Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы
картотека по физкультуре (старшая группа)

Ярмонова Татьяна Николаевна

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki_starshaya_gruppa.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы


«Жуки»

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».

Дети обнимают себя на плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажу-ж-жу».

Дети разводят руки в стороны и перемещаются по группе со звуком «ж-ж-ж-ж» (2-3 минуты).

«Котята»

Дети произвольно перемещаются на четвереньках, произнося на на выдохе «мяу-мяу».

«Котята и собачки».

Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята присесть, собачки их не трогают. При повторной игре меняются ролями.

«Самолеты». 

По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносится на выдохе «р-р-р»; летают самолеты – «ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах «у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух»

«Регулировщик».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р», 5-6 раз.

«Медвежонок».

Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и… опять «засыпают, похрапывая».

«Надуй шарик».

Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им проиграть с настоящим воздушным шариком.

«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.

«Паровоз с грузом».

Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошел по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносится на выдохе ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил… и начинается разгрузка вагонов) – передается мяч по кругу в другую сторону. Игра продолжается 3-4 минуты.

«Поймай пчелку».

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга. В руках у воспитателя прутик (длина около 1м), на котором привязана «пчелка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчелку над головой детей. Дети ловят пчелку и произносят «ж-ж-ж-ж».

«Пузырь».

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

«Снежинки и ветерок».

Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают.

«Солнышко и дождик».

Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по группе. На слова «дождь пошел» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап».

«Спрятался».

Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения:

Пальчик о пальчик тук-тук-тук,

Ножками быстренько туп-туп-туп,

Личико спрятали – ух (закрыли лицо руками).

При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.

«Сугробы».

В группе расставлены различные препятствия (сугробы». Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. По команде «вьюга» - приседают и на выдохе произносят «С-с-с-с» (2-3 мин)

«Часики».

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» (10-12 раз).

«Трубач».

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». (4-5 раз).

«Петух».

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).

        «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с». (6-8 наклонов в каждую сторону).

«Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». (4-5 раз).

«Гуси».

Медленная ходьба в течение 1-3 минут. Поднять руки в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у».

«Каша кипит».

Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, громко произносить «ф-ф-ф» (3-4 раза).

«Дыши спокойно».

Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Спокойно медленно дышать носом.

«Хомячки».

Дети сильно надувают щеки, «как у хомячков» (дышать через нос) и ходят по группе. По сигналу кулачками надавливают на щеки, выпуская при этом воздух через рот «щечки, как у детей».

«Цепочки»

Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).

«Куры».

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах-тах.

Поднимаем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

И.п.: стоя. Наклониться пониже опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.

«Самолет».

Посмотрите в небеса,

Самолет там, как оса,

«Ж-ж-ж» - жужжит самолет

И машет крыльями.

Ребята, в полет!

Полетаем-ка с нами!

И.П. стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в стороны, произнося «ж-ж-ж», - вдох, опустить руки – выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

«Насос».

Это очень просто:

Накачай, насос ты.

Направо, налево руками скользя,

Назад и вперед наклоняться нельзя.

Накачай насос ты –

Это очень просто.

И.П. стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. При наклоне выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении вдох. Повторить 4-5 раз.

«Дом большой, дом маленький».

У медведя дом большой,

А у зайца маленький.

Мишка наш пошел домой,

Да и крошка заинька.

И.П.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Повторить упражнение 4-6 раз.

«Подуем на плечо».

Подуем на плечо, подуем на другое,

Нам солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И останемся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И.П.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенный трубочкой. Повторить 2-3 раза.

«Ходьба».

Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после – не носках.

Повторим так, ребятки,

И скажем слово «ах».

При каждом упражнении

Мы скажем «ах!» в движении.

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.

И.П.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову – вдох. Повторить 2 раза.

«Трубач».

Мы пришли и сели,

Играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подуем в свою трубу.

И.П.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести: «тру-тру-ру». Повторить 3-4 раза.

        «Еж».

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – вдох с произнесением «бр-р-р» (ежик замерз). Опустить ноги, поднять руки кверху – вдох (ежик согрелся). Повторить 6 раз.

«Жук».

Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, -

Посижу и пожужжу».

И.П.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», - выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить 4-5 раз.

«Часики».

И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» на выдохе (10-12 раз).

«Трубач».

И.П. – сидя на стуле, кисте рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением «ф-ф-ф» и опускание рук вниз, далее выполнить вдох. 4-5 раз.

«Петух».

И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны – вдох. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку». 5-6 раз.

«Паровоз».

И.П. – стойка руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» на выдохе, и далее – вдох. 20-30 секунд.

«Насос».

И.П. – основная стойка. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «с-с-с» (руки скользят вдоль туловища). 6-8 раз.

«Каша кипит».

И.П. – сидя на стульчике, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить «ш-ш-ш». 5-6 раз.

«Гуси шипят».

И.П. – стойка ноги врозь. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад (в спине прогнуться, посмотреть вперед) – медленный выдох «ш-ш-«. Выпрямиться – вдох. 5-6 раз.

«Шар лопнул».

И.П. – стойка ноги врозь. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». 5-6 раз.

«Ежик».

И.П. – упор сидя сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Разогнуть ноги – вдох. 4-5 раз.

«Дровосек».

И.П. – стойка ноги врозь. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох. Произнести «ух-х-х». 5-6 раз.

«Вырасти большой».

И.П. – основная стойка. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох. Опуститься в И.П. – выдох.

«Шары летят».

Что за праздничный наряд? (Вдох). 

Здесь кругом шары летят         (Выдох)

Флаги развеваются!         (Вдох).

Люди улыбаются!         (Выдох).

Воздух мягко набираем,         (Вдох).

Шарик красный надуваем.         (Выдох)

Пусть летит он к облакам,         (Вдох)

Помогу ему я сам!         (Выдох)

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой         (Вдох).

Скачут весело вороны -         (Прыжки на одной ноге)

Кар-кар-кар!         (Прыжки на другой ноге).

Целый день они летали,         (Дети кричат на выдохе).

Спать ребятам не давали – (Бег на месте со взмахом рук в стороны и вниз)

Кар-кар-кар!         (Дети кричат на выдохе)

Только к ночи умолкают,         (Ходьба на месте)

Вместе с ними засыпают -          (Присед с выдохом).

Ш-ш-ш…

«Дрова».

И.П. – стойка ноги врозь, руки над головой в «замок».

Раз дрова, два двора         (Наклон вперед, на выдохе произнося «Ух»)

Раскололся ствол едва!

Бух дрова, бах дрова!

Вот уже полена два.         (При выпрямлении – вдох)

         «Поехали»

Завели машину -                 (Вдох)

Ш-ш…ш-ш                 (Выдох)

Накачали шину                 (Вдох)

Ш-ш…ш-ш                 (Выдох)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей          (Вдох)

Ш-ш…ш-ш                 (Выдох)

«Ветер»

И.П. – сидя на стуле.

Ветер сверху набежал,        (Вдох)

 Ветку дерева сломал: «в-в-в!»         (Выдох)

Дул он долго, зло ворчал         (Вдох)

И деревья все качал: «ф-ф-ф!»         (Выдох)

«Филин»

И.П. – сидя на стуле.

Сидит филин на суку         (Вдох)

И кричит: «бу-бу-бу!»         (Выдох)

        «Шарик красный»

И.П. - сидя на стуле.

Воздух мягко набираем, (Вдох)

Шарик красный надуваем.         (Выдох)

Шарик тужился, пыхтел         (Вдох)

Лопнул он и засвистел: «т-сс!»         (Выдох)

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИДЛЯСТАРШЕЙ ГРУППЫ      «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. Н...

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯСТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе детского сада

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе детского сада...

Картотека Дыхательной гимнастики в старшей группе.

Картотека Дыхательной гимнастики в старшей группе....

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы в соответствии с ФГОС

Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы  в соответствии с ФГОС...