РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по физкультуре

Майер Ирина Сергеевна

 РАЗДЕЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В  ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДЕТЬМИ 4 – 7 ЛЕТ на  2021/2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_2021-22.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАРАИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

УТВЕРЖДАЮ:

И. о. директора  школы:

_____________О. А. Машинец

Приказ № 119 от 01.09. 2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАЗДЕЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В  ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С ДЕТЬМИ 4 – 7 ЛЕТ

на  2021/2022 учебный год

Инструктор по физической культуре: Майер Ирина Сергеевна

с. Бараит

2021 г.

Содержание

Содержание разделов программы

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Возрастные особенности физического развития детей 4-7 лет;

1.3 Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание психолого-педагогической работы

2.2 Учебный план реализации ООП группы

2.3 Описание образовательной деятельности: формы, способов, методы и средства реализации Программы

2.4  Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

 с другими образовательными областями

2.5 Взаимодействие педагогов группы с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1 Режим работы учреждения и режим дня

3.2 Описание условий реализации Программы.

3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.4 Описание материально-технического обеспечения ОП

4. Дополнительный раздел

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

     Рабочая программа инструктора по физкультуре (далее Программа) составлена для реализации Основной образовательной программы МБОУ Бараитская СОШ № 8  (далее ОУ) в образовательной области «Физическое развитие», за основу взята Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  (Соответствует ФГОС)

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

  • ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
  • обучать детей правилам безопасности;
  • создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
  • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (См. пункт 2.6. ФГОС ДО)

Перечень нормативных документов, на основании которых инструктор осуществляет свою деятельность:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- приказ  Минобрнауки Росси от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель Программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Задачи Программы:

- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Принципы и подходы к формированию Программы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики )

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала)

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра

- составлена с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.2 Возрастные особенности физического развития детей 4-7 лет

Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей. Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития детей конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физкультурных занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Возрастные особенности детей 4-7лет см. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:

  1. лет (средняя группа) - стр. 96-98
  1. лет (старшая группа) - стр. 99-101
  1. лет (подготовительная группа) - стр. 101-103

1.3 Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
  •  способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
  •  понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
  •  проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
  • проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
  •  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;
  • проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
  •  проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
  • соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 Этапы освоения Программы

Средняя группа от 4-5 лет

Планируемые результаты к концу года

Ребенок осуществляет элементарный контроль за действиями сверстников: оценивает их движения, замечает их ошибки, нарушения правил в играх. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Способен внимательно воспринять показ педагога и далее самостоятельно выполнить физическое упражнение. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и инструктором, контролирует и соблюдает правила. Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых физических упражнений, передаёт образы персонажей в подвижных играх.

Старшая группа дети от 5-6 лет

Планируемые результаты к концу пятого года:

Ребёнок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат (объем освоенных основных движений, ору спортивных упражнений). В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. Проявляет высокий, стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений. Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Стремится к лучшему результату. В самостоятельной двигательной деятельности ребенок с удовольствием общается со сверстниками, проявляя познавательную и деловую активность, эмоциональную отзывчивость.

Подготовительная группа дети от 6-7 лет

Планируемые результаты к концу шестого года:

Самостоятельно, быстро и организованно строится и перестраивается в движении. Выполняет общие упражнения активно, с напряжением, из разных исходных положений. Выполняет упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой или указаниями. Сохраняет динамическое и статическое равновесие в сложных условиях.

Сохраняет скорость и заданный темп бега. Ритмично выполняет прыжки, мягко приземляется, сохраняет равновесие после приземления.

Отбивает, передает, подбрасывает мяч разными способами. Энергично  подтягивается на скамейке различными способами. Быстро и ритмично лазает по гимнастической лестнице.

Организовывает игру с подгруппой сверстников. Ведет и передает мяч другому в движении. Контролирует свои действия в соответствии с правилами.

Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости в своих движениях.

Постоянно проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознаёт зависимость между качеством выполнения упражнений и его результатом, к физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.

Педагогическая диагностика

Реализация ООП ОУ предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится  в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — индивидуальные карты наблюдений физического развития. (Инструментарий и таблицы мониторинга Приложение № 1)

 Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В основе оценки лежат следующие принципы:

  • Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных  заданий. Информация фиксируется  посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
  • Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени,  хорошо знают ребенка.
  • Оценка максимально структурирована.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, - в начале (сентябрь-октябрь)  и конце учебного года (апрель-май), (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются "баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому мсдико-психолого-иедагогичсскому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Уровни освоения Программы

Низкий

Движения ребенка импульсивные, напряженные, скованные. Плохо скоординированные. Реакция на сигнал замедленная, в играх и упражнениях малая активность. Часто требуется помощь воспитателя.

Средний

Движения ребенка приобретают произвольность. Согласованность. Менее скованы и напряжены. Ребенок улавливает общую структуру и темп движения, реагирует на сигнал, в подвижных играх активен, эмоционален, иногда нуждается в помощи воспитателя.

Высокий

Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно. Наблюдается согласованность в движениях рук и ног. Ребенок хорошо реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним. Выдерживается заданный темп. Проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание психолого-педагогической работы

см. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:

4-5 лет (средняя группа) - стр. 210-211;

5-6 лет (старшая группа) - стр. 211;

6-7 лет (подготовительная группа) - стр. 212-213.

2.2 Учебный план реализации ООП группы

Приложение 2

2.3 Описание образовательной деятельности:

 формы, способов, методы и средства реализации Программы

Структура занятия по физической культуре

В каждой возрастной группе занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю в музыкальном/физкультурном зале или групповом помещении (в зависимости от расписания). Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.

Продолжительность занятия по физической культуре в зале:

20 минут - средняя группа;

25 минут - старшая группа;

30 минут - подготовительная к школе группа.

Из них вводная часть (беседа вопрос-ответ «О здоровом образе жизни»):

2 минуты - средняя группа,

3 минуты - старшая группа,

4 минуты - подготовительная к школе группа.

Разминка:

2 минуты - средняя группа,

3 минуты - старшая группа,

4 минуты - подготовительная к школе группа.

Основная часть (общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижная игра):

15 минут - средняя группа,

17 минут - старшая группа,

19 минут - подготовительная к школе группа.

Заключительная часть (игра малой подвижности):

1 минута – средняя группы,

2 минуты - старшая группа,

3 минуты - подготовительная к школе группа

Структура занятия по физической культуре на свежем воздухе

Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме оздоровительно-игрового занятия, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление в условиях пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов оздоровительно-игрового занятия  инструктором по физической культуре учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Продолжительность занятия по физической культуре на свежем воздухе:

20 минут - средняя группа;

25 минут - старшая группа;

30 минут - подготовительная к школе группа.

Разминка (различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки):

2 минуты - средняя группа,

3 минуты - старшая группа,

4 минуты - подготовительная к школе группа.

Основная часть занятия (развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и выполнять правила в подвижной игре):

18 минут - средняя группа,

22 минуты - старшая группа,

26 минут - подготовительная к школе группа.

 Формы организованной образовательной деятельности

Физкультурные занятия

  • в традиционной форме
  • в форме круговой тренировки
  • сюжетно-игровые
  • подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • в форме соревнования
  • контрольно - зачетные занятия

Подвижные игры

  • сюжетные
  • бессюжетные
  • игры с правилами
  • народные подвижные игры

Спортивные игры  (элементы)

  • футбол
  • баскетбол
  • бадминтон
  • хоккей
  • городки

Игровые упражнения

Физкультурные праздники

Перспективное планирование обучению основным движениям

Приложение 3:  средняя подгруппа;

Приложение 4: старше - подготовительная подгруппа;

Перспективное комплексно-тематическое планирование физкультурных занятий на прогулке, спортивных досугов и праздников

Приложение 5: комплексно-тематическое планирование физкультурных занятий на прогулке;

Приложение 6: спортивных досугов и праздников.

Приложение 7: подвижные и спортивные игры;

Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях

Здоровьесберегающие технологии используемые на занятиях:

Динамические паузы 

     - проводятся во время занятий, от 2 до 5 мин., по мере утомляемости детей.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 

Подвижные и спортивные игры 

     - ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате      - малой со средней степенью подвижности.

Гимнастика пальчиковая 

   - с младшего возраста ежедневно, в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)  

Гимнастика для глаз   

  - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Использую наглядный материал: таблица, геометрические фигуры. 

Гимнастика дыхательная  

  - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.   

Приложение 8: гимнастика пальчиковая и дыхательная, для глаз.  

Методы и приемы обучения

Наглядные

  • наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физоборудования, зрительные ориентиры);
  • тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные

  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

Практические

  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • выполнение упражнений в игровой форме;
  • выполнение упражнений в соревновательной форме;
  • самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

2.4  Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

 с другими образовательными областями

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно решаются задачи других образовательных областей:

1.«Социально-коммуникативное развитие»: создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.


2. «Познавательное развитие»: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движения животных, труда взрослых).


3. «Речевое развитие»: побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок и потешек.


4. «Художественно-эстетическое развитие»: привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и инструктора по физической культуре, оформления спортивного зала; использование в процессе непосредственно образовательной деятельности изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр; игр и упражнений под музыку; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

2.5 Взаимодействие педагогов группы с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

        

Основные формы взаимодействия с семьей

  • Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, приглашение родителей на спортивные праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
  • Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

 «Физическая культура»

  • Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);
  • Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес;
  • Создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
  • Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
  • Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.).
  • Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Приложение 9:  план взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников.

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим работы учреждения и режим дня

Режим работы ОУ:  

-  пятидневная рабочая неделя,  

- 10 -часовое пребывание детей (время работы: с 7.30 до 17.30),  

-  выходные  дни  -  суббота,  воскресенье  и  праздничные  дни,  установленные законодательством Российской Федерации.

Организация  режима  дня  и  воспитательно - образовательного  процесса  в дошкольном  образовательном  учреждении  производится  в  соответствии  с Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами  для  ДОО 2.4.1.3049-13.

Приложение 2:  режим дня.

3.2 Описание условий реализации Программы.

Система физкультурно-оздоровительной работы

В дошкольной организации проводится постоянная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Под руководством медицинского персонала  осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные возможности. Постоянно уделяется внимание выработке у детей правильной осанки. В помещениях обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; детей приучают находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивается пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. Разработан оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности. Поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Уделяется внимание развитию инициативы детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений. У детей воспитывается интерес к физическим упражнениям, они обучаются возможностям  использования физкультурного  оборудования вне занятий (в свободное время). С детьми ежедневно проводится утренняя гимнастика. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки и динамические паузы длительностью 1–3 минуты.

 Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей

4–5 лет

5–6 лет

6–7 лет

Физкультурные занятия

а) в помещении

2 раза в неделю 20 минут

2 раза в неделю 25 минут

2 раза в неделю 30 минут

б) на улице

1 раз в неделю 20 минут

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

а) утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно 6-8

Ежедневно 8-10

Ежедневно 10-12

б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40

в) физкультминутки (в середине статического занятия)

3–5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

3–5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

3–5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц 20

1 раз в месяц 30-40

1 раз в месяц 40

б) физкультурный праздник

2 раза в год до 45 мин.

2 раза в год до 60 мин.

2 раза в год до 60 мин.

в) день здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

б) самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

 Гибкое расписание физкультурных занятий

В сетке занятий предусмотрено три физкультурных занятия: два – в спортивном зале и одно занятие на улице.

Дни недели

Группы

Вторник

 средняя подгруппа                           9.00-9.20

Старше - подготовительная

подгруппа                                           9.00-9.30                          

Среда

 средняя подгруппа                           9.00-9.20

Старше - подготовительная

подгруппа                                           9.00-9.30                          

Пятница

средняя подгруппа                            10.20-10.40

 на прогулке                                      

Старше - подготовительная

подгруппа на прогулке                    10.20-10.50                        

3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Методическое обеспечение образовательной области  «Физическое развитие»

1. Комплексная программа и ее методическое обеспечение

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Серия: Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Э. Я. Степаненкова

Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.

Л. И. Пензулаева

Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.

Л. И. Пензулаева

Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика- Синтез, 2010 г.

Л. И. Пензулаева

Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М: Мозаика- Синтез, 2010 г.

Э. Я. Степаненкова

Сборник подвижных игр- М: Мозаика-Синтез, 2011 г.

Э. Я. Степаненкова

Методика физического воспитания.- Н.,2005

Физическая культура для малышей. Книга для воспитателя детского сада. С.Я. Лайзане –М.: Просвещение, 1987

2. Парциальные программы их методическое обеспечение

3. Технологии и методические пособия

И. М. Новикова

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.

Л.ф. Тихомирова

Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет- Ярославль: Академия развития, 2003

4. Диагностические методики

Н. В. Верещагина Наталья Валентиновна

Диагностика педагогического процесса. (Подготовительная, старшая, средняя, 2 младшая, 1 младшая группы). - Издательство: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

3.4 Описание материально-технического обеспечения ОП

Материально техническое оснащение

В ОУ имеется  спортивный зал,  он предназначен  для  проведения    занятий  и  индивидуальной  работы,  праздников, развлечений,  для  проведения  утренней  гимнастики,  физкультурных досугов, соревнований.

Оборудование для физкультурных занятий: разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.  

.

№п/п

Наименование спортивного  инвентаря

Количество:

1

Дуга малая

1

2

Дуга большая

1

3

Дорожка-мат

1

4

Канат гладкий

1

5

Кегли

10

6

Мяч большой надувной

10

7

Мячи массажные

5

8

Обручи

15

9

Стенка гимнастическая деревянная

1

10

Скакалка

4

4.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Приложение 1:  педагогическая диагностика

Приложение 2: учебный план

Приложение 3: перспективное планирование обучения основным движениям

на физкультурных занятиях в младше - средней подгруппе

Приложение 4: перспективное планирование обучения основным движениям

на физкультурных занятиях в старше – подготовительной подгруппе

Приложение 5: комплексно-тематическое планирование физкультурных занятий на прогулке;

Приложение 6: спортивных досугов и праздников.

Приложение 7:  подвижные и спортивные игры;

Приложение 8: гимнастика пальчиковая и дыхательная, для глаз

Приложение 9: план взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...