Сообщение на тему: "Методика подготовки и проведения физкультурных занятий в детском саду"
консультация по физкультуре

Урусова Ольга Павловна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения                                               детский сад  № 5 с. Субханкулово муниципального района                                                        Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

Сообщение на тему:

 «Методика подготовки и проведения

физкультурных занятий в детском саду»

 

 

подготовила: воспитатель

                                                                                     Урусова О.П.

 

 

 

с. Дуслык, 2020 год 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

          В ДОУ основной и наиболее рациональной формой обучения детей основным     движениям являются занятия, эффективность которых во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи.

Для каждого занятия обозначаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на:

  • охрану и укрепление здоровья детей;
  • улучшение их физического развития;
  • функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;
  • закаливание;
  • совершенствование координации движений дошкольников;
  • развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детского организма.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме и роли физических упражнений в его жизнедеятельности, а также способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Одновременное взаимосвязанное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач будет способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, расширению их двигательного опыта.

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: обучение (первоначальное разучивание), закрепление (углубленное разучивание) и совершенствование навыка. А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

На первом этапе - обучения или первоначального разучивания — ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. Показ воспитателя должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение — четким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Задача второго этапа — закрепления — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко выполнять их. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений.

Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях. На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. Задачи этого этапа реализуются посредством подвижных игр, вариативного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря, литературных произведений, иллюстраций и т.п. Как показывает практика, с детьми младшего дошкольного возраста совершенствовать определенное умение можно как при выполнении одного движения, так и в гармоничном согласовании его с другим движением. Такой прием вызывает определенный интерес у детей и огромное желание заниматься физкультурой. Вместе с тем такой прием позволяет обеспечивать более высокую моторную плотность за счет максимально сниженных простоев детей. От детей данного возраста невозможно добиться такой четкости и ритмичности выполнения упражнений, которая характерна для старших дошкольников. Поэтому младшие дошкольники компенсируют это подражанием движений взрослого и своих сверстников, а также своей эмоциональностью и желанием накопить двигательный опыт.

Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

Задачи в предлагаемых ниже конспектах занятий также указаны в соответствии с этапами освоения движений, независимо от последовательности движений в занятии.

Начиная со второй младшей группы физкультурные занятия проводятся со всеми детьми одновременно. Общая продолжительность занятия с детьми данной возрастной группы - 15 минут.

Наличие трехчастной формы (вводная часть, основная, заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебный материал и обеспечить постепенный подъем и снижение физической нагрузки.

Вводная часть - это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Упражнения данной части занятия направлены также на мобилизацию внимания детей. Содержание вводной части включает построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, подвижные игры, игровые упражнения. Заканчивается вводная часть ходьбой и дыхательным упражнением.

Продолжительность вводной части для детей второй младшей группы - до 1,5 минуты.

Содержание основной части занятия разнообразно. Это упражнения общеразвивающего характера (ОРУ) из различных исходных положений (и.п.) с предметами или без них, а также основные виды движений (ОВД) и подвижная игра. Вариативность содержания основной части определяется формой проведения занятия (см. таблицу с. 7). В этой части сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм младшего дошкольника. Почти все упражнения взрослый показывает сам. Но некоторые из них может показать ребенок, особенно во втором полугодии. Использование разнообразного (стандартного и нестандартного) оборудования и инвентаря позволяет сделать комплексы упражнений более интересными и показать младшим дошкольникам варианты одного и того же упражнения.

Основные виды движений планируются по 2-3 вида на одно занятие. Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных видов движений для каждого занятия с учетом их физиологической сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и подбором основных движений, которые на этапе закрепления или совершенствования выступают средством не только стимуляции нагрузки, но средством оживления двигательного опыта детей.

Подвижная игра (сюжетная или бессюжетная) является завершающим аккордом в плане эмоциональной и физической нагрузки.

Продолжительность основной части — 12—13 минут.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу эффективно реализовать поставленные задачи.

В заключительной части необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности (хороводная) и т.п. Продолжительность заключительной части — до 2 минут.

Формы проведения занятий по физкультуре, предлагаемые ниже, разнообразны, и все они носят игровой, увлекательный характер (см. таблицу).

Формы физкультурных занятий

Название

Структура физкультурного занятия

Вводная

Основная

Заключительная

1.

Игровые.

Игра средней подвижности (разминка).

2-3 игры с разными видами движений (последняя - большой подвижности).

Игра малой подвижности.

2.

Учебно-тренировочные.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков, разми-ночный бег.

Общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры.

Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения и т.п.

3.

Сюжетные.

Любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые с сюжетом занятия, подобранные с нарастанием физической нагрузки к середине занятия и снижением ее к концу.

4.

Комплексные.

Построение занятия по типу 1-3, но с включением заданий на закрепление знаний по другим разделам Программы: ознакомлению с окружающим, развитию речи и т.д.

В младшей группе используются преимущественно комплексные, сюжетные, игровые, а также сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры. Такой подход при выборе формы проведения прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюжете, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т.п.) будет наиболее рациональным и эффективным. Учебно-тренировочные занятия используются в меньшей степени.

Игровые занятия — это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Их проведение целесообразно после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положительных эмоций. Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно состоять только из подвижных игр, не стоит. Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, солнышко потягивается и т.д.), при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.

Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разыгрываемый детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры различной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (несказочные) персонажи и т.п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми двигательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов.

Комплексные занятия — занятия, в ходе которых педагог имеет возможность решить посредством физической культуры задачи других образовательных областей (математика, развитие речи, познание окружающего мира, безопасность и т.п.). А содержание таких образовательных областей дошкольной педагогики, как математика, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д., нередко настолько объединено, взаимосвязано и взаимообусловлено с содержанием физического воспитания, что единственно верный и необходимый путь — это объединение их в комплекс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в единое целое. Поэтому в комплексных занятиях указаны задачи этих образовательных областей.

Также в работе с младшими дошкольниками используются учебно-тренировочные занятия. Занятия этой формы целесообразно проводить при обучении дошкольников наиболее сложным для них видам движений (метание, бросание, подлезание) или технически небезопасным (лазание, упражнения с гимнастической палкой и т.п.).

Вместе с тем четкой системы в последовательности проведения вышеописанных форм занятий автор не придерживается, мотивируя это тем, что выполнить поставленные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи можно в игровой форме через содержание занятия любой формы.

Автор придерживается мнения, что для усвоения движений детьми 3-4 лет необходимо не просто их повторение, а повторение, не удаленное во времени, поэтому содержание занятий на каждой неделе повторяется дважды с небольшими усложнениями, которые указаны в конце каждого занятия. Это позволит педагогу закрепить предложенный на первом занятии материал, а также поддерживать у детей интерес к занятию и решить поставленные задачи. Задачи оздоровительного и воспитательного характера в конспектах не указываются, потому что являются общими для всех занятий и не требуют, в отличие от задач образовательных, подробного описания к каждому занятию.

Таким образом, учитывая поэтапность (обучение, закрепление, совершенствование), программные задачи решаются посредством всех представленных форм физкультурных занятий через игровые методы и приемы.

Развитию физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях уделяется также большое внимание. Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, поэтому в задачах каждого занятия они не указаны.

Структурные части предлагаемых физкультурных занятий включают также различные дополнительные компоненты, среди которых дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.

Целесообразность внедрения специальных дыхательных упражнений (Приложение 2), проводимых в увлекательной стихотворной игровой форме, обеспечивается тем, что в результате ее использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка младшего дошкольного возраста. Педагог, объясняя выполнение определенного дыхательного упражнения, показывает его, а в дальнейшем корректирует выполнение его детьми. Вместе с тем название самого упражнения («Хлопушка», «Задуй свечу», «Здравствуй, солнышко!» и т.п.), эмоционально представленное педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами и т.п. И поэтому достигается благоприятный оздоровительный эффект от проведения данных упражнений на физкультурных занятиях.

В содержании занятий представлены также психогимнастические упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снизить у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей данного возраста используются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций. Упражнения психогимнастики предполагают выполнение детьми определенных ролей, проигрывание ими различных воображаемых ситуаций, обучение умению выражать свои эмоции. В содержание упражнений могут входить задания на воспроизведение мимики при различных эмоциональных состояниях, передача жестов, элементы пантомимы, выразительных движений. Как правило, педагог объясняет задание, побуждает представить ситуацию, напоминает об аналогичных случаях, чувствах и эмоциях, которые дети переживали в то время, и предлагает выразить это в мимике, жестах или движениях. Возможно использовать показ отдельных элементов, однако не стоит злоупотреблять им, так как это может привести к простому подражанию без «проживания» чувств и эмоций, заложенных в содержании упражнения или этюда. Очень важны в этой ситуации положительный настрой детей, наличие игровой мотивации и доброжелательная оценка взрослого.

Целесообразность использования в содержании занятий пальчиковых гимнастик (Приложение 1) обусловлена слабым развитием мелких групп мышц у младших дошкольников. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В частности, исследованиями российского ученого М.М. Котовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает руку ребенка к дальнейшему обучению в школе (рисование, письмо). С детьми дошкольного возраста пальчиковые гимнастики проводятся в рифмованной стихотворной форме и носят увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастик, развивая при этом не только речь, но и иные психические процессы (память, мышление, воображение).

При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части занятия важно придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Большинству детей младшей группы свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название,t это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти задания, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять, у некоторых появляются зевота, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Реализация задач физического воспитания находится в тесном единстве с реализацией задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. На занятиях по физическому воспитанию у дошкольников младших групп педагог целенаправленно формирует положительные черты характера, нравственные качества посредством использования разнообразных методов, среди которых: убеждение, поощрение, похвала, порицание, положительный пример других детей и свой личный, разъяснение, беседа. Накопление морального опыта и его закрепление на занятиях по физическому воспитанию осуществляются в подвижных играх под руководством педагога.

При обучении физическим упражнениям происходит развитие и психических процессов. Давая различные задания, педагог способствует проявлению у детей активности, самостоятельности, сообразительности, находчивости, предлагая, к примеру, двум детям придумать, как пролезть в обруч двоим, стоящим рядом, и т.п. Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей, повадки животных и птиц в природе и т.п.).

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе занятий, когда педагог обращает внимание детей на красивую, правильную осанку кого-либо из детей, опрятную спортивную форму, а также образцовый показ упражнения, вызывая тем самым у детей эстетическое удовольствие и желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом.

Создание педагогом благоприятного психологического климата, правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, жизнерадостное настроение взрослого будут способствовать воспитанию у детей положительных эмоций.

Особое внимание следует уделять речи педагога, ее эмоциональной окраске, тембру, выразительности. В конспектах занятий, приведенных ниже, подробная речь педагога приводится только в тех случаях, когда это связано с игровым сюжетом или она сугубо ситуативная для данного занятия.

В графе «Методические рекомендации» помимо отдельных указаний по организации и методике проведения занятий определены

участие воспитателя, его роль в проведении занятия. Это могут быть осуществление страховки детей при выполнении отдельных движений, работа со второй подгруппой при подгрупповом способе организации основных движений и т.п. Ведущая роль на всех занятиях принадлежит инструктору.

Таким образом, на занятиях по физическому воспитанию с младшими дошкольниками педагог осуществляет оздоровление, обучение, воспитание
и развитие посредством использования различных методов и приемов,
оборудования, уделяя при этом значительное внимание аспектам
нравственного, умственного, эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий в детском саду.

В работе рассматриваются понятия интегрированных и комплексных занятий . Показаны разница между ними и даны рекомендации по подготовке и проведению....

Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду.

Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Психолог  в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здо...

Танцевальные занятия в детском саду методика подготовки и проведения.

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно испол...

Подготовка к НОД и проведение занятий в детском саду.

Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикр...

Сообщение на педсовете на тему: "Подготовка и проведение интегрированных занятий в детском саду."

Доклад на тему: "Подготовка и проведение интегрированных  занятий в детском саду."...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....