Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО
статья по физкультуре

Слабодская Евгения Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_statya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Слабодская Е.В., инструктор по

                                                                                  физической культуре

ГБДОУ д/с №91 Московского района

 Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.

Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них - физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:

  • обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
  • содействие правильному физическому развитию детей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;
  • формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ инструктором по физкультуре используются следующие формы и методы:

Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

Корригирующие упражнения – используются в начале занятия, способствуют формированию правильной осанки и ее коррекции, включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы. Чаще проводятся в виде имитационных движений зверей и действий под музыку.

Общеразвивающие упражнения с различными предметами и без них – помогают развивать крупную и мелкую моторику детей; контролировать свои движения и управлять ими.

Основные виды движения – используются для развития физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации); накопления и обогащения двигательного опыта у детей; формирования у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.

Эстафеты – используются как часть занятия, вместо подвижной игры или как часть спортивного мероприятия. Помогают в создании благоприятного эмоционального состояния у детей, приобщении детей к здоровому образу жизни.

Ритмопластика – включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности, развивает координацию движений, ловкость, быстроту, умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Пальчиковая гимнастика – применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику.

Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоровительный эффект.

Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия.

Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм.

Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков и без во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка.

Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах, сайте детского сада, демонстрация презентаций, Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.

Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на районных методических объединениях, педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах.

Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительных кружков.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий работе инструктора  по физической культуре повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...

Статья. Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации ФГОС ДО

Статья для инструкторов по физической культуре, воспитателей  в ДОУ и педагогов ДО...

Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)

Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.

В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по ФК

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре : аспекты реализации требований ФГОС ДОВ настоящее время в России, в связи с законом Российской Федерации &laqu...