Методическая разработка физкультурного досуга " Неофициальные символы России" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Шарыгина Елена Александровна

Данная методическая разработка знакомит дошкольников с " неофициальными" символами нашей страны,используя такие любимые детьми формы как загадки,эстафеты и подвижные игры..Может быть полезна как инструкторам по физической культуре ,так и воспитателям доу и другим специалистам.Нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно через приобщение детей к культурному наследию,праздникам,традициям,народно-прикладному искусству,устному народному творчеству,музыкальному фольклору ,народным играм решается данная задача. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Методическая разработка досуга

                                 «Неофициальные Символы России»

                              для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить представления детей о неофициальных символах нашей страны, воспитывать духовные и патриотические чувства , любовь к Родине.

Задачи: 
Создать праздничное настроение, благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Формировать у детей уважительное отношение к символам России, понимание, что они призваны объединять жителей одной страны;

Развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи детей, обогащать активный словарь у дошкольников.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору;

Совершенствовать двигательные способности детей.
Развивать физические качества.
Способствовать расширению у детей знаний о нравственных качествах – уважении, сопереживании, доброте, взаимопонимании и взаимопомощи.
Способствовать воспитанию здорового образа жизни, интереса к занятиям спортом.
Воспитывать у детей чувство единства команды, способствовать сплочению коллектива через игру - спортивное развлечение.

Материалы и оборудования: Медиа проектор, ноутбук, презентация

«Неофициальные символы России».

Для эстафет: 2 магнитные доски,2 силуэта матрёшек, элементы узоров на магнитах,2 ложки и 2 шарика, валенки, снежки, маска медведя, лепестки ромашки и сердцевинки,2 дуги, маска- самовар.

Музыкальные файлы: Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»,

Автор: А.Осьмушкин, музыка В. Темнов «Русские матрёшечки», Минус «Русские ложки», Группа Непоседы «Ромашка-это символ доброты», минусовка «Три белых коня».

Ход деятельности.

Педагог: Наша планета очень большая и на ней есть разные страны. Дети, а в какой стране живем мы с вами?

Дети: Россия.

Педагог:

– Правильно. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, многонациональная).

Педагог: Дети, а как называют людей, проживающих в России? (россияне) Скажите, а какие три символа – три отличительных знака – есть у любой

страны, в том числе и у России?

Дети: Гимн, флаг, герб.

Педагог: А как можно иначе назвать нашу страну?

Дети: Родина.

Педагог: Правильно, но находясь далеко от дома, любой русский человек при слове Родина вспоминает не только флаг и герб, но и представляет что-то свое, очень родное.

А что они вспоминают, вы попробуйте отгадать с помощью загадок.

Разделение детей на 2 команды (у одних детей – голубые кружочки, у других – желтые) Одна команда- капельки, другие – лучики.

1,2,3- по командам становись!

1 Загадка:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

Педагог: Матрешка самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Кто к нам в Россию в гости приезжает, обязательно покупает русский сувенир – матрешку. А для нас матрешка с давних пор является символом земли русской.

Посмотрите ребята, а вот и матрешки в разноцветных сарафанах. Только где же узоры?

Давайте украсим сарафаны матрешек.

Эстафета: «Укрась сарафан матрешке» (музык оформление песня «Русские матрёшечки»)

На магнитных досках матрешки в сарафанах, на подносах- элементы узоров на магнитах. Задача детей: по одному добежать до магнитной доски, взять и разместить элемент узора на сарафане. Возвратиться и передать эстафету.

Полюбуйтесь, какие красивые матрёшечки получились, молодцы!

2 загадка

Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а какой отгадайте.

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы

Мы обуем … (валенки)

Валенки всегда были лучшей обувью для гуляний зимой- в них праздновали Масленицу, колядовали , водили хороводы, плясали.

Эстафета: «Попади в валенок»

Дети по очереди добегают до обозначенной линии, берут мячик (снежок). Прицеливаются, бросают в валенок, стараются попасть в него.

(«Сбей кегли валенком», «Хоккей валенком», «Кто быстрее?»)

3. Загадка:

Золотая сердцевинка,

Много белых лепестков.

Ты цветочек этот встретишь

Средь полей и средь лугов!

(Ромашка)

Педагог: Ромашка-является символом России, нашу ромашку любят и в других странах мира. Еще она символ чистоты и красоты, белая и безукоризненная, символ семьи, все семьи любят цветы ромашки, мужчины любят дарить женщинам шикарные ромашковые букеты.

1 вариант: Игра «Музыкальная ромашка» (венок из ромашек).

Дети становятся в круг, звучит песня. Пока звучит музыка ,каждый передаёт венок и одевает его на голову товарища. Музыка останавливается и тот, у кого венок оказался на голове, выбывает из игры. Играем до тех пор , пока не останется  один победитель. Игра проходит под фонограмму детской песни  « Белая ромашка».

2 вариант: эстафета «Собери ромашку»

Дети выкладывают ромашку из серединки и лепестков, в виде эстафеты.

4.Загадка

Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)

Расписные ложки

Ложки золоченые

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

1 вариант: Эстафета: «Пронеси в ложке яйцо»

Дети по - очереди, берут ложку в ней яйцо, бегут до ориентира, обегают его и возвращаются, передают следующему участнику.

2 вариант: Дети стоят в кругу, звучит русская народная музыка, под музыку передают ложку. Музыка останавливается – у кого ложки выходит в центр, играет на ложках и танцует. (фонограмма р.н.песни)

Педагог: Ложки расписные, красивые, резные!

Вот так ложки – хоть щи хлебай, а хоть музыку играй!

5.Отгадайте следующей символ.

(Тройка лошадей, 2 дуги)

С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И – с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её – …  лошадка

Педагог:

Тройка лошадей

- это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки. Эстафета: «Тройка лошадей» (Дуга с колокольчиками, бег тройками.)

6.Загадка

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одежке,

свесив сережки (береза).

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

Летом цветем, зимой греет,

Настанет весна – потечет слеза (береза).

Дети: Береза.

Педагог: Береза олицетворяет русскую природу, Россию. Береза любимое дерево всех русских людей. Стройную, белоствольную ее всегда сравнивали с девушкой красавицей. Да и праздник свой у березки в июне есть.  Называется – троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали.

Детвора, выходите и хоровод заводите.

Игра-хоровод: «Во поле березка стояла» (участвуют обе команды)

Завивайся березка,

Завивайся, кудрявая.

К тебе девицы пришли,

К тебе красные пришли.

Березку завивали,

Лентой украшали.

Лентой украшали,

Березку прославляли!

7. Загадка

Педагог:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник- (самовар)

Дети: Самовар.

Педагог: Самовар - это символ семейного благополучия. Во все времена самовар занимал почетное место в любом доме. Кто знает, что такое самовар? Дети: Устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена, красавец, душа домашних чаепитий. За столом, на котором стоял самовар, всегда собирались гости, все пили чай и вели добрую, спокойную беседу. (Показываю детям самовар).
«Самовар кипит - уходить не велит!»
«Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».

Эстафета: 1 вариант: «Накрой на стол»

2 вариант: Игра «Пузатый самовар» (играют обе команды)

Дети стоят в кругу- они чашечки, а в центре – самовар. Они дразнят самовар:

Ты пузатый самовар.

У тебя горячий пар.

Ты красивый, расписной,

Поиграй-ка ты со мной!

Раз, два, три,

А, ну-ка догони !

«Самовар» догоняет детей. Пойманный становится «Самоваром».

Игра повторяется 3раза.

8.Загадка (про медведя).

Он в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый.

Летом бродит без дорог

Между сосен и берез.

А зимой сосёт он лапу,

От мороза прячет нос.

Просыпается весной,

Он- хозяин наш лесной!

Дети: - «Медведь»

Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.

Р.Н.И. «У медведя во бору» (маска медведя, играют все)

Какие вы молодцы! Умницы-красавицы, да удалые добры-молодцы!

Вот сколько много неофициальных символов России мы вспомнили!

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

Ребята, если Вам понравилось наше занятие- похлопайте! если нет- потопайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста: Физкультурный досуг "Наш помощник - Светофор"

Данный материал рекомендован для воспитателей, инструкторов по физичесой культуре в детском саду....

Физкультурный досуг "Бравые солдаты" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:- создать радостную, торжественную атмосферу праздника;- прививать детям желание заниматься физкультурой, способствовать закреплению полученных умений и навыков в образовательной области «...

Физкультурный досуг «Осенние старты» для детей старшего дошкольного возраста

В эстафетах участвуют две команды: одна команда с берёзовыми листочками, другая - с кленовыми. Сюрпризный момент письмо от осени....

Физкультурный досуг «Весёлые старты» для детей старшего дошкольного возраста

Досуг направлен на развитие физических качеств воспитанников в процессе игр-эстафет....

Методическая разработка. Спортивный досуг на воде для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Морское путешествие"

Проект разработан по модулю "Методика  и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ"Предоставленный материал будет интересен для инструкторов по физической культуре в ба...

Сценарий физкультурного досуга "День физкультурника" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий физкультурного досуга "День физкультурника" для детей старшего дошкольного возраста...

Физкультурный досуг «Весенняя сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Физкультурный досуг «Весенняя сказка» для детей старшего дошкольного возраста...