25
  2. Кузнецова М.С. Современные пути оздоровления дошкольников \\ Дошкольное воспитание [Текст]. – 2012.- №11. – с 27-29
  3.  Лисина М.И., Неверович Я.З. Развитие движений и формирование двигательных навыков  [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 272с.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст]. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 240с.
  5. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга первая [Текст]\\ под общей редакцией С,Г, Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2007. -96с.
  6. Рунова М. Приобщаем детей к физической культуре [Текст]\\ Дошкольное воспитание. – 2015. - №10.- с 52-61.
  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗ. [Текст]. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2004. – 368с.
  8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]. – М.: Просвещение, 2008.

20

Приложение:

 «Мячик кверху»

Описание игры: Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру. 
Правила игры: Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

«Гонка мячей»   Материал: Для проведения игры нужны два мяча разного цвета. 
Описание игры: Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две команды. В каждой группе считалкой выбирается ведущий. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого ведущего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз. 
Правила игры: Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. Мяч разрешается только перебрасывать. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Игроки должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за мячом и, если нужно, сделать шаг вперед.

21

 «Круг»

Описание игры: Все игроки, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, игроки разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать одного из игроков. Запятнанный игрок становится водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить. 
Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Водящий задерживает только летящий мяч. Водящий пятнает игроков с того места, где поднял мяч.

«Передал – садись!» 

Описание игры: Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

   «Быстрая передача»  
Описание игры: Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает

«Летучий мяч»
Описание игры: Игроки встают в круг, водящий находится в середине круга (он выбирается считалкой). По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. 
Правила игры: Игрокам при ловле мяча разрешается сходить с места. Игроки не должны задерживать мяч. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

22

«Ты катись, веселый мячик»

Описание игры: Дети выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Игроки передают мяч по кругу со словами:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился-
Тот бежит по сторонам!

Тот игрок, у кого мяч остался в руках, поворачивается спиной к центру. Игроки, стоящие по обе стороны от него, поворачиваются в стороны и бегут по сигналу: «Раз, два, три – беги!» Кто первый прибежит к мячу, берет его, и игра начинается сначала. Теперь, можно мяч передавать в другом направлении. 
Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Нельзя водящему специально задерживать мяч для другого игрока. Бежать игроки должны в разные стороны, спина к спине друг друга. Нужно оббегать круг, и нельзя забегать в центр.

«Зайчик»
Описание игры: На площадке чертиться большой круг. Считалкой выбирают Зайчика, он идет в круг, а все игроки стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел игрока – зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает игрока – зайчика, встает на его место в кругу. 
Правила игры: Игроки не должны заходить за границы круга. Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках. Чем быстрее игроки передают мяч, тем интереснее проходит игра. Игрок – зайчик, по желанию, может поймать мяч. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и становится зайчиком.

«Пять бросков»
Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений. Воспитать честность, справедливость.
Описание игры. 10-12 детей располагаются на расстоянии 1.2-2 м от корзины. По сигналу воспитателя все бросают мяч в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросают в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадёт пять раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

23

«Встреча»
Материал: Большие мячи по количеству игроков. Фишки для награждения.
Описание игры: На площадке проводятся две линии на расстоянии 4 -6 метров. Игроки делятся на две команды с равным количеством игроков и, встают друг против друга за линиями. По сигналу все одновременно прокатывают мячи, но так, чтобы они встретились. Игрокам в паре, чьи мячи встретились, инструктор дает фишку. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек. Количество повторений игры проходит по желанию игроков. 
Правила игры: Площадка, где проводится игра, должна быть ровной. Увеличивать расстояние между игроками нужно постепенно. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок мяча.

 «Эстафета»

Описание игры: Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.

«Эстафета с ведением мяча и броском в корзину»

Описание игры: Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.

«Салки с передачей мяча водящему»

Описание игры: У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.

Защитное слово
Уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию предоставлена курсовая работа на тему «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол» по МДК 01.02  теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
 Преподаватель Аббасова Флюра Хакимовна.
     Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры.
В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации говориться: «Дошкольное образование  направлено на формирование общей культуры, эстетических и личных качеств». Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться, что физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе  связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной  системы организма, развитию равновесия, координации. Конституция РФ отмечает, что каждый гражданин имеет право на образование по физическому воспитанию. Большое место в процессе физического развития занимают спортивные игры, в том числе и баскетбол, который повышает двигательную активность, дает ребенку физическую закалку.
Обратите внимание на экран, здесь отмечены авторы, которые указывают и рекомендуют использовать игру баскетбол в работе с детьми дошкольного возраста. Портных, Дмитриев, Шевченко.
Объектом курсовой работы является:
 физическое развитие старшего дошкольника с сохранным развитием.
Предметом курсовой работы является: методика обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста.
Целью является: теоретически изучить методику обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть характеристику игры баскетбол

2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Описать методику обучения игре баскетбол  детей старшего дошкольного возраста.

Содержание курсовой работы следующее: обратите внимание на слайд.

История развития игры баскетбол. Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру.

Как позже рассказывал Джеймс в своей книге «Баскетбол: его рождение и развитие», он строил новую игру на пяти основных принципах:

  • для игры нужен мяч: большой и легкий, с которым удобно обращаться («мяч должен хорошо ложиться на руку»);
  • бежать с мячом в руках запрещено;
  • во время игры мячом может владеть любой игрок любой команды;
  • обе команды могут скапливаться в любом месте площадки, но физические контакты запрещены;
  • кольцо находится в горизонтальной плоскости и подвешено высоко над головами игроков.

 Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения - Петербург, спортивное общество "Маяк". Но до Октябрьской революции 1917г. эта игра культивировалась практически только в столице России - в Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже - в Московском институте физической культуры. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране.
Для того, чтобы сыграть необходимо владеть техникой. Баскетбол – это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.  Исследование  Шашковой показало, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом – это облегчает освоение игры в баскетбол. Основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела,

научиться легко и точно управлять им.
Следует научить детей принимать и сохранять в дальнейшем основную стойку баскетболиста. Она состоит в следующем; ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
 Следует научить детей передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз – на грудь и разгибая руки вперед от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги, такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.
Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется кончиков пальцев, он должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

 Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на этапы: первоначально обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений.
На начальном этапе – ведение мяча с высоким отскоком, этот прием позволяет научиться правильно, держать спину, не наклоняясь к мячу, видеть площадку. Затем, учим ребенка передвигаться на полусогнутых ногах.
Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Проводим работу с мячом, предлагаем поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить из одной руки в другую.
На втором этапе (углубленное разучивание движений)уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого движения, исправляются ошибки.
 Ребенок учится согласовать свои действия с действиями товарищей. После овладения определенными действиями с мячом можно подвести детей к самостоятельным играм с мячом без руководства воспитателя.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия)
ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, сосредотачивает внимание на качестве движения.
 На этом этапе закрепляются и совершенствуются двигательные действия в различных видах

детской деятельности.  Так же проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (мяч водящему; займи свободный кружок). Обучение элементам баскетбола протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов, но особенно важно обеспечить сознательное их усвоение.

Во втором вопросе особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста является: Дети должны уметь использовать приобретенные навыки в естественных условиях.
Продолжается работа над совершенствованием прыжка.
 Упражнения в ловле, бросании, катании мяча. Требуется большая точность в выполнении движений. Вводятся упражнения: перебрасывание мяча через сетку забрасывание в кольцо, подбрасывание вверх с хлопками и поворотами.
Учитывая возрастные особенности детей в овладении движениями, программа ставит следующие задачи:

  1. Продолжать обучение детей основным движениям, обращая особое внимание на качество их выполнения.
  2. Продолжать учить детей ориентировке в пространстве, используя для этого различные построения, перестроения, упражнения с заданием; учить детей точности выполнения задания.
  3. Продолжать работу по формированию правильной осанки ребенка, особое внимание, уделяя качеству выполнения общеразвивающих упражнений.
  4.  Продолжать добиваться от детей более четкого выполнения конкретного указания, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, развивать активность, организованность, умение сдерживать себя.
  5.  Увеличить запас двигательных навыков у детей, особенно в области        спортивных развлечений.

Для решения этих задач необходимо использовать все средства  и методы физического воспитания.

Процесс обучения детей игре баскетбол осуществляется в соответствии с  закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний, представления действий, к умению выполнять его, а затем от умений к навыку. В становлении двигательного навыка главнейшую роль играет

нервная система для выработки двигательного навыка, мозг нуждается в довольно долгом упражнении.
Целесообразно контролировать действия. Совместно проговаривать, например: лови мяч кистями рук; бросай мяч из-за головы, от груди. После того как дети овладевают основными элементами действия осуществляется углубленное разучивание движений, уточняется правильностью выполнения ребенком деталей техники разучиваемого движения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, педагог восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
Важным условием повышения двигательной активности детей является подбор и сочетание упражнений и игр с мячом, рациональное использование оборудования площадки, способов организации детей. Целесообразно сочетать интенсивное упражнение игры с мячом с менее интенсивными, знакомые детям упражнения с новыми.
В целях повышения плотности занятий необходимо, чтобы одновременно действовали все дети. В случае, когда для упражнений в одном виде движения не хватает пособий, сложно проделывать 2-3 вида упражнений.
Целесообразно использовать это при обучении броска мяча в корзину.
Детей распределить на 4 подгруппы, две подгруппы становятся против одной корзины, другие две против другой корзины. В корзину дети бросают мяч поочередно из одной и другой подгруппы: пока один ловит, другой бросает.
Выбор способа организации детей зависит от содержания упражнений и игр, оборудования площадки, степени освоения действий с мячом, организованных умений воспитателя. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятий увеличивается за счет применения фронтального и поточного способов организации детей. Упражнение и игры, в которых дети по одному или двое действуют с мячом, занимает 50% времени. Важно правильно  сочетать  игры с мячом и занятия по физкультуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовывать во время прогулки после дневного сна.
Постепенное усложнение действий передачи, ловли, ведения и бросков мяча обеспечивается их систематическим выполнением в упражнениях на месте, а затем в движении с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока, сочетание отдельных действий с мячом и без мяча, а так же в играх.

Упражнения и игры с мячом необходимо подбирать так, чтобы они содействовали быстрому формированию навыков владения мячом; обеспечивали высокую двигательную активность детей, и были доступными, эмоциональными и привлекательными для детей, содействовали  их всестороннему развитию.
Игра баскетбол помогает достичь сравнительно высоких результатов в выполнении разнообразных движений, которые ребенок способен  совершать в различном темпе. Большая популярность игры баскетбол обуславливается: простотой движений и доступностью, вариантность движений довольно высока, что проявляет большой интерес у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредствомобучению его игре на детских музыкальных инструментах,  выявлен...

Конспект занятие – соревнование «Обучение детей старшей группы игре в баскетбол»

Знакомство с игрой в баскетбол, историей её возникновения и воспитывание целеустремлённость, волю к победе, смелость....

«Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Проект «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах».Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских...

«Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Проект «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах».Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских...

Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород».

Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород»....