Особенности развития равновесия и координации у детей
статья по физкультуре

Кирина Анна Владимировна

Чтобы успешно идти вперед (и в прямом, и в переносном смысле), ребенок должен научиться контролировать свое тело и в статическом положении, и в движении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития равновесия и координации у детей

 Даже самые маленькие дети обычно очень подвижны (при отсутствии серьезных проблем со здоровьем). Они игривы, полны энергии, постоянно находятся в движении, даже если еще не умеют ходить. А уж если сделали первый самостоятельный шаг, то вообще становятся неудержимыми.

При этом взрослым крайне важно отслеживать, как происходит развитие ребенка, в том числе и в двигательной сфере. Эффективное функционирование детского организма возможно лишь при условии полного контроля за телом, а такие навыки порой получить непросто. Чтобы успешно идти вперед (и в прямом, и в переносном смысле), ребенок должен научиться контролировать свое тело и в статическом положении, и в движении.

Это означает, что постепенно у него должны развиваться такие естественные навыки, как координация движений и равновесие. Первое понятие описывает способность маленького человека успешно выполнять точные «запланированные» движения. Иными словами, это умение согласовывать активность тех мышц, которые необходимы для выполнения указанного движения. А вот равновесие бывает двух типов:

статическое — навык контроля за стационарным положением тела;

динамическое — навык добиваться сбалансированности тела при движении.

Если ребенок запаздывает с овладением таких умений, это может негативно сказаться на всем его общем развитии. Поэтому родители должны уделять данной стороне взросления как можно больше внимания.

Почему для детей так важно овладеть равновесием и координацией

 Эти навыки важны не только для общего развития ребенка. Не овладев равновесием и координацией в той мере, что соответствует его возрасту, он просто не сможет выполнять простых движений: ходить, пользоваться столовыми приборами, сидеть за стульчике за столом и т. д.

Другая сторона — снижение риска получить травму. При возникновении определенных угроз тело реагирует соответствующим образом. Например, ребенок бежит, спотыкается, падает, но смягчает падение, мгновенно сгруппировавшись и выставив вперед руки. Полученные навыки способствуют и более эффективной работе, например, за письменным столом, когда тело занимает оптимальную позу для выполнения конкретной задачи — письмо, чтение и т. д.

Чем старше становятся дети, тем больше у них разнообразных интересов. Реализовать большинство из них они не смогут, если в более раннем возрасте не были развиты в достаточной степени равновесие и координация.

В первую очередь это касается спортивных занятий. Любой из видов спорта требует глубокого развития указанных навыков, особенно в таких направлениях, как борьба, художественная гимнастика, баскетбол, теннис, водный спорт, фигурное катание. Добиться высоких результатов просто невозможно, если отсутствует эффективный контроль тела. Кроме того, при правильно выверенных движениях экономится энергия, снижается усталость.

Первые шаги в развитии у ребенка таких важных навыков родители должны делать с особой тщательностью. Малыш должен осознать, как двигается его тело в целом и его отдельные части (ручки, ножки, голова). Потом необходимо привить понимание того, как тело двигается по отношению к различным предметам и окружающему миру в целом.

Детям нужно на собственном опыте почувствовать, что такое билатеральная (двусторонняя) интеграция. За этим сложным термином скрывается способность использовать обе руки, определив среди них ведущую. Еще одно важное понятие — проприоцепция. Это способность человека ощущать себя в пространстве, а не отдельно от него. При этом в мозг передается информация от мышц и суставов. Это позволяет, например, бегущему ребенку затормозить у стенки и не врезаться в нее.

Признаки проблем в развитии ребенка

Внимательные родители всегда заметят, если у малыша проблемы с координацией движения. Впрочем, это сложно не заметить: он постоянно спотыкается, часто падает, натыкается на препятствия, а не обходит их. Ребенок может бегать слишком медленно либо в странной манере — скованно, без плавности.

Норма для таких детей — вообще отказываться от физической активности. Обычно они не хотят играть с другими малышами на детской площадке, отсиживаются на скамеечке, не бегают наперегонки и не участвуют в других активных играх. Более того, они категорически отказываются от каких-то новых игр или активных занятий, если те требуют физических усилий.

Если такой ребенок все же проявляет желание научиться езде на велосипеде, самокате или освоить плавание, то это получается у него медленнее, чем у сверстников, более неуклюже и с гораздо меньшими успехами.

Естественные этапы физического развития у такого малыша идут с некоторой задержкой. Взрослые замечают, что он не так активно ползает или пошел намного позже, чем другие дети такого же возраста. Уже одно это — тревожный звоночек, который говорит о слабом развитии координации.

Проблемы с ней проявляются и при выполнении заданий на тренировку мелкой моторики. Для развития ребенка она очень важна, но успехов в этом направлении вы можете не видеть. Вас должно насторожить, что малыш, например, с трудом держит карандаш, не может направить его движение так, чтобы получилась ровная линия, или у него не выходят мелкие штрихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

Коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет с нарушением зрения

Конспект коррекционно-педагогического занятия-путешествия по развитию зрительно - моторной координации у детей 4-5 лет с нарушение зрения. В конспекте показано как можно ненавязчиво в форме игры...

Развитие зрительно - моторной координации у детей 5- 6 лет.

Конспект занятия по развитию зрительно - моторной координации. Цели занятия: - развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации; - развитие концентрации, устойчивости и распределения вни...

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук

Материал будет полезен родителям и специалистам,  работающим с дошкольниками...

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...

Использование элементов степ-аэробики как средства развития равновесия и координации у детей старшего дошкольного возраста на уроках физической культуры

По мнению Л. В. Шапковой, известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом. Наиболее благоприятным периодом в развитии способности к сохранению равновесия у детей является возраст...

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

Возрастные особенности формирования зрительно-моторной координации, представленные в таблице, послужат ориентиром для родителей, которые заботятся о здоровье и развитии своего ребёнка....