Нетрадиционная утренняя гимнастика для детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Постыка Юлия Александровна

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Особое внимание следует уделяеть такой форме работы – как утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, направленные на необходимость «разбудить» организм и все его системы, доставить удовольствие воспитанникам, добиваясь положительного эмоционального отклика, формируя потребность осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом.

В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса  детей к зарядке предлагаю рассмотреть нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:

- игровой стретчинг;

- степ-аэробика;

- гимнастика на фитболах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционная утренняя гимнастика для детей дошкольного возраста»

Введение

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Оздоровительная гимнастикаигры и упражнения способствуют не только улучшению работы пораженного органа, но оказывает многогранное физиологическое действие. Под их влиянием активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние нервной эндокринной системы, повышается функция мышечной системы. 

Оздоровительная гимнастика - это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний.

Занимаясь оздоровительной гимнастикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. Дети становятся спокойнее, уравновешенные. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умением и навыкам. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима, во второй половине дня на прогулке и в помещении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т. д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

В нашем детском саду педагоги применяют комплекс оздоровительных мероприятий. Задачами, которых, является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка, профилактика различных заболеваний, а так же восстановление и закрепление навыков правильной осанки; укрепление общего состояние организма; повышение силы и выносливости мышц верхних и нижних конечностей;

Данный комплекс состоит из:

1. Утренняя оздоровительная гимнастика

2. Физкультминутки

3. Подвижные и спортивные игры

4. Релаксация

5. Пальчиковая гимнастика

6. Гимнастика для глаз

7. Дыхательная гимнастика

8. Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения

9. Самомассаж и точечный массаж.

Особое внимание уделяется такой форме работы – как утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, направленные на необходимость «разбудить» организм и все его системы, доставить удовольствие обучающимся, добиваясь положительного эмоционального отклика, формируя потребность осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом.

Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса  детей к зарядке педагоги детского сада ввели нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:

- игровой стретчинг;

- степ-аэробика;

- гимнастика на фитболах.

Стретчинг

Стретчинг – система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах. Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. В основу игрового стретчинга положены игровые подражательные и имитационные движения, которые осваиваются детьми поэтапно.

Все занятия проводятся в виде сюжетной или тематической игры. Дети изображают различные образы животных, людей, сказочных персонажей. Все упражнения выполняются в сопровождении музыки – как под аккомпанемент пианино, так и под аудиозапись. Музыка позволяет создать необходимый эмоциональный настрой. Сочетание движения, музыки и игры приносит детям массу положительных эмоций.

В ходе проведения утренней гимнастики решаются следующие задачи:

  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
  • Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  • Поддерживание интереса детей к занятиям.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Структура построения утренней гимнастики:

В первой (вводной) части, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями, закрепляют уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. На 1 обучающем занятии приходится давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включаю в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Гимнастика на фитболах

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Интерес к утренней зарядке и желание участвовать в ней обогащают детей положительными эмоциями.

Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика  в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Практически это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

Степ - аэробика

Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по специальной cтеп-плaтформе. В зависимости от уровня сложности ее высота меняется. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.

Утренняя гимнастика состоит из III частей:

Подготовительная часть сводится к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой.

Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идёт основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы.

Заключительная часть общего времени, создаёт условие для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

В состав утренней гимнастики входит:

1. комплекс оздоровительной гимнастики,

2. учебно - развивающие, динамические  игры.

3. комплекс упражнений под музыку.

4. упражнения на расслабление мышц тела.

5. упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание.

6. упражнения на релаксацию с развитием воображения.

7. комплекс оздоровительных игр.

В результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики моторная плотность утренней гимнастики достигла 90% . Но необходимо всегда помнить, что не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть в удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика для детей дошкольного возраста"

Описана необходимость в проведении утренней гимнистики в домашних условиях....

«Значение и организация утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи. Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положител...

«Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста....

Важность и значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста

Значение, содержание и план построения  утренней гимнастики...

Утренняя гимнастика для детей дошкольного возраста

Физические упражнения благотворно влияют на здоровье человека. Поэтому чем больше малыши двигаются, тем выносливее становятся. Основываясь на этом принципе, в образовательную программу детских садов в...

Комплекс утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (6—7 лет).

Комплекс утренней гимнастики   для детей дошкольного возраста (6—7 лет)....