Самообразование на тему - "Синхронное плавание" в ДОУ .
методическая разработка по физкультуре

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.Синхронное плавание один из видов спорта включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии, плавания, развивающий гибкость и формирующий правильную осанку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sinh.plavanie.docx91.08 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 13

 "Золотая рыбка"

«Технология- синхронное плавание»

                       

                                   Инструктор по плаванию

                                   Арсентьева Ю.А.        

Технология:

Обучение танцам на воде с элементами синхронного плавания

Пояснительная записка

При поступлении в детский сад значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастные показатели развития основных и двигательных качеств. Технология обучения детей танцам на воде с элементами синхронного плавания разработана с целью организации оптимального двигательного режима детей дошкольного возраста.

Учиться плавать должны все независимо от возраста. Детей следует как можно раньше приучать к воде, чтобы им нравилось купаться и чтобы они не боялись воды.

Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия.

         Плавание также незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Регулярные занятия способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что положительно отражается на осанке ребенка. Во время погружения в воду создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечнососудистой системы в целом. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Также плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека. 

Синхронное плавание один из видов спорта включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии, плавания, развивающий гибкость и формирующий правильную осанку.

Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание,

воспитывают чувство красоты и ритма движений,детского коллективизма.

Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому мы

 используем его элементы. При подготовке композиций у детей развивается 

двигательное воображение.

Дошкольники самостоятельно придумывают упражнения с предметами и без них,выбирают движения,с помощью которых могут выразить услышанную 

мелодию.Иногда в процессе занятий дети придумывают целые связи новых упражнений.

Для красоты и оригинальности самостоятельно группируются в пары, тройки: увлекаются выполнением упражнений,несмотря на их сложность.

Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать 

плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в 

преобразовании,  украшении композиции.

Поэтому использование данной методики рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.

Методика обучения элементам синхронного плавания содержит комплекс 

дыхательных упражнений на суше, а так же разучивание отдельных

 элементов.

Синхронное плавание-

вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Этот вид спорта один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, не смотря на кажущуюся лёгкость, он является весьма требовательным – помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.
В идеале синхронное плавание должно сочетать в себе красоту формы и содержания. Спортсменки путём упорных тренировок пытаются добиться совершенства и синхронности грациозных движений. 

Обучение спортивным танцам эффективно начинать с пятилетнего возраста.

Цель: формированиесохранение, укрепление физического и психического здоровья дошкольника, его эстетическое и художественное воспитание, обучение каждого ребёнка плаванию, формирование точных двигательных навыков, двигательной памяти.

Задачи:

  • Оптимизация качества воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
  • Реализация системы эффективного закаливания.
  • Расширение кругозора дошкольников через знакомство с различными видами спорта.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью через усвоение правил техники безопасности на воде.
  • Выработка эмоциональной устойчивости во время публичных выступлений. формировать физические качества: координацию, гибкость, быстроту, выносливость, силу;
  • Развивать умение соединять различные виды передвижений в двигательную мелодию;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве (в воде);
  • Развивать  детское творчество;
  • Развивать плавательные навыки через разучивание синхронных упражнений и композиций;
  • Учить различать темп и характер музыки при выполнении упражнений;
  • Учить организовывать деятельность в подгруппе сверстников;
  • Создавать условия для личного роста ребёнка и развития его творческих способностей, способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению,  появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде.

Развитие детского творчества -сложная и актуальная проблема. Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к 

поиску эффективных путей личностного становления в условиях

 интеграции,взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как

 плавание, музыка, познавательная среда. Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы.

Используя сюжетные, игровые, соревновательные занятия, постоянно 

обращаем внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.

Синхронное плавание представляет собой гармоничное сочетание гимнастики, акробатики и плавания. Путем долгих тренировок дети добиваются синхронности выполнения элементов. Это очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружение в такт музыки, танцы с различными предметами, построение различных танцевальных композиций. Все это позволяет ребенку выразить себя и доставляет при этом огромное эмоциональное удовольствие.

Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение заболеваемости у дошкольников.
  • Формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание коллективизма, посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
  • Формирование: координации, гибкости, пластичности, художественно-эстетического вкуса.
  • Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
  • Овладение детьми  умением  ориентироваться в пространстве.
  • Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
  • Овладение детьми различными видами плавания, умение ориентироваться в пространстве.

 Основные принципы

1.Принцип научности предполагает построение организованной двигательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

 

2.Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период младшего и старшего дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий

 

3.Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха.

 

4.Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. Увеличивается объем и интенсивность физической нагрузки, включаются более сложные упражнения. Здесь важен индивидуальный подход.

 

5.Принцип индивидуальности предполагает такое построение обучающего процесса и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития ребенка.

 6.Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания.

 

7.Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), его двигательных навыков. Все упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

 

8.Принцип чередования нагрузки или принцип рассеянной физической нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание движений, упражнений, игр, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

 

8.Принцип наглядности является одним из главных обще-методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной. Зрительная наглядность — это демонстрация движений в целом, по частям, с помощью ориентиров, наглядных пособий, видеофильмов. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образного слова.

 

9.Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.           

                 

Методы и приемы

  • показ, разучивание, имитация упражнений;
  • использование средств наглядности;
  • исправление ошибок;
  • подвижные игры на суше и в воде, а также другие игровые приемы;
  • индивидуальная страховка и помощь;
  • круговая тренировка;
  • оценка (самооценка) двигательных действий;
  • соревновательный эффект;
  • контрольные задания.

В процессе освоения нового материала методы и приёмы работы направлены на то, чтобы:

  • максимально сконцентрировать внимание детей;
  • вызвать интерес к новой композиции;
  • активизировать детей с учётом индивидуальных способностей.

Сроки реализации программы –1 год. Содержание программы ориентировано на группу детей  в количестве 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 занятий в году.

Анализ исходного состояния проблемы:

При поступлении в детский сад значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастные показатели  развития основных и двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности.
В связи с этим возрастает роль  ДОУ в формировании здоровой личности, возникает постоянная необходимость внедрять новые формы работы с детьми, привлекая специалистов различного профиля.

Учитывая все факторы, свои профессиональные возможности, запросы родителей, особенности развития детей, нами была разработана и внедрена в воспитательно-образовательный процесс МДОУ № 12 «Жемчужина» города Подольска оздоровительная технология обучения детей танцам на воде с элементами синхронного плавания.

Обучение танцам на воде, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, даёт право поучаствовать в процессе создания танца. Отличительной особенностью данной технологии является интеграция физических, эстетических, художественно-творческих и психо-эмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию.

Концепция представляемой технологии содействует укреплению здоровья воспитанников и художественно – эстетического развития на основе реализации следующих принципов:

  • Принцип индивидуального мониторинга;
  • Принцип здоровье сберегающего обучения дошкольников плаванию;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода;
  • Принцип возрастной преемственности;
  • Принцип взаимосвязи всех специалистов ДОУ и родителей.

Технология включает в себя несколько блоков:

  • Спортивный -  дети знакомятся с различными видами водного спорта, с олимпийским движением.
  • Музыкально- ритмический - дети разучивают музыкально-ритмические композиции.
  • Театрально-игровой - дети знакомятся с жанром пантомимы, импровизации.
  • Конструктивный - дети знакомятся с терминологией, учатся читать схемы танца.  

Литература:

 1. Е.К. Воронова, «Программа обучения плаванию в детском саду», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г

2. Пищикова Н.Г., «Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники», Издательство «Скрипторий 2003».

 3. Яблонская С.В., Циклис С.А. «Физкультура и плавание в детском саду», издательство ТЦ Сфера, 2008.

 4. Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ. / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2011

 5. Маханева М.Д., Баранова Г.В. «Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2009

 6. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А.Чеменевой. – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВо


Диагностическая карта. Технология - синхронное плавание.

Подготовительная группа

Возраст 6-7 лет

Интерес к рисункам на воде

Активизация внимания, синхронности

Развитие волевых качеств

Развитие творческих способностей

Начало учебного года(октябрь)

16 %

23 %

17 %

22 %

Конец учебного года (апрель)

82 %

93 %

90 %

88 %


Старшая группа

Возраст 5-6 лет

Интерес к рисункам на воде

Активизация внимания, синхронности

Развитие волевых качеств

Развитие творческих способностей

Начало учебного года(октябрь)

18 %

22 %

15 %

20 %

Конец учебного года (апрель)

86 %

97 %

85 %

92 %


Средняя группа

Возраст 4-5 лет

Интерес к рисункам на воде

Активизация внимания, синхронности

Развитие волевых качеств

Развитие творческих способностей

Начало учебного года(октябрь)

20 %

18 %

14 %

21 %

Конец учебного года (апрель)

79%

86 %

78 %

81 %

                                         

                                       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект "Синхронное плавание: "Танцы на воде"

В детском саду перед ребёнком открыты разные возможности для творческого осмысления действительности и его выражения и одна из них - синхронное плавание. Это очень увлекательная форма работы, задающая...

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...

Доклад на педагогическом совете Тема: Использование элементов синхронного плавания как средство развития физических и творческих способностей детей.

Доклад на педагогическом советеТема: Использование  элементов синхронного плавания  как средство развития физических и творческих способностей детей....

Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию с элементами синхронного плавания

Программа нацелена на работу с девочками седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение держаться на воде, «скользить» по воде, задерживать дыхание в воде и прочее...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...