Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре

Мария Геннадьевна Турбина

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профессионализма и компетенции педагогов дошкольного образования, которые находятся рядом с детьми, заботятся о них, любят, играют и дают представление как познавать себя и окружающий мир. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения. Индивидуальный дифференцированный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального дифференцированного подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Дети поражают нас своим своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? На такие вопросы в своей работе я постараюсь дать ответы. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.

Каждый ребенок - это особый мир, и познать его может только тот, ко умеет вместе с детьми разделить огорчения и тревоги, радости и успехи. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит. Ни одна из существенных комплексных и парциальных программ дошкольного образования не предусматривает реализации в содержании и организации процесса физического воспитания и оздоровления детей индивидуально - дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

Как считает М.А. Рунова для реализации дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Рассмотрим примеры дифференциации по половому признаку:

У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорируя эти отличия, бесполовое образование снижает воспитательный и учебный эффект, тормозит установление полоролевого поведения.

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

Целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

По-моему мнению, раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий. Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:

• подбор упражнений,

• нормирование физической нагрузки,

• методика обучения сложным двигательным действиям,

• педагогическое руководство двигательной деятельностью,

• участие детей в играх и соревнованиях,

• их двигательные предпочтения,

• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,

• система поощрений и наказаний,

• требования к качеству выполнения заданий,

• инвентарь и оборудование,

• расстановка и уборка снарядов,

• диагностика физического состояния.

Для организации и проведения физкультурных занятий я предлагаю следующие варианты двигательной деятельности:

- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия;

- “интегрированный вариант” проведения занятия.

Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

1. в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

2. все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.

На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений я учитываю двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танце вальные движения).

Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе всегда можно выделить несколько мальчиков, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Руководитель физического воспитания должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек!

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей на прогулке и в свободной деятельности.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее эффективность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной активности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большей двигательной, либо сразу присоединяются к организованной двигательной активности.

Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных занятиях нужно подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков. При этом необходимо учитывать уровень трудности выбираемого ребенком задания.

Двигательные предпочтения детей.

Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми

Требования к качеству выполнения заданий.

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Инвентарь и оборудование.

Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Расстановка и уборка снарядов.

Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей девочки всегда расставляют и убирают только мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.д.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты и т.д.).

Диагностика физической подготовленности.

Значительные индивидуальные различия в проявлении в двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. При оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования.

Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка. Более активные дети имеют и более развитое мышление. А пассивные дети и соображают медленнее. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Одним из основных условий совершенствования физического развития детей, по моему мнению, является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. Мониторинг состояния здоровья и физического развития дошкольников в нашем детском саду проводит медицинский работник, с целью распределения детей по группам здоровья с учетом имеющегося диагноза. Занятия проходят в спортивном зале два раза в неделю, один раз в неделю на свежем воздухе. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение. Изменение диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исключаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);

упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);

общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);

оздоровительные игры;

оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов)– это и театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качества, физическое и психическое здоровье ребенка;

веселая зарядка в стихах, загадках, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;

закаливание. Это целая система мероприятий, направленных на защиту и приспособления организма к колебаниям внешней среды.

Нарушением опорно – двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы. Стопа –фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развитияможет отразиться на осанке ребенка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мыщцы стопы и голеностопного сустава. Для профилактики плоскостопия, проводится ряд специальных упражнений, вкючаемых в зарядку раз в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

Выступление на педагогическом совете "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"

Выступление об основных направлениях инновационной деятельности в области физического воспитания в ДОУ....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...