Перспективное планирование по физическому развитию для детей от 6 до 12 месяцев
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Хадимуллина Гульнара Альбертовна

Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по физическому развитию

для детей от 6  до 12 месяцев

Пояснительная записка

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания правительства Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с младенчества.

Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание. По определению, оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития.

Возраст

Неделя

Игра-занятие:

Ход игры:

Задачи:

6 -7 месяцев

1.

«Посмотри на меня»

Когда малыш сосредоточит взгляд на лице, медленно отодвинуться сначала вправо, затем влево.

-учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе.

 -развивать тактильную чувствительность грудничка

-развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек,

«Дай ручку»

Массаж рук. Легкое поглаживание каждого пальчика

«Погремушка, погреми!»

Взять яркую погремушку и потрясти ею на расстоянии 40–45 см от  лица ребенка, привлекая внимание. Погреметь справа, слева, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой, делать повороты головы

2.

«Ну-ка, оттолкнись!»

Подойти по ближе к ребенку, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться.

-улучшение физического развития

-укрепление ног, рук и пальцев.

-закреплять отдельные части тела в определенном положении

«Дай ножку! (массаж ног)

Легкое поглаживание указательным пальцем: край стопы, дотронуться до подушечек на стопах ножки, возле пальцев, потрогать середину стопы.

«Хватай-ка!»

Вложить свои указательные пальцы в ладошки малыша. Ребенок тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы, чуть-чуть приподнять руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно.

3.

«Ку-ку».

Наклонится над малышом, поговорить с ним немножко, а затем сказать «ку-ку» и закрытть лицо руками, пеленкой, ярким шарфиком. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз.

- укрепление и развитие мышц: туловища, живота, спины, ног. 

 - стимулировать желание малыша захватывать предметы

- развитие ловкости

«Хвать!»

Ребенок должен схватить игрушку! Чтобы чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала

«Где звенит?».

Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Ребенок должен отыскать источник звука, повернуться и протянуть руки. Для игры используются разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п.

4.

«Бибабо»

Куклы-перчатки надеть на руку, спрятаться за ширму и показать ему куклу. Подвигает ручками, похлопать в ладоши, покачать головкой, покрутится из стороны в сторону.

Развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость)

- приспосабливать и укреплять кистевой захват,

-учится манипулировать предметами

«Маленькие ручки»

Массаж рук малыша. Делать это нежно, с ласковыми приговариваниями. Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам.

«Мельница».

Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз.

7 - 8 месяцев

1.

«Иди, иди сюда!».

 Расположите перед малюткой на расстоянии примерно 1 м красивую и яркую игрушку, например, кошку. Ребенок сконцентрировав на ней своё внимание, должен доползти до него.

- охрана и укрепление здоровья ребёнка

- закаливание организма ребёнка

- развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве

«Колечки»

Пластмассовые или деревянные колечки. Их диаметр - от 5 см и больше Перебирая колечки разной величины, малютка перекладывает их из одной руки в другую.

- учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе.

 -развивать тактильную чувствительность грудничка

-развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек,

«Ай да ножки!»

 Поглаживание-массаж ног. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки. У тебя, у нашей крошки! Скоро ножки, скоро ножки. Будут бегать по дорожке.

2.

«Велосипед»

Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз.

- воспитание здорового, физически развитого и совершенного ребенка – развивать вестибулярный аппарат малыша,

- способствовать укреплению мышц живота, ног, груди и т.д.

«Качели»

Мяч застелить чистой пеленкой, выложить дитя на животик. Прижать его локти к туловищу, чтобы была опора, и покачивать на мяче взад-вперёд и в стороны.

«Обнимашки»

Попеременно перекрещивать ручки на груди малыша, сначала левая рука сверху, затем правая, 10 раз.

3.

«Карапуз»

Лёжа на животе, ногами к взрослому. Педагог поднимает малыша левой рукой под животик, правую – заводит под руки ребёнка. Он упирается ладонями о поверхность, взрослый толкает правой рукой и локтем попеременно ручки.

- развитие вестибулярного аппарата мягкими, приятными на ощупь мячами малыша, способствовать

- укреплению мышц шеи, рук, ног, живота, спины

«Конфеточки»

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки, Золотые веточки (поочередное касание головы, рук, ног.)

«Гусеница»

Лёжа на мяче животом, руки малыша вытянуты перед собой. Педагог прокручивает мяч вперед, и ребёнок касается ладошками пола, делая несколько шагов руками.

4.

«Тачка»

Взять малыша, лежащего на животе, за ножки и потихоньку продвигайтесь с ним по полу вперед. Нужно добиться, чтобы ребенок «шел» на руках, переставляя их для перемещения.

- укрепить мышцы рук и шеи.

- развивать способность воспринимать, чувствовать

- воспитание здорового, физически развитого и совершенного малыша

Массаж грудной клетки

Ребёнок лежит на спине, педагог тыльной стороной руки поглаживает от нижней части грудины вверх и в стороны к плечам. Далее пальцами поглаживает от центра к краям по ходу направления рёбер.

«Снежный ком»

Катание мячей по полу руками, пинание ногами, при поддержке педагога.

8 -9

месяцев

1.

«Уголок»

Протянуть к ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опустить ребенка обратно.

- развитие и укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног.

- воспитание смелости, уверенности

- развивать выносливость

Массаж живота

Тыльной стороной кисти произвести круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке. Подключая вторую руку, ладони скользят синхронно от боков к центру снизу вверх. Далее правая кисть, согнутая в кулак, аккуратно движется по спирали вокруг пупка по часовой стрелке. Заканчивается массаж легким поглаживанием живота.

"Самолетик-самолет"

Лежа на спине поднять палочку на такую высоту, на какую поднимаются прямые ноги и ребенок должен по команде дотянуться до палочки ступней или хотя бы коснуться пальцами.

2.

«Кольца»

Сгибание и разгибание рук. Ребенок держится за пластмассовые кольца или за погремушки с кольцами, а педагог держит за другой конец, управляя процессом. Делать упражнения нужно считая на раз-два.

- укрепление и развитие мышц: туловища, живота, спины, ног, плечевого пояса 

 - стимулировать желание малыша захватывать предметы

- развитие ловкости

«Ветерок»

Сидя, ребенок должен самостоятельно вращать руками вперед и назад.

«Давайте погладим кошечку» (собачку, мишку и т.д)

Педагог ставит ребенка стоя спиной к себе так, чтобы одна рука держала колено, другая - живот, так малыш не упадет. Ребенок должен самостоятельно поднимать с пола игрушки, сгибая и разгибая спину. Ноги не должны при этом сгибаться.

3.

«Мостик»

Ребенок может самостоятельно делать мостик, малыша поставить спиной на колени и за головой поставить игрушку, ребенок будет тянуться за игрушкой, прогибая спину, также он должен самостоятельно взять игрушку и прогнуться назад в исходное положение.

- развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость)

- приспосабливать и укреплять кистевой захват,

-учится манипулировать предметами

«Ай да ножки!»

«Ай да ручки!»

 Поглаживание-массаж ног (рук). Можно приговаривать:

Что за ножки (ручки), что за ножки. У тебя, у нашей крошки! Скоро ножки, скоро ножки. Будут бегать по дорожке.

«Бокс»

Исходное положение: ребенок сидит или стоит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки.

4.

«Топанье и наклоны»

Поставить ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживать ребенка под мышками. Начиная делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживать ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее.

-учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе.

 -развивать тактильную чувствительность грудничка

-развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек,

Массаж спины и ягодиц

Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание

«Эстафетная палочка»

Положить предмет и ползти вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дать малышу возможность успеть к палочке или мячику первым.

9-10

месяцев

1.

«Запасливый

гном»

Для этого упражнения  понадобятся несколько небольших мячиков, корзинка или коробка. Посадить, сесть сбоку от него, например. Протянуть крохе мячик, он возьмет его правой рукой. Важно, чтобы ребенок повернулся к вам корпусом вполоборота. Далее нужно переложить мячик в другую руку и положить его в коробку

- укрепление и развитие мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей

- формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят

-вырабатывать потребность к ежедневным занятиям

«Приседания - сели-встали»!

Взять ребенка за руки и побуждать  присесть на корточки, разводя колени в стороны приговаривая: «Сядем-встанем»! Следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднять руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.

«Поехали на велосипеде»

Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз.

2.

«Перекладывание кубиков»

Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно (наклоны, повороты туловища)

- формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят

- сохранения и укрепления здоровья детей

- содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности

Массаж спины и ягодиц

Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание

«Колечки»

Сгибание и разгибание рук. Ребенок держится за пластмассовые кольца или за погремушки с кольцами, а педагог держит за другой конец, управляя процессом. Делать упражнения нужно считая на раз-два.

3.

Массаж рук малыша

Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам.

- развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость)

- приспосабливать и укреплять кистевой захват,

-учится манипулировать предметами

«Мельница».

Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз.

«Дом для куклы»

Педагог просит принести ребенка кубик, что бы построить дом для куклы: ходьба, наклоны, повороты туловища.

4.

«Хвать!»

Ребенок должен схватить игрушку! Показывать разные игрушки, двигать ими. А когда ребенок протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала

- содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности

- формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят

- развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость

Массаж спины и ягодиц

Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание

«Птички  -полетели!»

Ребенок разводит руки в стороны и идет к игрушке. Педагог приговаривает: «Полетели, полетели!»- ходьба, упражнения рук, повороты туловища и головы.

10 – 11

месяцев

1.

«Веселая кукла -Бибабо»

Куклы-перчатки надеть на руку, спрятаться за ширму и показать ему куклу. Ребенок должен подойти к педагогу и повторять гимнастические упражнения которые покажет педагог.

- укрепление и развитие мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей

- формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят

-вырабатывать потребность к ежедневным занятиям

«Цыплята на полянке» (массаж)

Вибрация или встряхивание.

Растирание, в том числе и кольцевое. Постукивание и пощипывание. Поглаживание.

«Ходят ножки-топают»

Ходьба, вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок, и делать движения руками

2.

Полетели-полетели!

Ребенок разводит руки в стороны и идет к игрушке. Педагог приговаривает: «Полетели, полетели!»

- развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость)

- приспосабливать и укреплять кистевой захват,

-учится манипулировать предметами

«Погладим котеночка»

Сделать массаж спины, живота, легко растереть кожу, чтобы активизировать кровообращение.

«Собачки»

Передвижение за игрушкой на четвереньках. Исходное положение — малыш стоит на четвереньках на столе. Ложим перед ним игрушку и побуждаем его ползти к ней. Повторяем 2–4 раза.

3.

«Здравствуй солнышко!»

Переход в положение сидя. Исходное положение — малыш лежит на спине. Придерживаем ребенка левой рукой за бедра, побуждаем его перейти в положение сидя без поддержки за руку. Повторяем 2–3 раза.

- содействовать повышению уровня ежедневной двигательной активности

- формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать и т.д.)

- научить ребёнка играть

- развивать физическую активность

«Дай ручку»

Массаж рук, пальчиков, плечь. Легкое поглаживание каждого пальчика

«Приплясывание»

Исходное положение — малыш, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждаем ребенка переступать ножками, приседать, приплясывать в течение 1–2 минут.

4.

«Приседания - сели-встали»!

Взять ребенка за руки и побуждать  присесть на корточки, разводя колени в стороны приговаривая: «Сядем-встанем»! Следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднять руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.

- создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений

- развивать интерес,

- научить ребёнка играть

 Массаж живота

Круговое поглаживание 5-6 раз, встречное поглаживание 5-6 раз, поглаживание косых мышц живота 5-6 раз, круговое поглаживание 5-6 раз.

«Мельница»

Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз.

11 – 12

месяцев

1.

«Брось мячик»

Бросание мяча в ведро (имитация баскетбола).

-улучшение физического развития

-укрепление ног, рук и пальцев.

-закреплять отдельные части тела в определенном положении

«Веселые ножки»

Массаж стоп: поглаживание 5-6 раз.

Сгибание и разгибание стоп- рефлекторные упражнения 3-4 раза.

«Разноцветные кубики»

Педагог просит принести ребенка кубик, что бы построить домик для мишки: ходьба, наклоны, повороты туловища.

2.

«Кошечка»

Разгибание позвоночника- исходное положение: ребёнок лежит на боку- одной рукой придерживайте ноги ребёнка, большим и указательным пальцами другой руки легко провести вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее, в ответ на это воздействие ребёнок прогибает спину, (рефлексе таланта). Повторить это движение на левом боку, меняя соответственно руки.

- охрана и укрепление здоровья ребёнка

- закаливание организма ребёнка

- развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.

- укрепление мышц

«Дай ножку!

Массаж ног. Легкое поглаживание указательным пальцем: край стопы, дотронуться до подушечек на стопах ножки, возле пальцев, потрогать середину стопы.

«Зайди в круг»

Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга

3.

«Топанье и наклоны»

Упражнение, ребенок топает ножками, педагог приговаривает: «Топ-топ- шли ножки по дорожке».

- одействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

- развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;

«Птички полетели»

Положить ребенка на спину и сделайте лёгкое встряхивание ручек - захватить кисть ребёнка так же, как и при массаже, и очень легко встряхнуть обе руки, слегка разведя их в стороны.

Рефлекторный массаж стоп

Сгибание и разгибание стоп- надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы- разгибание.

4.

«Посмотри на меня»

Когда малыш сосредоточит взгляд на вас, нужно медленно отодвинуться сначала вправо, затем влево.

- содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности

- формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать и т.д.)

- научить ребёнка играть в подвижные игры

- развивать физическую активность

«Кто в домике живет»

Не меньший восторг у ребёнка до года вызывают всевозможные коробочки, шкатулочки, кастрюльки. Они состоят как минимум из двух частей, значит, их можно: открывать, закрывать, наполнять. А ещё - громыхать ими и прятать в них что-то меньшее по размеру. Ребенок на определенном расстоянии подходит открывает крышку и смотрит кто спрятался в емкости. (3-4раза)

Игра в догонялки

  • Педагог направляет, обруч катиться вперед, а ребенок должен быстро дойти используя только ходьбу, а не бег.

Приложение

Игровые – занятия по развитие общих движений

Ползание

Цель: Дальнейшее развитие зрительного и слухового сосредоточения. Побуждение к ползанию (с 5-6 месяцев).

Ход занятия.

Педагог убирает из манежа все игрушки и кладет ребенка на живот лицом к центру. Приносит озвученный волчок и заводит его в центре манежа. Мелодичное звучание волчка и его яркая окраска привлекают внимание малыша. Он делает попытки ползти к центру манежа, чтобы схватить волчок.

Вставание к барьеру

Цель: Развить умение вставать, придерживаясь за барьер (с 7 месяцев).

Ход занятия.

Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за барьер манежа, педагог, стоя с яркой игрушкой у манежа, поощряет его стремление встать и дотянуться до игрушки.

Переступание вдоль барьера

Цель: Научить переступать вдоль барьера (с 8 месяцев).

Ход занятия.

Когда ребенок стоит, держась за барьер манежа, педагог подходит с игрушкой в руках на такое расстояние, чтобы ребенок не мог захватить игрушку, и жестами зовет его к себе. Ребенок тянется к игрушке и делает боковой шаг. С каждым занятием игрушка ставится все дальше и дальше. Так ребенок постепенно овладевает умением ходить вдоль барьера и начинает ходить самостоятельно, придерживаясь за него.

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1381755/cb57977e-8ef1-4eee-901d-7fefd3813c38/orig

Использованная литература:

1. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников. — М.: АСТ, 1996.

2. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. — М., 1982.

3. Первушина, Е. Развивающие игры для детей от рождения до года / Е. Первушина. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.

4. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от одного до трех месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 94 — 95.

5. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С. 110 — 111.

6. Разенкова, Ю. Игры с детьми младенческого возраста / Ю. Разенкова. — М.: Школьная пресса, 2000.

7. Сигал, Мэрилин Ребенок играет от рождения до года / Мэрилин Сигал. — СПб.: Питер Пресс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе

Разработка перспективного планирования по физическому развитию...

Перспективное планирование по физическому развитию

Гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование основ здорового образа жизни. Приобретение опыта в следующих видах дея...

Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе

Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе под редакцией Л. И. Пензулаевой по программе "От рождения до школы"  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  Пе...

Перспективное планирование по физическому развитию детей 3-4 лет

Перспективное планирование по физическому развитию детей 3-4 лет (Полтавцева, Гордова)...

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной  к школе группе в таблице...

Перспективное планирование по физическому развитию на свежем воздухе для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"

Перспективное планирование по физическому развитию для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"...

Перспективное планирование по физическому развитию детей 4-5 лет.

Основным направлением данной работы является физкультурно-оздоровительное развитие, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, фо...