Особенности формирования двигательной деятельности детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Екатерина Владимировна Криваненкова

Особенности формирования двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования двигательной деятельности детей дошкольного возраста

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов.  Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии. Гиподинамия — это низкая двигательная активность. 

        Исследования свидетельствуют о том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп. согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве.

Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

        По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

        Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

        Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является двигательная деятельность (активность) детей.

Задачи

  1. Изучить теоретические основы формирования двигательной деятельности детей.
  2. Определить значение движения для становления и развития ребенка дошкольного возраста.
  3. Показать, какая ведется работа в семье по двигательной деятельности (на основе анкетирования родителей).

Деятельность — это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, выполнением требований к нему со стороны общества и государства. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, от требований общества, в котором он живет. Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Рассматривая роль движений в общем развитии ребенка-дошкольника, Е.А. Аркин писал: «...двигательная деятельность в течение не только первых лет, но всего дошкольного периода занимает одно из первых мест как в области физической жизни, так и в области духовных переживаний ребенка. При помощи движений... ребенок знакомится с окружающим миром. ...Именно движения впервые знакомят ребенка с самим собою, открывают ему части его собственного тела; ...при помощи движений он научается выделять свое "Я"...»

ФЕДЕРАВЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ООБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами  и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных  привычек и др.).

Основные функции двигательной деятельности

  • Воздействие на окружающую среду (трудовая деятельность, освоение и изменение окружающей среды).
  • Воздействие на человека.
  • Двигательная деятельность как источник информации о функциональном состоянии человека.

        

        Двигательная деятельность (ДД) это внешняя (видимая) сторона деятельности.
        
Двигательная активность (ДА) организма это внутренняя сторона деятельности.

Формы двигательной деятельности

  1. Естественные формы (повседневно-бытовые) возникшие по ходу жизни.
  2. Моделирующие формы (разработанные самим человеком).
  • аналитические;
  • имитационные (стиль обезьяны, стиль змеи и т.д.)
  • абстрактно-символические (пехота, кавалерия и т.д.)

3.    Орудийно-технические (с использованием технических средств – велосипед, самокат).

4.    Ранжирующие (суть – ранги. Уровень подготовленности и мастерства происходит в условиях единоборства).

5.    Групповые и коллективные (суть этого вида деятельности – командная борьба, интеграция целей или распределения                            ролей).

Признаки двигательной деятельности

Каждый человек, занимаясь физическими упражнениями, использует те виды двигательной деятельности, которые отвечают его потребностям и возможностям и направлены на совершенствование самого себя, своих физических, психических, нравственных, эстетических и других качеств.

Для разграничения существующих видов двигательной деятельности можно выделить следующие ее основные признаки:

-   виды физических упражнений;

-   тип организуемых занятий физическими упражнениями;

-   социальную направленность;

-   форму проведения занятий.

1.  Физкультурная деятельность

2.  Спортивная деятельность

3.  Физкультурно-игровая деятельность

4.  Спортивно-игровая деятельность

Формы организации двигательной деятельности

1. Утренняя гимнастика
2. Физ. минутки
3. Плавание
4. Бодрящая гимнастика
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
6. Ритмопластика
7. Организованная и самостоятельная двигательная             деятельность детей на прогулке (I и II половины дня)
8. Физкультурное занятие
9. Активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы

Организация двигательной деятельности ребенка

Вид 
двигательной

деятельности

Физиологическая и

воспитательная задача

Необходимые

условия

Утренняя

гимнастика

Воспитывать

потребность начинать день сдвижения.

 Формировать двигательные навыки.

 Музыкальное

сопровождение.

Одежда, не стесняющая движения. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослого

 

Движения

во время

бодрствования

Удовлетворение

 органической

потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости и гибкости

Наличие в групповых помещениях, на участках детского сада места для движения. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям

Подвижные игры

 Воспитание умения

двигаться в

соответствии с

заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры

Знание правил игры

 Музыкально-ритмические

движения

 Воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку

Музыкальное

сопровождение

Гимнастика

пробуждения

 Сделать более

физиологичным переход

от сна к бодрствованию. Воспитывать

 потребность перехода от сна к бодрствованию через движение.

 Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения.

Наличие в спальне места для проведения гимнастики

 Гимнастика

и массаж

 Воспитание точного

двигательного навыка.

Качественное созревание мышц

 Обязательное наличие гимнастических пособий.

Непосредственное

руководство взрослого

 Корригирующая гимнастика

Укрепление мышц

опорно-двигательного аппарата.

 Формирование навыка

 правильной осанки

Наличие места для проведения гимнастики и специального

оборудования.

Одежда, не стесняющая движения.

Непосредственное

 руководство взрослого

Значение движения для становления и развития ребенка

Движения принадлежат к функциональным и сложным явлениям природы. Значение движения для становления и развития дошкольного организма привлекло к себе внимание важных ученых самых различных направлений. Этот феномен изучали Физики (Ньютон, А. Энштейн), биологи (Ч. Дарвин, Мечников), физиологи (П.М. Теплов, А.Р. Лурил).
        Древний философ Аристотель считал, что, ни что так не разрушает организм, как продолжительное физическое бездействие. Демокрит отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.
 

В своих педагогических сочинениях Ян Амос Каменский выдвигает ряд положений по физическому воспитанию. Он считал, что в процессе двигательной деятельности ребенок становиться не только сильнее физически, но и духовно. Он писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, и тем он становиться сильнее физически и духовно.».

        Ж.Ж. Руссо писал, что движение — это средство познания окружающего мира, без движений не мыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. Он советовал использовать в воспитании гимнастику, полную свободу движений, игры.

Е.А. Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание детей» называет движение – одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него самой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно противопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е.А. Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель сравнивает неподвижный организм со стоячим болотом, где протекают гнилостные процессы. Е.А. Аркин считает высокую подвижность ребенка дошкольника, его «естественной стихией».

        Б. Никитин считает, что для развития ребенка необходимо движение. Первые месяцы жизни детей насыщены самыми разнообразными движениями и, вместо мирной, спокойной прибавки в весе, они «висели на пальцах», пытались ставить на ножки. Доктор Кох, проводя исследования, сделал вывод, что обучал малышей лазанию по шведской стенке, развивал их врожденный рефлекс ползания.

        Учеными доказано отрицательное влияние гиподинамии на развитие детей дошкольного возраста. Это проявляется и в увеличении числа детей с нарушением осанки, повышенном весе.

        Движение является условием всякого жизненного стимула, неоднократно подчеркивал основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. Движение его в работах – это не только средство физического воспитания, но также нравственного и                            умственного.

          Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5 мин

Двигательные разминки

Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 15-20 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно 5-6 мин.

Образовательная деятельность по физкультуре

2 раза в неделю по 15 мин.

Спортпрогулка

3 раза в неделю по 10 -15 мин

Физкультурный досуг

1 раз в квартал, 20-25 мин

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность — это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде и т. д.

        Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении и дома.

  1. Кожухова Н.Н., Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова, В.В.Горелова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.М. «Владос».2008.271с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.1249-03.-СПб
  3. Сеть творческих учителей http://www.edu.ru/ 
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001
  5. Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 3 – стр. 63-64 
  6. Тульчинская В.Д. Здоровый  ребёнок.- Москва: АНМИ, 1998.      Игровая оздоровительная гимнастика  после дневного сна. – Дошкольное воспитание. 2007. -№2.
  7. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника.М.: «Владос».2000
  8. Шишкина В.А.  Движение +движения – формула для малышей.    2003г.
  9. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста."

   Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаме...

Методическая разработка «Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста совместно с родителями»

Цель: привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры и спортивных упражнений...

Работа с семьей по формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста

Что такое двигательная культура? Как сформировать двигательную культуру у дошкольников? Роль семьи в решении данной проблемы? Ответы вы найдете в данной статье....

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»

laquo;Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»В процессе музыкально-ритмического воспитания используют программу ...