Общая характеристика влияния игровых упражнений с мячом на развитие физических и эмоциональных качеств дошкольников.
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Живова Анна Викторовна

В дошкольном возрасте большое положительное влияние в развитии  двигательной деятельности занимают игры с мячом. Играм с мячом отводится особая роль. В данной статье дана общая характеристика воздействия двигательной активности с использованием мяча для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика влияние игровых упражнений с мячом на развитие физических и эмоциональных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте формируются основы физического развития, здорового образа жизни, формируются морально-волевые качества ребенка.  Этот период является очень важным, так как происходит знакомство с физкультурой, появляется интерес к спорту.

По моему мнению, в дошкольном возрасте большое положительное влияние в развитии  двигательной деятельности занимают игры с мячом. Играм с мячом отводится особая роль.

 Польза от игр с мячом была известна еще с древних времен. Так, римский врач Клавдий Гален даже лечил своих пациентов с помощью игры с мячом. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал его роль в развитии координации движений[1]. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч. Данный вид игровой подвижности является фактором, оказывающим влияние на становление быстроты, координации, ловкости дошкольника.

Упражнения с мячом требуют определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий[2].

Кроме того, игры с мячом связаны и с эмоциональной составляющей: в процессе обучения ребенок переживает различные чувства, эмоции. При проведении подвижных игр с использованием атрибута в виде мяча дети ощущают себя единым коллективом, появляется чувство ответственности и сопереживания, желание выполнить задачу правильно и без ошибок. Во имя достижения общей цели, команда поддерживает друг друга, пробует самостоятельно решать трудные задачи.

Стоит отметить то, что игры с мячом являются способом эмоциональной разгрузки для ребят дошкольного возраста. Концентрация внимания на мяче и желание овладеть навыками работы с ним – оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние, повышают тонус и настроение.

В настоящее время, игра является одним из самых распространенных видов работы с дошкольниками. Дети с удовольствием выполняют отбивание мяча стоя на месте, в движении; перебрасывание мяча в парах из разных положений; забрасывание мяча в кольцо; метание. Большой интерес вызывает знакомство с техникой владения мяча в спортивных играх: в футболе, баскетболе, теннисе. Стоит отдельно подчеркнуть использование мяча в проведении игр-эстафет, т.к. данный вид физической активности всегда сопровождается  яркими эмоциями и впечатлениями.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль игр с мячом в своих работах подчеркивали В.В. Гориневский, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодский-Гернгросс.

Актуальность моей работы заключается в том, что необходимо использовать мяч в любом виде деятельности физической культуры с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Игры с мячом являются уникальной возможностью для активности и творчества ребенка, возможности получить хорошие эмоции. Неслучайно П.Ф. Лесгафт считал, что «…задачи физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнить их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью…»[3].

Мой опыт работы демонстрирует мне положительную динамику во всестороннем развитии ребенка при использовании в работе атрибута - мяча.

Таким образом, игры с мячом оказывают большое влияние на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.


[1]   Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. С. 147.

[2] Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004. С. 234.

[3] П.Ф. Лесгафт. Задачи физического развития. Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2018. - № 2 (9). - С. 16г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)Комплекс 1.1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, ск...

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для дошкольников «Праздник мяча»

Методическая разработка посвящена различным играм и упражнениям с мячом для детей 4-7 лет....

Физическая культура." Игровые упражнения с мячом".

Цель. Упражнять детей в ходьбе колонной по одному в чередовании с прыжками; повторить игровые упражнения с мячом.I.часть.Ходьба в колонне по одному; прыжки через бруски; ходьба и бег.II.часть.Игровые ...

Игры и игровые упражнения с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста.

Познакомить педагогов с различными видами игр с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Игровые упражнения с мячом для развития ловкости у ребёнка старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей   на тему:«Игровые  упражнения с мячом для развития ловкости у ребёнка старшего дошкольного возраста»...